Упражнения на овладение и перемену соединений

Упражнение 1. Из положения «вне соединения» спортсмену брать последовательно номерные соединения, изучаемые по программе до положения «владеть со­единением».

Упражнение 2. Из нейтрального номерного соедине­ния оба партнера по очереди овладевают им, не меняя номера соединения.

Упражнение 3.Партнер «А» пытается завладеть сое­динением. Партнер «Б» с переводом уходит от него. То же при сохранении установленной дистанции шагами вперед и назад.

Упражнение 4. Смена номера соединения при помо­щи перевода (например, из 4—6-го на 6—4-е).

Упражнение 5. Двойная перемена соединений. Напри­мер, из 6-го соединения выполнить соединение в 4-е, 6-е и овладеть им.

Упражнение 6. Перемена соединения полузавязыва­нием. Например, из 8-го в 4-е.

Упражнение 7.Дистанция дальняя. Партнер без ору­жия последовательно маневрирует двумя шагами вперед и двумя назад. Атакующий на один из шагов партнера вперед, воспользовавшись потерей бдительности и его одноопорным положением, наносит укол прямо или с выпадом или шагом-выпадом.

Упражнение 8. Упражнение на овладение соедине­ниями при сохранении заданной дистанции (одновремен­но г передвижениями. И. п. — дистанция средняя, со­единение 6-е, владеет «ведомый». Задача его — при изме­нении дистанции ведущим и перемене им соединения всегда оставаться в заданной дистанции и положении бойца, владеющего 6-м соединением. Это упражнение сложное и дается только на конечном этапе в работе над соединениями, так как «ведомый» контролирует дистан­цию зрением, а соединение — тактильно-кинестезическими ощущениями вооруженной руки.

Упражнение 9. Партнеры в одном из соединений. Упражняющийся стремится постоянно обеспечить свое пре­имущество (находится в закрытой линии), партнер — избежать открытия своей позиции. На одну из его по­пыток осуществить замену соединения упражняющийся наносит укол переводом одной рукой или с выпадом (в зависимости от дистанции). То же с маневрированием по дистанции, где инициатива в передвижениях принад­лежит атакующему.

В приведенных упражнениях могут использоваться не только простые атаки, но и любая техническая комби­нация. Большинство этих упражнений рассчитаны на начальные варианты проведения атак «врасплох». При подборе соупражняющихся тренер учитывает степень подготовленности учеников, так как постоянные неудачи слабого в парной работе с сильным могут лишить его веры в свои силы и способности.

КОНТРЫ

Контры — разновидность парных упражнений при активном сопротивлении партнеров в выполнении заранее обусловленного или необусловленного приема с задачей нанести укол-удар. Один партнер наносит их, как прави­ло, в преднамеренных атакующих действиях, другой — после защитных действий (ответах). В контрах партнеры выступают как соперники, противодействующие друг дру­гу и разрушающие взаимные планы в определенных рам­ках проведения упражнений.

Основная цель контров — тренировка боевых школь­ных приемов с боевой скоростью в строго регламенти­рованных условиях.

В этих упражнениях на более позднем этапе некото­рое место занимает и тактическое обманывание, выбор приема и момента его реализации, что дает право считать контры перекидным мостиком от техники уроков к боевой.

Задача поразить противника при заданной ситуации вносит в эту форму элементы кратковременных сорев­нований, делает ее эмоционально интересной, несмотря на большую физическую нагрузку для атакующего и психологическую для обороняющегося.

Суть контров состоит в следующем: по предваритель­ным условиям обороняющийся партнер принимает бое­вую стойку спиной к препятствию (стенке, стулу, гим­настической скамейке и т.п.), что делает отступление невозможным; другой фехтовальщик располагается про­тив него на заданной дистанции, предварительно измерив «свою» дистанцию предельным выпадом или шагом (скач­ком) — выпадом. Атакующий, стараясь сохранить тех­нику приема, пытается атаковать одним, заранее изве­стным обороняющемуся приемом (обусловленные контры) или одним из двух или более приемов (контры с выбором). Момент для атаки выбирает атакующий.

Для успешного отражения атаки обороняющийся должен внимательно наблюдать за ее началом, технически пра­вильно и своевременно принять защиту и попытаться дать ответ. В свою очередь, атакующий должен замаски­ровать начало своей атаки и, как правило, предельно быстро выполнить ее при сохранении техники движения.

Скоростные контры позволяют концентрировать вни­мание только на атаке или защите, без сюрпризов со стороны партнера, что способствует смелому, решитель­ному проведению приема и позволяет готовить для бу­дущего боя преднамеренные атаки. Атакующий при этом обязан усвоить следующее правило: характер и глубина предварительных действий (обман, батман, захват) тако­вы, что должны вызвать предполагаемую реакцию про­тивника; останавливаться на половине приема для пере­мены своего решения (как в атаках с неизвестным окон­чанием) не рекомендуется.

Строгие условия защитных действий (невозможность отхода) способствуют ускоренному развитию защитных рефлексов, а обусловленность атаки заставляет макси­мально концентрировать способность к взрывным стар­товым усилиям и правильной структуре выполнения приема.

Одно и то же боевое действие совершенствуется почти в двадцати основных контровых упражнениях. Подбор исходных положений, сочетание отдельных элементов в комбинациях, расширяющие возможности этих типовых упражнений, зависят от степени подготовленности кон­тингента, периода совершенствования действия, частных, задач урока, творчества самих занимающихся, опреде­ляются профессиональными знаниями и опытом тренера.

На примере тренировки только одного боевого дейст­вия — атаки по маске, 5-й защиты и ответа по маске — разберем основные методические приемы проведения контров на простые действия в сабельном фехтовании, так как в других видах оружия для спортсменов млад­ших разрядов они строятся по тому же типологическому принципу, но в, соответствии с программой, предусмот­ренной для них (меняются позиции и соединения).

Упражнение 1. И. п. — позиция 3-я, дистанция сред­няя, обороняющийся у стенки. Атакующий из боевой стойки, с правильной координацией и сохранением тех­нической структуры приема, предельно быстро, с выпадом наносит удар по маске. Момент для выполнения приема определяет атакующий. Обороняющийся пытается зак­рыться 5-й защитой и в случае удачи наносит ответ по маске. Закончив атаку, нападающий обязательно фикси­рует выпад и самостоятельно закрывается назад, неза­висимо от результата атаки.

После этого партнеры принимают положение «воль­но», обеспечивающее кратковременный отдых.

Ошибки атакующего: а) непрерывные атаки, ведущие к искажению структуры приема в выпаде и техническим погрешностям при закрытии; б) атаки с равными вре­менными интервалами между ними, создающими ненуж­ную ритмичность, лишающую атакующего преимущества внезапности; в) медленное вхождение в атаку (плохой старт) и отсутствие ускорения вследствие нерешитель­ности атакующего; г) атака проводится, так сказать, с задней мыслью — перекрыться на выпаде от ответа защищающегося по маске; д) обманные движения туло­вищем и оружием, фальстарты противоречат условиям данного упражнения и»ведут к излишней физической и моральной закрепощенности защищающегося.

Ошибки защищающегося: а) преждевременное, до начала атаки, принятие защиты, противоречащее основ­ному правилу современного боя — брать парад в послед­ний момент, когда определены начало и направление действительной атаки, не давая, таким образом, буду­щему противнику безнаказанно пользоваться обманами;

б) защитное отклонение туловища назад, ведущее к раз­рыву и без того предельно установленной дистанции и сводящее на нет результативность действий атакующего;

в) перекрывшись защитой, не наносит ответа.
Упражнение 2. И. п. то же, что и в упражнении 1.

Атакующий из боевой стойки, переступая ногами на мес­те, атакует с выпадом обусловленной атакой. Защищаю­щийся на месте перекрывается 5-й защитой и наносит удар по маске. В отличие от предыдущего упражнения атакующий, не меняя дистанции, создает впечатление передвижений, представляющее дополнительную труд­ность для обороняющегося в определении начала атаки.

Упражнение 3. И. п. то же, что и в упражнении 1, но атакующий наносит удар по маске из 4-й позиции, а обороняющийся из 4-й позиции закрывается 5-й за­щитой и отвечает по маске. Варианты атаки и защиты из всех изученных позиций. Цель: отработать скорост­ное движение клинка в атакующих действиях по маске из любой номерной позиции и принятие 5-й защиты из тех же позиций.

Упражнение 4. И. п. то же, что и в упражнении 1, но обороняющийся медленно производит смену позиций. Атакующий, выбрав благоприятный момент в быстром выпаде, наносит удары по маске. Такими моментами могут служить промежуточные позиции, когда движение сабли в номерную позицию еще не закончено и оборо­няющемуся нужно пресечь инерционное движение своего клинка для переключения его на 5-ю защиту. Как прави­ло, наиболее благоприятными моментами для атаки слу­жит или подход сабли обороняющегося в дальнюю от защиты позицию 2-ю, что уравнивает пути движения оружия партнеров, или начало открытия маски. Это соз­дает психологическую уверенность обороняющегося в отсутствии атаки на маску в данный момент (так назы­ваемая атака в открывающееся место). Цель обороняю­щегося: отработать 5-ю защиту из всех номерных и про­межуточных позиций с последующим ответом; атакую­щего — изучить основные закономерности смены по­зиций обороняющимся и сообразно с этим атаковать по маске.

В этом упражнении в отличие от предыдущих момент начала атаки зависит от обороняющегося и диктуется взаиморасположением клинков, выгодным для нанесения укола. У нападающего новая задача — взятие 5-й защи­ты не из одной, привычной позиции, а из всех вариатив­ных положений клинка — момент наиболее часто встре­чающийся в боевой практике, но мало популярный в индивидуальном уроке. Кроме того, обороняющийся, зная моменты, удобные для внезапной атаки в этом упражнении, может к ней психологически готовиться, используя «неудобные» позиции как вызовы для спрово­цированной атаки на голову. Ошибки: у защищающего­ся — искажение структуры ведения клинка в хорошо изученных позициях и смене их из-за напряженного ожидания возможной атаки; перекрытие 5-й защитой через основную позицию, свойственную данному бойцу; у атакующего — атака в наименее выгодный момент вплоть до атаки по маске, закрытой 5-й позицией.

Упражнение 5. Аналогично предыдущему, но оборо­няющийся находится в 3-й статической позиции (как варианты в других номерных позициях), атакующий в холостой смене основных позиций. У атакующего но­вая задача — выполнить выпад с ударом по маске из всех номерных и промежуточных позиций, не возвра­щаясь в боевую, присущую ему позицию.

Упражнение 6. Оба партнера «играют» оружием. Появляется новая цель: у обороняющегося — правильное ведение клинка в смене позиций, подчиненное опреде­ленному тактическому замыслу во взаимодействии с оружием, у атакующего — отработка удара по маске из всех позиций (в том числе и промежуточных), не возвра­щая в момент атаки вооруженную руку в привычную боевую позицию.

Упражнение 7. Дистанция дальняя, которую ата­кующий преодолевает шагом вперед (скачком) — выпа­дом. Цель: отработка правильной взаимокоординации вооруженной руки, ног и туловища у атакующего, у защищающегося — взятие защиты в последний момент атаки. Тренер обращает внимание на неподвижность во­оруженной руки в шаге вперед и в начале выпада.

Упражнение 8. Защищающийся в непрерывном дви­жении делает шаг вперед от стенки и шаг назад в раз­личном ритме и глубине продвижения. Атакующий на­ходится на месте, на дальней дистанции от партнера, когда он у стенки, и на средней — после его шага вперед. Атакующий на один из шагов обороняющегося вперед с выпадом наносит удар по маске, выбирая момент одноопорного положения; защищающийся закрывается 5-й за­щитой и отвечает по маске.

Цель защищающегося: активно переключать внима­ние на возможную защиту при шаге вперед и снять сторожевое напряжение при шаге назад, атакующего — застать партнера врасплох при шаге вперед.

Варианты: то же упражнение из всех позиций и с холостой работой оружия, описанной в упражнениях 2—7.

Упражнение 9. Атакующий проводит серию манев­ренных шагов вперед-назад в пределах средней дистан­ции. Один из очередных полушагов вперед, начинаю­щихся с движения правой ноги, атакующий превращает в выпад с выполнением простой атаки по маске.

Как разновидность этого варианта — атакующий на­чинает с шага вперед сзади стоящей ногой, принимая решение завершить шаг вперед впереди стоящей ногой или в последний момент сделать выпад с атакой на мас­ку. В последующих (9—12) упражнениях ставится зада­ча маскировать начало действительной атаки с помощью приемов, отвлекающих внимание защищающегося.

Упражнение 10.Маскировка начала действительной атаки осуществляется серией отвлекающих действий в виде легких, разведывательных прямых и круговых за­хватов и батманов в линии нахождения неподвижного клинка обороняющегося. Усыпив бдительность партнера, атакующий предельно быстро (прямо или с изменением линии с выпадом) наносит удар по маске при попытке партнера защититься и нанести рипост. Чем больше разни­ца между спокойным характером подготовительных дви­жений и взрывом в выпаде, тем эффективнее атака.

Упражнение 11. Отвлекающие действия предыдущего упражнения заменяются имитацией обманных движений оружием атакующего, проводимых со сменой скорости и амплитуды. Обороняющийся партнер следует за ору­жием атакующего с соответствующей сменой позиций. Выбрав момент, атакующий проводит удар по маске с выпадом; защищающийся кратчайшим путем из класси­ческой позиции парирует ее 5-й защитой и наносит ответ по маске.

Упражнение 12. К описанным выше подготавливаю­щим действиям атакующий подключает обманы тулови­щем, притопы и другие виды «вспугивания». Ошибки в контровых упражнениях с завуалированным началом атаки: у атакующего — убыстрение игры клинком в фин­тах, увеличение силы в действиях на оружие, амплитуды и скорости в отвлекающих движениях, ведущих к появ­лению предсигналов, демаскирующих начало атаки; у защищающихся — преждевременные или запоздалые за­щитные акции; у обоих партнеров возможны серьезные нарушения в технике выполнения заданного приема в связи с многоплановостью поставленных задач.

Упражнение 13.И. п. — обороняющийся находится у стенки, впереди стоящая нога атакующего — за чертой, нанесенной мелом (средняя дистанция). Атакующий за пределами линии продвигается различными способами в стойке, маскируя начало атаки по маске «игрой» клин­ка, ложными выпадами и другими подготавливающими действиями за пределами линии. Создав условия для атаки, атакующий выполняет ее предельно быстро, длин­ным выпадом. Атакуемый защищается 5-й защитой и проводит рипост по маске. Если атакующий в передви­жениях нарушает заданную дистанцию, т. е. заходит за линию, то обороняющийся получает право атаковать.

Цель атакующего: отработать передвижения и приемы маскировки атаки, найти лучшие варианты выхода в атаку и в свою боевую дистанцию; обороняющегося — не пропустить начало атаки, внимательно следить за изменением дистанции и в случае ее нарушения быстро переключить свое внимание с защиты на атаку. Позже атакующему разрешается переходить линию для прово­кации контратаки с последующим перехватом ее.

Упражнение 14. И. п.: партнеры в 3-м соединении, дистанция между средней и дальней, оба передвигаются в ограниченном пространстве (обычно поперек фехто­вального зала). Ведущий, т. е. партнер, диктующий спо­соб, ритм и амплитуду передвижений, не владея соедине­нием, в процессе маневренных передвижений пытается нару­шить дистанцию (растянуть ее или сблизиться с партне­ром) с одновременной попыткой завладеть 3-м соедине­нием на месте, с шагом вперед, назад. Ведомый пыта­ется сохранить заданные условия: дистанцию и контроль над 3-м соединением. Ведущий, «растаскивая» партнера по дорожке, на маневренный шаг вперед ведомого с выпадом, с переносом наносит удар по маске, на что партнер перекрывается 5-й защитой и выполняет ответ ударом по маске. Цель: дистанционное общение с парт­нером, распределение внимания у атакующего — между созданием внезапного момента и техникой выполнения быстротной атаки; у защищающегося — между стремле­нием постоянно контролировать соединение и сохране­нием заданной дистанции в ожидании атаки партнера. Ошибки: у ведущего — частые, хаотические попытки овладения соединением, ритмичность передвижений; у ведомого — попытка находиться далее заданной дистан­ции. Изменение номера соединения приводит к созданию вариантов этого упражнения, способствующих совершен­ствованию атаки на маске и защите от нее из различ­ных положений клинков.

В дальнейшем тема «атака по маске, 5-я защита и ответ по маске» продолжается до реконтррипостов, вы­ходит за пределы контров, перерастает в ограниченный условиями задания учебный бой на простые действия с акцентом на заданном приеме.

Наши рекомендации