Показатели дифференцированности самооценки
Группа испытуемых | Количественная характеристика, балл | ||
Слабая | Умеренная | Сильная | |
Девочки | 0 – 6 | 7 – 16 | Более 16 |
Мальчики | 0 - 9 | 10 - 19 | Более 19 |
Наиболее благоприятными с точки зрения личностного развития являются следующие результаты: средняя или высокая при умеренной степени дифференцированности.
II часть:
Детям выдаются чистые листы бумаги и простой карандаш.
Инструкция: А теперь придумай сам, какие свои качества, умения, успехи ты хочешь оценить. Нарисуй столько линий, сколько захочешь. Нарисуй сначала одну и подпиши сверху и снизу так, как мы это делали. А теперь поставь на этой линии крестик там, где ты считаешь нужным. Теперь рисуй следующую линию и т.д.
Обработка результатов: Анализируются выбор шкалы и уровень их оценки.
Исследование социометрического статуса.
Методика «Социометрия Дж.Морено» (2-4 классы).
Данная методика предназначена для диагностики эмоциональных связей.
Цель: выявить взаимные симпатии между членами группы, а также определить соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии – антипатии - лидеры, предпочитаемые, принимаемые, отверженные.
Процедура: Детям предлагают дать ответ на три вопроса (ответы записываются в протокол обследования):
1. Кого из своих одноклассников ты хотел бы пригласить к себе
на день рождения?
2. С кем из своих одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?
3. Кого из своих одноклассников ты бы выбрал для выполнения сложного задания?
Каждый вопрос определяет социометрический статус:
1. Досуг, эмоционально – личностное общение.
2. Обучение, совместно-личностное общение.
3. Доверие, деловое общение.
Дети выбирают и называют не более 3 человек на каждый вопрос.
Протокол обследования «Социометрия».
Ф.И. ребенка_____________________________________________________________
Возраст ребенка__________Класс__________Дата обследования___________________
№ | Ситуация | Вопрос | Выбор |
1. | Эмоционально-лич- ностное общение | Кого из своих одноклассников ты хотел бы пригласить к себе на день рождения? | №_______________________________________ №________________________________________ №________________________________________ |
2. | Совместно-личностное общение | С кем из своих одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой? | №_______________________________________ №________________________________________ №________________________________________ |
3. | Деловое общение | Кого из своих одноклассников ты бы выбрал для выполнения сложного задания? | №_______________________________________ №________________________________________ №________________________________________ |
После заполнения социометрических карточек, необходимо провести математическую обработку данных и составить социоматрицу. Социоматрицу можно составить по каждой ситуации, в которую ставят ребенка, тем самым появляется возможность посмотреть, какой статус занимает каждый ребенок в эмоционально-личностном общении, в совместно-личностном общении, а также в деловом общении. Анализ таких социоматриц по каждой ситуации, дает наглядную картину взаимоотношений в группе (классе) в целом. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы, по числу полученных и отданных выборов, и определяет взаимные выборы, а также позволяет установить порядок влияний в группе, определить статус каждого члена группы.
Пример социоматрицы (эмоционально-личностное общение).
№ уч-ся | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | Взаим-ные выборы | Сделано выборов |
1. | +++ | * +* | * + * | |||||
2. | +++ | +++ | ||||||
3. | +++ | |||||||
4. | * ++ | +++ | + * * | |||||
5. | ++ * | * * + | ++ * | |||||
6. | ++ * | |||||||
Всего получено выборов |
Выделяют:
«Звезды» (Лидеры) - члены группы, которые имеют более 5 выборов;
«Предпочитаемые» - члены группы, имеющие 3 - 4 выбора;
«Принимаемые» - члены группы, имеющие 1-2 выбора;
Отверженные» - члены группы, не получившие ни одного выбора.
Далее на основе социоматрицы строиться социограмма – это изображение структуры межличностных отношений в классе. Она является своеобразной картой группы, на которой наглядно, с помощью определенных символов обозначаются выборы, сделанные каждым членом группы.