I и т. д. ■ нисходящем движеиии


I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru a-o ~ у - о -a-o-y-o -,


I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

€6 Andante

Э. Карузо



I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru 60 Andante

. i ■

Aw'o а-Ъ a-o a-o a-o a-o a-o

f p ,f Г if г if т: if Г if i if J

O-a o-a o-a o-a »-a o-a o-a



I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru Allegro

sempre legato

Э Кар,jo



I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru 62. Andante

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru фальцет микст

Andante

Э Карузо



I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru фальцет микст

Moderate

Э Карузо

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru 657


I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

В. Рождественская

Упражнения i

для работы над legato (№№ 71—74) ,

Упражнения 71—74 полезны для усвоения принципа пения legato. При их исполнении иадо обратить особое внимание на первый звук, который должен быть верно акустически построен н иметь свободный, лью­щийся характер. Последующие звуки иадо связывать с первым путем плавной подачи дыхания, ничего не изменяя в гортани и выше нее. Переходить со звука на звук следует без какого-либо толчка, ровно, спокойно и прямо (без подъездов) перенося звучание с йоты на ноту. Петь упражнения в медленном темпе на наиболее удобный для ученика гласный звук. Если в упражнениях 73—74 у ученика не хватает дыхания для медленного исполнения гаммы, его надо добрать после первых четырех звуков. Все упражнения следует транспонировать по полутонам в пределах свободного звучания.

' Для начального этапа освоения пения legato можно использовать

также упражнения 12—29.

Ш



I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

г? Unto

r? Moderate

и

Moderate

П. Внардо-Гарема

М. Маркезк

П. Виардо-Гарсиа



 
  I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

Lento
ten

7* Lento

А. Варламов

' таи } f

J J J u

Упражнения |

1 для работы над кантиленой (№№ 75—78)

Упражнения 75—78 способствуют выработке кантилениого звучания и развитию дыхания. Их следует исполнять спокойно красивым, лью­щимся звуком на округленном гласном а, следя за тем, чтобы все ноты были ровными и однородными по тембру. Упражнения 77 и 78 полезно петь исполняя первую фигуру forte, а вторую j>iano для выработки динамических красок.

Упражнение на филировку (№ 79)

Упражнение 79 — для работы над филировкой. Ее следует изучать сначала идя от forte к piano н обратно, как показывают вилки внизу нотной строки, а потом от piano к forte и обратно, как пока­зывают верхние вилки. Исполняя филировку нужно точно атаковав первый звук добиваться его усиления только за счет более энергич­ной и плавной подачи дыхания, ничего не меняя в качестве звука, не допуская никаких искажений тембра и следя за ровностью ви­брато. Вначале следует довольствоваться небольшими градациями изменения силы звука. Следует помнить, что филировка удается тогда, когда звук правильно сформирован, потому к начальному тоиу должно быть привлечено основное внимание ученика.

Lento

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

 
  I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

упражнений. В упражнениях 91 н 92 дано чередование движения , . legpto со staccato, которое очень полезно для развития гибкости са. Если исполнение этого приема встречает затруднение, то полезно петь упражнения 83—85 на слоги до, та, па четко произнося согласные. Это хорошо подготавливает последующее исполнение их .staccato.

- М. Донец-Тессейр

г. гг р Р \>

М. Доиец-Тессейр

Л. Безонт • Г. Рейман

 

p jt

1

M. Донец-Тессейр

Л. Безоит

 

*'■■■■ и-1i

Упражнения на portamento (№№ 80—82) !

Упражнения 80—^82 служат для изучения приема portamento/ когда пере­ход от ноты к йоте в интервале совершается через пдомежуточные тоиы путем скольжения голоса. Должно спокойно взя/ первый звук легко скользнуть по промежуточным тоиам и перейти ко второму звуку не сразу, а как бы сначала едва коснувшись его. Portamento надо делать плавно, ие допуская .толчков дыхания иьперерывоа зву­чания. При преодолении больших интервалов приемом portamento не следует забывать об округлении верхних звуков (упражнения 80-82).

А-о- о-з- о-в

As Lento

80 Andante

А. Пансерон

 

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

Упражнения для работы над staccato (№№83—92)

У п р а ж н$ н и, я. . 83-7^92 рассчитаны на выработку приема staccato, то есть отрывистого исполнения звуков. Вначале упражнения более простые по фигурации (83, 84, 85) следует петь не делая коротких staccato, а задерживаясь на каждом звуке и снимая его прежде чем перейти к следующему, то есть marteljato. На таких протянутых staccato легче усваивается этот прием. По мере усвоения движения, staccato следует делать более кратким, острым и убыстрять темп исполнения

Modtrato -Allegro

Modtrato A

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru VJ. J J

AHegre

88 Allegro


Vivo




661;


I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

во Allegretto - Presto

Moderate- Allegro

I I

Г. Гауптнер



I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

I и т. д. ■ нисходящем движеиии - student2.ru

H'fj7j I

А. Варламо'а

99 Andante - Allegro

до, до, до, ми, ре, ре, ре, фа, ми, ми, ми, соль, фа, фа, фа, ля.

Упражнения для работы над интервалами (№№ 93—99)

Упражнения 93—99 полезно петь для изучения преодоления интервалов вверх и вниз. Подобно упражнениям 93, 94 следует пропевать н другие интервалы. Для правильного преодоления интервала вверх следует на первом звуке уже представить себе второй, подготовить и артикуляционный аппарат и дыхание к переходу на иего. Следует помнить, что качество и правильность интервального хода вверх определяется верностью нижнего звука и умением подготовить го­лосовой аппарат к переходу на верхний звук. Сам переход следует осуществить плавно, за счет дыхания, ие допускай изменений в работе гортани. При пении интервала вниз следует особое внимаиие обратить на сохранение высокой позиции на нижнем звуке. Сначала упражнения в интервалах надо петь медленно, а потом в умеренном темпе. Упражнения 97—99 рассчитаны иа исполнение в быстром темпе, к которому следует подойти начиная с умеренного.

А. Варламов

e? Lento

А Ва"р'ла~&ов

Lento

 

Наши рекомендации