Начального общего образования
Пояснительная записка
к учебному плану
Начального общего образования
(1 класс в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования)
На 2012-2013 учебный год.
Учебный план Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №18» на 2012-2013 учебный год разработан в соответствии со статьями 15, 29 Федерального закона «Об образовании» от 25 июня 2002 г. № 71-ФЗ; Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.09.97г. № 2510/7148-97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1-8 вида»; постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 10.04.2002 года №29/2065-п «Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений VII вида; приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373», Письмом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011 года № 01-01/5893 «О внесении изменений в базисный учебный план».
Учебный план является механизмом реализации задач коррекционного образования: обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности обучающихся, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Основные направления деятельности школы:
- формирование общей культуры личности ребёнка;
- коррекция нарушений развития;
- социальная адаптация личности на основе специальных педагогических подходов;
- создание условий для осознанного выбора и освоения образовательных программ;
- предпрофессиональная подготовка учащихся через дополнительное образование и систему классных часов.
Обеспечивая становление личности ребёнка, развивая и исправляя нарушения психических процессов на 1 ступени обучения, педагогический коллектив начальной школы ставит перед собой цель: получение каждым обучающимся необходимой общеобразовательной подготовки в рамках Государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Достижение цели осуществляется через:
- формирование у детей желания и умения учиться;
- гуманизацию отношения между обучающимися и работниками школы;
- помощь школьникам в приобретении опыта общения и сотрудничества;
- формирование интереса к знаниям, первые навыки творчества на основе положительной мотивации;
- создание условий для прочной общеобразовательной подготовки обучающихся на основе введения общеразвивающих программ;
- реализацию программы психокоррекционной помощи детям младшего школьного возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы;
- социально-психологическую работу с детьми младшего школьного возраста;
- организацию и проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В инвариантной (обязательной) части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускником начальной школы необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивает возможность продолжения образования на средней ступени обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций развития ребенка направлены на исправление недостатков развития, восполнение пробелов в знаниях. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первую, так и во вторую половину дня. Продолжительность занятий 20 минут.
Основные направления коррекционной работы в начальной школе:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие мыслительных операций;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, овладение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Максимальная нагрузка в неделю в 1 классе составляет 21 час при пятидневной учебной неделе, что соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10».Максимальная нагрузка во 2-4 классах составляет 25 часов в неделю, что соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10».
Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической литературой и учебными пособиям рекомендованными и допущенными для работы Министерством образования.
Учебный план
начального общего образования
(1 класс в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования)
На 2012-2013 учебный год
Предметные области | Учебные предметы Класс | Количество часов в неделю I |
Обязательная часть | ||
Филология | Русский язык | |
Литературное чтение | ||
Иностранный язык | - | |
Математика и информатика | Математика | |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы религиозных культур и светской этики | - |
Искусство | Музыка | |
Изобразительное искусство | ||
Технология | Технология | |
Физическая культура | Физическая культура | |
Итого | ||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | ||
Физическая культура | Ритмика | |
Максимально допустимая недельная нагрузка | ||
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия общей и предметной направленности.
| ||
Общее количество часов |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану общего образования детей с ЗПР