Что сказала каждая из женщин о своем сыне? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
Какая из женщин может действительно гордиться своим сыном? Почему?
- Какая главная мысль объединяет произведения В.Осеевой? (Уважительное и бережное отношение к нашим мамам позволяет им действительно гордиться своими детьми).
Скажите пожалуйста, как зовут первого космонавта Земли? Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. Я хочу предложить вам рассказ А.Т.Гагариной, матери первого космонавта, «Счастье матери - в ее детях». Послушайте его внимательно.
Педагог зачитывает произведение.
Беседа о прочитанном
Педагог
- Сколько всего детей было у А.Т Гагариной?
- Как дети помогали своим родителям?
- За что Юрий Алексеевич благодарил маму уже после своего первого полета?
-Как вы можете доставить своим мамам радость? (Ответы подтвердите строчками из рассказа)
Я предлагаю вам прочитать стихотворения С.В.Михалкова «Десятилетний человек».
Самостоятельное чтение детьми стихотворения.
Беседа о прочитанном:
Педагог
Кто главный герой этого стихотворения?
В какое историческое время происходят описываемые события?
-Как вы думаете, что произошло с мальчиком и его родными?
-Почему мы читаем с вами это стихотворения, беседуя о маме? Найдите в тексте строчки, показывающие тоску мальчика по родным, особенно по маме.
-Почему автор назвал это стихотворение «Десятилетний человек»? (Автор хотел показать читателям, что после всего пережитого у этого мальчика детство закончилось).
Действительно, в Великую Отечественную войну осталось много детей без родителей. В те страшные годы нашлись люди, которые помогли этим детям выжить, поделились последним куском хлеба, заменили отца и мать. О таких людях рассказ А.Митяева «Дети кузнеца». Прочтите рассказ внимательно.
Самостоятельное чтение рассказа детьми.
Беседа о прочитанном:
Педагог
-Кто главные герои рассказа?
-Как появился в их доме первый ребенок?
-Как появились остальные дети?
-Сколько всего детей было в семье Шаахмета и Бахри?
-Сумели ли Шаахмет и Бахри заменить приемным детям родителей? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
- Можно ли назвать семью кузнеца многонациональной? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
Подведение итогов занятия.
Педагог
Какие произведения мы сегодня читали на занятии? Назовите авторов и названия произведений. О чем эти книги? Какое из произведений вам особенно запомнилось? Почему?
Домашнее задание:
-напишите дома сочинение «Моя мама». Расскажите в нем какая у вас мама, как вы ей помогаете. (5-6 предложений)
-разучите и инсценируйте под руководством педагога стихотворение Н.Саконская «Доброе сердце».
-найдите и выучите стихотворение о маме, прочтите его в классе.
По итогам выполнения домашнего задания создается мини-мультфильм «Моя мама»:
От автора: «Девочки и мальчики 3 класса сегодня хотят сделать подарок своим мамам. Сначала они расскажут о своих мамах».
Представление каждого участника, его рассказ.
Ребята инсценировали стихотворение Н.Саконской «Доброе сердце»
Инсценировка произведения.
В конце дети хором зачитывают следующие строчки:
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!»
На последнем занятии месяца используются в работе материалы журнала «Читайка» № 3 2009:
-чтение и обсуждение стихотворений современных авторов: Р.Куликова «Март», Л.Яковлев «Капель», Е.Игнатовская «Пробуждение» (с.4-5);
-чтение и обсуждение стихотворений И.Гамзаковой из серии «На кухне». Выполнение заданий на (с. 12-13);
-проведение игры по сказке «Три толстяка» (вкладыш);
-чтение и обсуждение материала рубрики «Как быть хорошим» Н.Забродоцкой «Прошу прощения» (с.36-37).
Занятие 7.
Тема: «Рассказы о космонавтах»(3 часа)
Цель: расширять представления учащихся о произведениях, посвященных освоению космоса.
Задачи занятия:
Коррекционные задачи:
-развивать связную речь учащихся;
-учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;
-развивать внимание детей;
-пополнять словарный запас учащихся.
Образовательные задачи:
- знакомить с историей освоения космоса;
- познакомить детей с литературой о космонавтике;
-закрепить навык выразительного чтения;
-учить составлять суждение о прочитанном;
-учить самостоятельно готовить краткое сообщение по заданной теме;
-учить самостоятельно находить книги по заданной теме.
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к книге;
-воспитывать чувство гордости за свою страну;
-воспитывать уважения к космонавтам.
Оборудование занятия:выставка книг, посвященных космонавтике, портреты космонавтов, схема планет Солнечной системы, иллюстрации к произведениям, тексты произведений.
Предварительная работа: рассказать учащимся об основных этапах овладения космосом. Рассказать о первом выходе человека в космос. Обратить внимание учащихся, что Павел Иванович Беляев – летчик-космонавт, командир экипажа, в составе которого А.А.Леонов вышел в открытый космос. Юрий Борисович Левитан – диктор радио, оповещавший всю страну о самых важных событиях в стране и мире.
Ход занятия:
Педагогначинает занятие с чтения стихотворения:
Начало загадки для малыша –
В воротах за поворотом.
Калитку он трогает и, не дыша,
В щелочку смотрит: «А что там?»
Растешь ты – загадка в простор голубой
К небесным взмывает высотам,
На Солнце сверкает, мерцает звездой…
И ты повторяешь: «А что там?»
Точь-в-точь, как тебе, еще в старину
Хотелось узнать звездочетам –
Смотрели на Солнце они, на Луну
И тихо шептали: «А что там?»
… К неведомым звездам настанет черед
Умчаться с Земли звездочетам.
Но, к цели пробившись, закончив полет,
Вновь взгляд устремят космонавты вперед
И спросят упрямо: «А что там?».
(А.Дитрих)
Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и загадочный. И вот 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная новость: «Человек в космосе!». Многовековая мечта людей о полете в космос сбылась. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным. Юрий Алексеевич сделал один веток вокруг Земли, всего 108 минут он провел в космосе, но этот подвиг открыл новую эру - эру полетов человека в космическое пространство.
Космонавт. Такого слова не было среди многих, многих тысяч слов.
И до Ю.А.Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по снегам и льдам к полюсу. Но все они путешествовали по земле. А Ю.А.Гагарин был далеко от земли - в космосе! Там он впервые узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и шар висит в воздухе. За окном иллюминатором всегда черная, непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к Солнцу, а темно. Все это первым увидел, узнал, испытал на себе Юрий Алексеевич Гагарин.
Посмотрите на нашу выставку книг. Какие книги представлены на ней? Как вы думаете, какая книга рассказывает о первом полете человека в космос? Правильно, это книга М.В.Водопьянова «106 минут вне Земли». Прочтите это произведение.
Дети самостоятельно читают произведение.
Беседа о прочитанном
Педагог
-Когда (число, месяц, год) люди услышали весть о первом полете в космос?
-Кто был первым космонавтом?
-Во что был одет Ю.А.Гагарин?
-Что лежало в одном из карманов костюма? Для чего?
-Кто был готов заменить Ю.А.Гагарина в случае болезни?
-Как называется состояние человека, когда руки и ноги ничего не весят?
-Как приземлился Ю.А.Гагарин?
-Кто встретил его первым?
-Сколько времени был в полете первый космонавт?
Давайте попробуем отгадать загадки о космосе:
1.Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)
2.Лежит ковер большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо).
3.По голубому блюду золотое яблочко катится. (Небо и Солнце)
4.В безбрежном океане плывет корабль между огнями. (Месяц и звезды)
5.Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
6.Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц).
7.Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
8.Сколько ни езди, ни ходи,
Конца тут не найти. (Земной шар).
9.Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят. (Планеты Солнечной системы).
10.Украшал ночную синь серебристый апельсин. А прошла неделя только – от него осталась долька (Луна).
Подведение итогов.
Педагог
Давайте внимательно посмотрим на схему планет Солнечной системы. Назовите планеты, начиная от Солнца. Попробуйте их запомнить. Запишите по памяти названия планет в тетрадь.
Выполнение задания. Проверка задания.
Педагог
Есть на нашей выставке книга Алексея Архиповиче Леонова «Выхожу в космос». Алексей Архипович Леонов первый человек, который вышел в открытый космос. Именно этому событию и посвящена книга, которую вы держите в руках. Обратите внимания, кто нарисовал иллюстрации к этой книге? Правильно сам автор, космонавт А.А.Леонов.
Рассмотрите сборник рассказов А.Леонова. Как называются рассказы. Прочитайте самостоятельно рассказ «Я выхожу в космос».
Чтение рассказа по цепочке.
Беседа о прочитанном
Педагог
-Как звали первого космонавта, вышедшего в открытый космос?
-Кто был командиром корабля?
-Как виделась Земля А.А.Леонову из космоса? Подтвердите отрывком из текста.
-Что чувствовал А.А.Леонов в открытом космосе? Подтвердите отрывком из текста.
-К какому выводу пришел А.А.Леонов, находясь в открытом космосе?
-Какие опасности подвергают человека в космосе?
-Что помогло вам представить автора в открытом космосе? (Иллюстрации) Рассмотрите их внимательно. Чем вас поражают рисунки автора?
Подведение итогов занятия.
Педагог
О чем мы сегодня читали? Понравились ли вам произведения о космосе? Что бы вы еще хотели узнать о космосе и космонавтах?
Домашнее задание:
-узнайте у бабушек и дедушек, как они узнали о первом полете человека в космос. Что они чувствовали при этом?
-подготовьте сообщение по темам:
«Первая женщина – космонавт Валентина Терешкова»
«Первая орбитальная станция»
«Первый полет на Луну»
Обсудите сообщения в классе.
-найдите и прочитайте другие книге о космонавтике. Обсудите их в классе.
На последнем занятии месяца используются в работе материалы журнала «Мурзилка» № 5 2009 год:
-чтение и обсуждение стихотворений, опубликованных в рубрике «Наши любимые писатели» А.Митляев «Май», «Шмель», «Сорока», «Сыроежки» (с.6-7), Р.Сеф «Зеленый водопад», «Птичий язык», «Совершенно непонятно» (с.10-11);
-чтение и обсуждение рассказа И.Антонова «Реклама» (с.16-17);
-чтение и обсуждение произведений Я.Акима «Моя собака», «Наша планета» (с.18-19);
-чтение и обсуждение материалов рубрики «Это интересно».
В конце учебного года проводятся итоговые занятия (4 часа), в рамках которых еще раз вспоминают и обсуждают прочитанные с детьми произведения, смотрят мини-мультфильм «Моя мама», читают наиболее удачные сочинения и рассказы учащихся. сочинений. Каждый ребенок выступает с сообщением о своей любимой книге или авторе, готовит свой список книг, которые хотел бы почитать летом. Педагог знакомит детей с детским журналом «Кукумбер», в котором печатаются произведения современных детских писателей и поэтов. Педагог читает и обсуждает вместе с учащимися новые стихи Инны Гамазковой, рассказы о сверстниках Владимира Янова, рассказ Елены Коровиной «У Лёки большие щёки», опубликованные на страницах этого журнала.
Список литературы:
1.Алабина, Л.В. Сборник занимательных задач в стихах [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В.Алабина. – М.: ЦГЛ, 2003. 24 с.
2.Горовая, В.И. Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 кл. [Текст]: пособие для учителя / В.И.Горовая, Н.И.Дробот, Л.И.Кулагина, Т.К.Лаврентьева. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с.
3.Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению [Текст] / С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева. – 2-е изд.. стер. – М.: Ось-89, 2006. – 240с.
4.Мищенкова, Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками [Текст] / Л.В.Мищенкова. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 160 с.: ил.
5.Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с. – (Вместе учимся, играем)
6.Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида [Текст]. – М.: Изд-во Парадигма, 2010. –407с.- (Специальная коррекционная педагогика).
7.Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-оол. – М.: ИЦ Академия, 2001. –288с.
8.Сметанникова, Н.Н. Стратегия воспитания Лидеров чтения [Текст] / Н.Н.Сметанникова. – М., 2007.- 234с.
9.Сухин, И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие [Текст]: литературные викторины для дошкольников и младших школьников / И.Г.Сухин. – М.: Новая школа, 1996. – 176 с.
10.Тихомирова, И.И. Детское чтение: тенденции и противоречия // Семейное чтение в год семьи [Текст] / И.И.Тихомирова; сост. Жукова Т.Д. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320с.