Требования к оформлению курсовых работ
Курсовая работа
Вхождение в новое информационное общество существенно изменяет требования к подготовке специалистов. Современный специалист должен не только владеть знаниями, умениями и навыками в сфере своей профессиональной деятельности, но и обладать широким набором компетентностей, обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда, высокий уровень общей культуры и возможности продолжения образования. К набору компетентностей, расширяющих границы профессионального поля будущих специалистов, способствующих развитию его профессиональных и личностных качеств, относится методологическая компетентность.
Методологическая компетентность отражает способность личности к системному пониманию источников, характера, тенденций развития социально-культурной сферы и умений осуществлять научный поиск в направлениях ее совершенствования.
Методологическая компетентность будущих специалистов формируется в процессе овладения курса «Методология и методика исследования социально-культурной сферы» и выполнения курсовых работ.
На кафедре социально-культурной деятельности формированию методологической компетентности уделяется большое внимание, поскольку сегодня университетское образование базируются на тесной связи образования и науки. Включение студентов в научно-исследовательскую деятельность, приобщение их к миру науки, к самостоятельной продуктивной творческой деятельности начинается на ранней стадии обучения — на втором курсе, а именно с выполнения первой курсовой работы.
В процессе выполнения курсовых работ ставятся следующие задачи:
- расширение методолого-теоретических ориентиров осуществления будущей профессиональной деятельности:
- интеграция знаний, полученных в процессе обучения, применение в конкретной ситуации;
- формирование научно-исследовательских знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное включение студентов в процесс социального проектирования; преобразование практики с научных позиций;
- стимулирование студентов к доказательности своих утверждение, системного мышления, методологической рефлексии.
За время обучения студенты выполняют три курсовые работы.
Курсовая работа,№1 выполняется на втором курсе.
процессе ее написания студенты должны проявить знания функций культурной деятельности, средств, методов и форм ее осуществления принятых на вооружение; умения устанавливать их соответст-
вие современным тенденциям развития социально-культурной сферы. В рамках курсовой работы студенты должны ответить на целый ряд вопросов: почему на практике не используется весь диапазон существующих форм СКД, что является причиной того, что в исследуемом учреждении культуры в социально-культурную деятельность не вовлекаются те или иные возрастные группы населения, обосновать шаги необходимые для преобразования сложившейся практики.
Студенты в процессе выполнения Курсовой работы № 1 должны уметь представлять социально-культурную деятельность какого-либо учреждения культуры как системный объект, анализировать состояние ее ресурсного обеспечения; выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на успешность функционирования данного учреждения; уметь проводить социологические исследования, систематизировать и обобщать их результаты; осуществлять поиск обоснованных решений по преобразованию социально-культурной деятельности исследуемых учреждений.
Курсовая работа№ 2 выполняется на третьем курсе обучения. Курсовая работа №2 направлена на раскрытие одной из методик включения населения в процесс социально-культурного творчества; создание механизма «перевода» случайных потребителей кулътурно-досуговых услуг конкретного учреждения в статус постоянных посетителей, соучастников творческого процесса освоения и развития культуры; поиск средств формирования у них потребностей к постоянному духовному обогащению, саморазвитию, самореализации, самосовершенствования.
Выполнение курсовой работы № 2 предполагает обоснованный выбор и творческое применение одной из следующих методик социально-культурной деятельности:
-методики информационно-просветительской деятельности;
- художественно-зрелищных методик;
- методики аудио-видео досуга;
- методики туристского досуга;
- методики изучения личности участников досуговых объединений;
- методики оценки эффективности деятельности культурно-досугового учреждения;
- методики использования педагогического потенциала игры в куль-турно-досутовой деятельности;
- клубных методик развлекательного и празднично-игрового общения;
- «клубная драматургия» как направление клубной методики;
- сферы применения клубных методик;
- опыт применения клубных методик в организованном досуге людей
различных возрастных категорий (варианты: парковых методик; игровых;
художественно-зрелищных, экскурсионных, туристских, спортивно-оздоровительных и т.д.);
В курсовой работе № 2 стоят задачи не только обоснованного выбора конкретной методики социально-культурной деятельности, описания ее сущности и особенностей использования, но и обогащение выбранной методики новыми приемами, формами, способами осуществления с учетом возрастных особенностей и досуговых предпочтений целевой аудитории, а также ресурсных возможностей сферы ее реализации.
Курсовая работа№ 3 — выполняется на четвертом курсе в рамках специализации. Целью выполнения Курсовой работы №3 является обоснование и разработка в рамках выбранной специализации социально-культурного проекта или культурно-досуговой программы вовлечения различных возрастных категорий граждан в процесс социально-культурного творчества. Процесс проектирования включает в себя определенные стадии и этапы, их содержательное наполнение, которые образуют жизненный цикл проекта. Так, в курсовой работе № 3 должна быть отражена концептуальная стадия создания проекта.
Требования к оформлению курсовых работ
Все курсовые работы подлежат оформлению по единым правилам:
Работы выполняются на стандартных листах белой бумаги, формата А-4 (размер 210 -297мм ). При подготовке текста следует предусмотреть наличие левого поля 35 мм для последующей сшивки текста.
Текст работы печатается на компьютере, машинке или пишется от руки.
4. Композиционная структура курсовой работы должна включать в, себя следующие элементы:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- главы и параграфы основной части;
- заключение;
- библиографический список (библиографию);
- приложения.
4. Титульный лист выполняется в соответствии с установленным на
|кафедре образцом.
5. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой работы (глав и отдельных параграфов, заочения, библиография, приложение) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, по-следовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Количество глав и параграфов определяет сам исследователь в зависимости от характера и сложности поставленных задач. Каждый параграф должен быть не менее 10-12 страниц. Пример оформления оглавления представлен ниже.
Оглавление
Введение......................................................................................................... стр.
Глава 1.............................................................................................................
1.1.........................................
1.2........................................
1.3.........................................
Выводы по первой главе.
Глава 2...............................
2.1.........................................
2.2.........................................
2.3.........................................
Выводы по второй главе.
Заключение.......................
Библиография...................
Приложения......................
Объем курсовой работы предусмотрен примерно в 50 - 60 стр. через 1.5 интервал, 14 шрифтом.
Курсовая работа может содержать ссылки на собственные работы (рефераты, макеты, сценарии, контрольные работы, разработки и т.д.).
Структура курсовой работы
Введение
Во введении отражаются:
Актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной, двух страниц показать какие задачи стоят перед наукой и практикой в аспекте выбранной темы, что уже сделано в самом общем изложении, почему данная тема является социально значимой, однако требует поиска новых решений или более глубокого рассмотрения. Так, в курсовой работе №1 раскрывается значимость изучения различных аспектов социально-культурной деятельности в конкретных исторических, политических, экономических условиях; дается оценка уровни организации различных видов социально-культурной деятельности в регионе, муниципальном образовании,
конкретном учреждении культуры; определяется терминологический аппарат исследования, обосновывается необходимость осуществления поиска путей совершенствования социально-культурной деятельности. В актуальности темы исследования раскрываются противоречия, на основе которых формулируется проблема. При постановке проблемы главное внимание уделяется изучению научной литературы и обобщению опыта социально-культурной деятельности.
Цель исследования — результат исследования, который предполагается в самом общем виде получить в итоге курсовой работы. По завершению курсовой работы ее автор должен полностью решить проблему исследования в рамках определенных его предметом, целью и поставленными задачами.
При этом в качестве цели исследования в самом обобщенном сжатом виде формулируется предполагаемый результат, отражающий, как теоретический и практический уровни исследования.
Обязательным элементов введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования.
В качестве объекта исследования рассматривается та часть практики или научного знания, которая подлежит изучению. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
На уровне курсовой работы объектами могут выступать индивиды, социальные группы, социальные институты, включенные в социально-культурную деятельность; явления и процессы духовной жизни, связанные с вовлечением отдельных людей или разных групп населения в мир культуры.
Объект и предмет необходимо рассматривать вместе.
Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект.
Предмет исследования в курсовых работах — процесс совершенствования социально-культурной деятельности учреждений культуры, образования, социальной защиты и иных социальных институтов, связанный с вовлечением разных групп населения в мир культуры и стимулированием их социально-культурного творчества.
Предмет исследования всегда находится в границах объекта.
Объект и предмет как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частной. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы.
Цель, объект и предмет исследования зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Гипотеза исследования.
Гипотеза это научное предположение, допущение, истинное значение которого неочевидно, т.е. требует доказательства.
Гипотеза является одним из главных способов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее экспериментальной (в некоторых случаях теоретической) проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает ее, и тогда строится новая гипотеза и т.д.
Выдвижением гипотезы выстраивается предположение о том, каким образом автор исследования намерен разрешить поставленную проблему.
Сформулированные цели и гипотеза логически определяют его задачи.
Задачи исследования.
Под задачей в гносеологии понимается данная в определенных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
В курсовых работах желательно предусмотреть решение трех групп задач:
- теоретических (осуществить анализ и оценку состояния проблемы, раскрыть сущность понятий...., выявить особенности..., раскрыть потенциала ..., определить принципы и подходы ... и т.п.);
- методических, связанных с разработкой методик оценки ресурсного обеспечения социально-культурной деятельности в конкретном учреждении культуры, изучения потребностей посетителей культурно-досуговых учреждений и эффективности их деятельности, наблюдения за участниками массового мероприятия и т.д.;
-прикладных, ориентированных на оказание конструктивного влияния на социально-культурную практику, т.е. выработку технологии/методики активизации различных категорий населения, рекомендаций по улучшению взаимодействия различных социально-культурных учреждений и т.д.
Задачи исследования определяют ход и логику исследования, их совокупность должна обеспечивать достижение поставленной цели.
Все поставленные в работе задачи должны быть решены.
Методологическая основа исследования.
Задача исследователя в данном разделе состоит в том, чтобы отразить свою позицию в отношении того, какие теории, концепции, идеи, положения, подходы принимаются им в качестве базовых, исходных в процессе решения исследовательских задач и достижения поставленной в исследовании цели.
Данный раздел позволяет создать полное представление об уровне методологической и профессиональной культуры исследователя.
При написании курсовых работ в данном разделе должны находить отражение работы современных философов, имеющих отношение к воспитанию и культуре молодежи: А.С. Арсенъева, М.С. Кагана, М.С.Кона, Э.Г. Юдина и т.д.; фундаментальные работы крупных психологов-теоретиков: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В-В-Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина; положения дифферент" альной культурологии, в частности, ее требования учета специфики формирования культуры различных социальных общностей ( половозрастных групп, профессий, классов, других слоев населения); идеи и положения прикладной культурологии и теории социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, А.А. Сукало, Б,А. Титов, В.Е. Триодин и т.д.).
Методологическая база (основа) исследования задает ракурс раскрытия проблемы исследования, отражает принадлежность к определенной научной школе.
Очень важно в данном разделе отразить позицию ученых, работающих на кафедре.
При написании методологических основ исследования необходим0 помнить о том, что:
- указанные в данном разделе фамилии авторов должны быть отражены и в тексте работы, и в ее библиографии;
- исследовательские подходы (личностно-деятельностный, системный, комплексный, индивидуальный, синергетический и т.д.) должны
быть не только заявлены в методологической базе исследования, но и служить его исходными принципами, определяющими его стратегию.
Степень разработанности проблемы отражает уровень ее изученности, показывает, кто и в каком контексте изучал поставленную в исследовании проблему. Его написание наглядно демонстрирует научный кругозор автора исследования и еще раз подтверждает актуальность поставленной проблемы.
Методика исследования - определенный способ проведения исследования, отражающий характер отбора методов и их систематизации; алгоритм конструирования и организации исследования.
В курсовых работах используют три группы методов.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и син-
тез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, моделирование, проектирование, обобщение и т.д.
Методы эмпирического исследования: контент-анализ, наблюдение, [ анкетирование, интервью, беседы, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, тестирование и т.д.
Методы статистической обработки данных.
Этапы исследования - периоды решения задач исследования, каждый из которых характеризуется своей спецификой в содержании, мето-
дах и характере деятельности, совокупность которых раскрывает траекторию движения исследовате:ш к достижению поставленной цели.
В курсовой работе название этапов исследования осуществляется по доминирующему методу, используемому в процессе решения определенных задач, и соответствующего ему характера деятельности. Так, например, выполнение курсовой работы обычно начинается с выявления состояния проблемы исследования, которое осуществляется в основном методом «анализа». На первом этапе исследования данный метод является доминирующим, поэтому этап исследования называется - аналитическим этапом, хотя, конечно, исследователь применяет и другие теоретические методы.
Новизна исследования.
К новизне исследования в курсовых работах относятся: обогащение теории социально-культурной деятельности и концепций организации досуга новыми фактами; конкретизация понятийного аппарата; рекомендации по применению в практике новых научных идей и подходов; всестороннее, целостное описание явлений реальной действительности, которые составляют основу практических действий; установление связи данного явления с другими и т.д.
Практическая значимость исследования- определение сферы применения полученных новых знаний на практике, возможность переноса полученных знаний в другие сферы или на другие объекты социально-культурной деятельности; обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию социально-культурной деятельности, требования
к их внедрению и т.д.
База исследования - конкретная организация (или несколько организаций), в которой осуществляется опытно-экспериментальная работа
Положения, выносимые на защиту. В этом разделе студенты должны ответить на вопрос, что они защищают. Целесообразно на защиту выносить разработанные и обоснованные в ходе исследования принципы, требования, условия (педагогические, социально-педагогические, организационно-педагогические), новые формы, методы, средства социально-культурной деятельности и т.д.
В этом разделе формулируется то, что удалось сделать, доказать, установить, выявить.
Следует отметить, что подробное изучение характеристик исследования, представляемых во введении, осуществляется в рамках курса «Методология и методика исследования социально-культурной сферы».
120
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из глав, выводов
после каждой главы, заключения, списка литературы, приложения. Со
держание изложено на стр., ... схем, ... рисунков, Табл.
Основное содержание курсовой работы
Основная часть работы состоит из глав, которая включает в себя параграф])!.
Содержание курсовой работы представляет собой изложение материалов, полученных, как в ходе анализа и обобщения литературы, так и в ходе изучения практического опыта деятельности.
В главах отражается состояние изученности проблемы в системе гуманитарных наук, дается оценка состояния ее в практике, определяются подходы к ее решению, предлагается обоснованный механизм достижения поставленной цели и т.д.
При изложении материала необходимо следить за :
- логикой изложения, его последовательностью;
- доказательностью выводов, положений;
- органичным сочетанием теории и практики;
- ясностью и доступностью изложения.
Главы и отдельные параграфы завершаются краткими выводами (обобщениями) - своеобразным итогом работы. Очень важно, чтобы он подводил к восприятию и осмыслению последующего материала, что обеспечивает единство и логику работы.
Важнейшим этапом выполнения курсовой работы является изучение литературы и опыта культурно-досуговой деятельности.
Литература подбирается в соответствие с выбранной темой с помощью предметного каталога, имеющегося в библиотеке, тематических библиографических пособий, а также, рекомендаций руководителя.
Наряду с изучением литературы по теме, курсовая работа должна включать в себя материалы, полученные в процессе обобщения конкретного практического опыта.
Изучение опыта необходимо делать целенаправленно, для чего составляется программа.
Существует два пути знакомства с опытом культурно-досуговых учреждений:
- опосредованный и непосредственный.
Опосредованный выступает в двух модификациях:
Изучение опыта по публикациям - это журналы, авторефераты диссертаций, материалы конференций.
Изучение документов учреждений культуры и досуга, органов управления культурой, отражающих опыт СКД - это перспективные и календарные планы работы, статистические отчеты, справки по материалам
проверки, журналы учета работы, дневники и отчеты, сценарии массовых мероприятий, уставы, паспорта любительских объединений.
Непосредственное знакомство с опытом СКД предполагает:
Наблюдение за участниками конкретных мероприятий.
Применение опросных методов - анкет, интервью, адресованных участникам и организаторам того или иного мероприятия, либо участникам клубного объединения.
Все полученные результаты должны быть представлены в обобщенном виде и сопровождаться текстовой интерпретацией.
Заключение.
Заключение важная часть работы, обобщающая проделанное. Это сжатый вариант всего проделанного, начиная с основных категорий до выводов с самыми основными доказательствами выдвинутой в исследовании гипотезы. Заключение - основа для доклада на защите.
В заключении подводятся итоги - производится сравнение ранее намеченных задач и степени их реализации, оценивается степень достижения цели исследования, формируются выводы и рекомендации.
4. Библиография.
Требования к библиографии
Все библиографические ссылки можно разделить на четыре группы по месту их расположения:
- внутритекстовую ссылку (ссылки расположены непосредственно в
строке после текста);
- подстрочную ссылку, расположенную внизу страницы, под строка
ми основного текста;
- затекстовую ссылку, расположенную за текстом всей работы (в
библиографии);
- комбинированную ссылку.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из существенных частей курсовой работы. Он отражает исследовательскую работу, проделанную студентом по сбору и анализу материалов, с одной стороны, и подтверждает достоверность и точность, приводимых в работе цитат, фактов, статистических данных и других сведений.
Основные требования к библиографии:
Каждый включенный в библиографический список литературный источник должен иметь отражение в тексте курсовой работы.
1. Использованная литература отражается на страницах курсовой работы в виде ссылок в тексте и в виде постраничных ссылок, то есть ссылок расположенных на каждой странице под основным текстом.
2. Для подтверждения собственных доводов следует приводить цитаты. Не стоит чрезмерно злоупотреблять цитатами. Большое количество
цитат в тексте нарушает логику изложения, создает впечатление компи-
лятивности работы, а недостаточное количество цитат - говорит о недостаточном уровне владения материалом. Научный этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста, чтобы не исказить смысл, вложенный в него автором.
Ссылки делаются обязательно и при цитировании текста и при его интерпретации. Сохранение авторства - признак добросовестности, научной этики и честности. Количество ссылок не снижает качества работы, а только демонстрирует кругозор и уровень общей культуры исследователя, а также степень изученности проблемы исследования.
5. Приложение- оригинальный материал, использованный автором работы в качестве предмета анализа или доказательства своих выводов. В приложении находят отражение все используемые автором исследования инструментальные средства (анкеты, тесты, карточки-наблюдения, вопросники для проведения интервью, бесед и т.д.). В тексте работы необходимо сделать ссылки на приложение.