Особенности эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР наблюдается эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, внушаемость, личностная незрелость в целом.
И.Ф. Марковская (1994) выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости (шумные и подвижные) и психической тормозимости (несамостоятельные, нерешительные, медлительные).
Особенности эмоциональной сферы.
Младшие школьники с ЗПР хуже нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональные состояния персонажей сюжетных картин.
Игровая деятельность.
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребенка.
Учебная деятельность.
Учебная деятельность-ведущая деятельность младшего школьного возраста. Н.И. Белопольская (доктор психологических наук) отмечает, что учебная деятельность детей с ЗПР выполняется лучше и быстрее при наличии игровых приёмов обучения, когда в процессе усвоения новых знаний сохраняется не учебная мотивация.
Система специальных учреждений
Для детей с ЗПР
• Интегрированное обучение детей с ЗПР - специальные классы, классы компенсирующего и коррекционного обучения при общеобразовательных учреждениях, специальные группы компенсирующего вида при дошкольных учреждениях.
• Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно- ориентированного подхода.
• Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с ЗПР (VII вида) – школы, школы-интернаты.
По направленности и спектру решаемых задач:
q Диагностические – диагностические центры, ПМПК;
q Лечебно-профилактические – санаторные учреждения, школы санаторного типа, школы-профилактории;
q Реабилитационные (абилитационные) – реабилитационные (абилитационные) центры, центры раннего вмешательства, центры социально-трудовой реабилитации;
q Образовательные – учреждения основного и дополнительного образования;
q Комплексные – ПМП центры, медико-социальные центры.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР, в основном, представляет собой игровую деятельность.
Игры-занятия являются ведущими в образовании детей с ЗПР, так как они нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации.
Игровые занятия и образовательные ситуации с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей с ЗПР. Педагогический замысел каждого игрового занятия, образовательной ситуации направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ЗПР, используют в разных формах организации деятельности детей игровой метод как ведущий.
При работе со школьниками основными подходами к организации учебного процессаявляются:
ü Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
ü Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
ü Индивидуальный подход
ü Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
ü Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
ü Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
ü Использование многократных указаний, упражнений
ü Проявление большого такта со стороны учителя
ü Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
ü Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
ü Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития у дошкольников - это временное несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту (негрубое нарушение познавательной сферы), личностной незрелости, преобладании игровых интересов. Это синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития – это нарушение, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка.
Педагогическая помощь дошкольникам с ЗПР, должна определяться в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиям жизни и воспитания.
Организованная таким образом педагогическая коррекционно-развивающая работа позволит решить проблему задержки развития у детей дошкольного возраста, и повлиять на успешность дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.