Ваш первый шаг и первая победа
Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Всем нам приходилось слышать, что первый шаг — самый трудный. Трудный, потому что на этот шаг надо решиться. Мы не будем сейчас говорить о принятии тех или иных будничных решений, не их анализу посвящена эта книга. Будем говорить о шагах, способных изменить нашу жизнь. Решение освободится от алкогольно-табачной зависимости, безусловно, таким судьбоносным шагом и является.
Трудность же в принятии судьбоносных решений обусловлена вечным конфликтом несовершенной человеческой природы и мощнейшим потенциалом имеющейся у нас свободы воли и ответственности.
Свобода воли и ответственность заложены в нас Создателем и делают возможным наше творчество, что невыносимо противнику Божиему. Невыносимо, потому что сатана, отвернувшись от Бога, навсегда утратил как свободу воли, так и связанную с ней ответственность перед Богом и поэтому стал способен только на разрушение. Вот он и пытается мстить Господу, разрушая Его творение, вовлекая нас в зависимость от табака и алкоголя, губя наше здоровье и саму жизнь.
Мне думается, что понимание того факта, что алкоголь, табак и другие наркотики — не просто какие-то материальные субстанции, а, прежде всего, оружие в руках дьявола, поможет человеку навсегда отринуть их от себя.
Понимание же того, что каждый из нас — не просто житель планеты Земля, а любимый воин Господа, созданный по образу и подобию Его, наполнит нас уверенностью в победе над той или иной зависимостью.
Следует, однако, помнить, что потенциал любви Создателя к Своему созданию, помощь человеку в его борьбе с извечным врагом, не реализуется Господом насильно, а только с участием свободной воли человека. При этом свобода воли останется пустым звуком без приложения человеком собственного труда.
Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор, приводит слова бывшего наркозависимого, пациента руководимого им Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Чтобы избавиться от зависимости, надо сделать к Богу пять шагов. Но человеку важно сделать один шаг, остальные четыре сделает Бог к человеку» [9].
И далее о. Анатолий пишет: «Это удивительно верно. Господь пришел не праведников спасти, но грешников, и первый, кто оказался с Богом в раю — разбойник, то есть великий грешник. Но и он оказался с Богом в раю потому, что первым сделал шаг к Нему и признал себя грешником, то есть покаялся. Давайте вспомним евангельскую историю про разбойника благоразумного. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-43) [10].
У каждого из нас есть свой первый шаг к Богу, не похожий на шаги другого легкостью или трудностью, малостью или величием. Но во всех подобных шагах есть общее — они направлены в одну сторону, к нашему Создателю. Вот этот шаг, дорогой мой соратник, и есть самый трудный. Называется этот шаг покаянием. Покаяние трудно, пока оно не принесено Господу. Трудно, потому что между человеком и Спасителем стоит враг рода человеческого. Но человек способен сделать шаг к Богу, осудить свой грех и принести покаяние.И вот когда покаяние принесено, жизнь наполняется радостью, ведь уже ничто не разделяет человека и его Спасителя. Не разделяет, потому что принесенное покаяние есть, прежде всего, измененное, очищенное сознание!И прекрасно сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».
Дорогие мои соратники, мне хочется, чтобы вы помнили, что искушение — оружие в руках дьявола, покаяние — оружие в руках воинов Господних. И поскольку вся наша земная жизнь по своей сути борьба, вы должны не только не выпускать оружие из рук, но и постоянно совершенствовать его.
Совершенствоваться в духовной жизни вам поможет священник, который разделит с вами этот нелегкий труд. Такой священник будет вашим духовником.Помолитесь Господу, чтобы Он послал вам такого священника. Помолитесь, и вы найдете его!
Как работать над книгой?
Если простираешь руку к работе, то пусть язык поет, а ум молится.
Преподобный Нил Синайский (умер ок. 450)
Вопрос далеко не праздный, и вот почему. Как я уже писал, эта книга по своей сути - учебник.И ее прочтение - это освоение курса лекций «Избавление от табачной и алкогольной зависимости по методу Г. А. Шичко». Этот курс, с тем или иным, иногда существенно отличающимся наполнением, читается четверть века многими преподавателями по всей России от Владивостока до Калининграда. Читается он и за пределами нашего Отечества.
В основу книги легли многочисленные материалы из лекций, читавшихся проф. Ю. А. Ливиным — председателем Общероссийской общественной организации «Объединение Оптималист» в 1990—2006 годах.
У слушателя курсов перед читателем есть некоторое преимущество. Слушатель может задавать преподавателю вопросы, и, самое главное, преподаватель ежедневно контролирует усвояемость курса. Контролирует путем чтения и корректировки дневников, которые весь курс пишут слушатели. Все это облегчает работу учащегося.
Писать эти дневники необходимо и вам. Контроль над правильностью их написания тоже будет лежать на вас. Как это делать, подробно описано во второй лекции.
Ежедневное написание дневников и самоутверждения, решимость оставить табак и алкоголь является обязательным условием успеха в освобождении от табачной и алкогольной зависимости.
Собственноручно написанное учащимся слово — основной прием метода Шичко при формировании новой поведенческой программы[5].Основной, но, естественно, не единственный.
Другой прием метода - создание информационной доминанты[6].Здесь возможности напечатанного слова по крайней мере не уступают возможностям слова услышанного. Кроме того, книгу можно перечитать.
Преимущество читателя перед слушателем в том, что освоение книги не привязано однозначно к месту и времени. Вы можете читать ее в городе, деревне, в лесу, на даче. Вы можете читать ее утром, днем или вечером.
Но вы должны читать, а, правильнее, изучать ее, без существенных перерывов, желательно ежедневно,желательно в заранее выбранное время.Почему это так? Потому, что прочитанная вами книга, полученная вами информация должны создавать в вашем сознании цельную установкуна трезвость.