И.Познание как философская проблема. Скептицизм■■ и агностицизм

.Люди стремятся познать мир и природу самого человека. Но возможно ли достоверное .знание, т. е. знание, соответствующее действительности? Эта проблема была выдвинута уже в 4-ом веке до н. э. философом Пирроном (365 — 275 до н. э). Пиррон и его последователи, которых называют скептиками, а их учение — скеп­тицизмом (от греч. скепсис — сомнение), высказывали сомнение в возможности получения истинного знания.

' Их основные аргументы: 1) чувства могут нас обманывать (оп­тические и другие иллюзии); 2) в логическом познании (рассуж­дении) люди высказывают противоречащие друг другу суждения об одном и том же предмете спора; 3) одно положение "доказы­вается" другими, то, в свою очередь, третьим, и так можно идти ... в бесконечность (что невозможно). Следовательно, нет надежного критерия истины.

Доводы скептиков получили еще более глубокое обоснование в трудах агностиков — Д, Юма (Англия. 1711 — 1776) и Канта (Германия, 1724 — 1804). Давид Юм утверждал, что поскольку мы, люди не можем найти надежного средства проверить показания ор­ганов чувств, (а именно с их помощью мы.получаем знания о мире), нельзя быть уверенным в том. что они дают истинное знание. По. Юму, надежное средство проверки должно быть безусловно объ­ективным. Но человек остается субъективной системой (не может выйти за пределы самого себя), и объективная проверка знаний невозможна. Человеку остается лишь "верить", что мйр~ Такой, а"~ не иной, чем об этом свидетельствует чувства. Юм полагал, что и ""



— 220 —

— 221 —

[

материалистическое, -и-ид-е€л-иетичеекее-яон«мани&-мяра_^= -равно­значны, недоказуемы и являются также_ предметом веры.

В отличие от Юма, Иммануил Кант признавал объективное су­ществование реальности, но, как и Юм, считал ее непознаваемой. По Канту, познание должно быть ограничено лишь миром "явле­ний", а "вещь — в себе", т. е. реальность, какой она существует вне "связи-с ■человеком и независимо от него, — непознаваема в принциПЕ"."~Кант предложил новые аргументы, указал на сущест­вование в познании априорных, т. е. от опыта не зависящих форм познания. (A priori — лат. — до опыта). Это: априорные формы чувственности — пространство и время, а также — категории, т. е. наиболее общие понятия,, используемые при обобщении на­учных данных (причинность, взаимодействие и др.). Вывод Канта: человек может знать мир лишь таким, каким он открылся ему в чувственном и рассудочном_познании ("явлении"), но не может знать "вещь в себе".

Материалистическая философия утверждает возможность досто­верного познания мира (Л. Фейербах, Ф. Энгельс и др.), Л. Фейер­бах указал на явление взаимной коррекции образов, впечатлений, осуществляемых органами чувств. (Ошибки зрения, например, кор­ректирует осязание).

Ф. Энгельс обратил внимание на роль практики, эксперимента
как объективного критерия проверки знаний. Но в скептицизме и
агностицизме присутствует разумный элемент —: это требование
критического отношения к результатам познания. При всей значи­
мости науки для жизни людей она не застрахована от ошибок, и
известная доза критицизма в отношении результатов познания —
совершенно необходима__ - ~"" "'

12. Структура познавательной деятельности: объект и субъект познания, средства познания и его цель

Согласно современным представлениям, познание является средством приспособления индивидов и их сообществ к условиям существования (Жан Пиаже, Карл Поппер и др.). Свойственная в определенной степени и высшим животным (на уровне первой сигнальной системы) своего высшего развития познавательная де-

^1

^■ельность достигает в обществе, в познании человеком природы. В лице человека природа как бы познает себя, осуществляется "са­мопознание" природы.

Различают обыденное (формирующееся в опыте жизни), фи­лософское, художественное и научное познание. Наивысшим, с точки зрения полноты, глубины познания сущности изучаемых яв­лений (законов природы) является научное познание. Наука есть деятельность по производству, выработке, систематизации и про­верке знаний. Это деятельность, направленная на решение проблем (проблема — греч. — затруднение).

Субъектом познавательной деятельности и является человек как представитель человеческого рода. Это и отдельный индивид, и коллектив, т. е. группа лиц, объединившихся для решения тех или иных проблем.

В современной философии большое внимание уделяется поня­тию "научного сообщества", которое и является главным субъектом научного творчества. Научное сообщество это не отдельный замкну­тый коллектив ученых. Оно включает в себя совокупность многих коллективов, осуществляющих обмен информацией посредством современных средств связи (издательские центры, симпозиумы, конференции, Интернет). Именно научное сообщество выступает как основной субъект познавательной деятельности в сфере науки. Вместе с тем исследователи предупреждают против преувеличе­ния роли науки в развитии человечества. Наука — дело людей, их труд, а люди не гарантированы от ошибок. Ответственность за раз­витие науки, за применение ее результатов в практику (успешное или ведущее к отрицательным последствиям) несут не только сами ученые, но и политики и все общество в целом (см.: П. Фейерабенд "Против методологического принуждения").

В качестве объекта познавательной деятельности выступает природа, различные формы движения материи, сам человек как при­родное, духовное и социальное существо, общество как система и различные его подсистемы.

Средства познавательной деятельности можно разделить на естественные и искусственные. Естественные — это способности людей, сила их мышления, интеллекта, творческий потенциал, спо­собность воображения и интуиции. Искусственные —это приборы, инструменты, средства измерения, формальные (математические и другие) методы анализа, обработки и обобщения получаемых дан-



— 222 —

223 —

ных, а также сами виды и процедуры познавательной деятельности (наблюдение, эксперимент, моделирование и другие).

Следует различать конечную и непосредственную цель познания. Конечной целью является практика, т. е. деятельность по приспо­соблению человечества к меняющимся условиям существования, задача сохранения человеческого рода, улучшения жизни людей. Непосредственная цель познавательной деятельности — получение истинного знания, так как именно оно способно обеспечить дости­жения конечной цели. Ложные теории, заблуждения не способству­ют практическим успехам человечества, не ведут к прогрессу.

13. Соотношение чувственного и рационального познания. Односторонность сенсуализма и рационализма

Процесс познания включает в себя две взаимосвязанные стадии: чувственное и логическое познание. Как этапы, стадии они сущест­вуют в онтогенезе человека, т. е. в процессе его развития, взросле­ния. У взрослого человека они взаимопроникают друг в друга.

Чувственное познание, т. е. обработка поступающей на органы чувств информации, предполагает категоризацию объекта, т. е. ос­мысление того, что воздействует на человека, его "про себя" называ­ние. В свою очередь логическое познание, т. е. процесс рассуждения, требует опоры на образный материал, включает в себя построения моделей, аналогию, сравнение с известными образцами.

Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. В ощущениях отражаются отдельные свойства пред­метов и явлений внешнего мира. Они. таким образом, дают частичный, "парциальный" ("pars" — лат. — часть), по Б. Г. Ананьеву, образ объ­екта. Различают ощущения более и менее адекватные тому, что они от­ражают. Ощущение твердости, фигуры, покоя — первого рода, запаха, вкуса — второго (таким образом, старое выделение первичных и вто­ричных качеств имело реальную основу). В ощущениях осуществляется чувственный анализ явлений внешнего мира (И. П. Павлов).

Восприятие дает целостностное отражение объекта или ситуа­ции. В процессе восприятия совершается чувственный синтез раз­нородных ощущений.

I

1 |И восприятия и ощущения содержат в себе, как объективные, так и субъективные моменты, являются субъективными образами внешнего мира. В них имеется также знаковый, символический мо­мент (сравним ощущение света и его физическую основу — способ­ность тела отражать и поглощать лучи определенной длины волн).

Представление — это чувственный образ объекта или ситуации, на основе прошлых впечатлений. В представлении возрастает мо­мент отлета от действительности, так как оно формируется на осно-;1 ье работы воображения и памяти.

Основные формы логического познания это: понятия, суж­дения, умозаключения, доказательство. Изучение этих форм — предмет формальной логики. Дадим краткую характеристику каждой из перечисленных выше форм. В понятиях отражаются существен­ные свойства класса объектов. Они выявляются в операции опреде­ления понятий, т. е, в некотором суждении (высказывании). Напри­мер, определяя понятие "здоровье", следует указать, что это такое состояние живых организмов, для которого характерно отсутствие патологических процессов, норма основных жизненных реакций.

Суждение — форма мысли, в которой утверждается или отрица­ется что-либо относительно объекта (предмета) познания.

Умозаключение — это выведение одних суждений из других на основе правил логики. Логическое мышление поднимает процесс познания на более высокую ступень, так как в нем происходит поз­нание существенных свойств и отношений. Оно углубляет познава­тельный процесс и достигает уровня познания законов природы.

Таким образом, в формах чувственного и логического познания развертывается процесс перехода от познания внешнего к поз­нанию внутреннего, от явления к сущности, осуществляемый че­ловеком. Процесс познания — это единство и взаимопроникновение чувственных и логических форм. Этот вывод позволяет утверждать, что существовавшие в истории философии позиции сенсуализма и рационализма характеризовали процесс познания одностороннее.

Сенсуалисты (Дж. Локк, Ф. Бэкон и другие) переоценивали значение чувственного познания ("Истина — дочь опыта"). Рацио­налисты (Платон, Декарт, Гегель)— напротив недооценивали его роль, решающее значение придавали логическому познанию (терми­ны "сенсуализм" и "рационализм" — от лат. — sensus — чувство, ratio — разум).



— 224 —

— 225 —





14. Учение об истине. Проце«гри»*ый постижения истины. Объекюнмость, относительность истины ■?->»

Под истиной понимают знание, соответствующее действи­тельности, т. е. адекватное отражение объекта познающим субъектом. Трактовка истины как соответствия (принцип коррес­понденции) восходит к трудам Аристотеля. Эта традиция была про­должена в Новое время, особенно в материалистических учениях.

Идеалисты понимали истину как согласие одних мыслей с други­ми наиболее ясными и отчетливыми (теория когеренции), а также как соответствие мышления ощущениям субъекта (Юм, Рассел и другие субъективные идеалисты).

В европейской философии XX века наиболее распространенно неопозитивистское понимание: истина есть результат согласова­ния предложения науки с чувственным опытом. В философии праг­матизма (учение, принятое r США) за истину признают те поло­жения (утверждения), которые обеспечивают успех на практике. Но как понимать сам успех? Он может быть кратковременным, а может быть устойчивым, долгосрочным. Успех для той иной соци­альной группы иногда достигается с помощью искажения истины, ложных идей.

Знание можно оценивать как истинное только в том случае, если оно несет в себе объективное содержание, т. е. соответствует изу­чаемому объекту и в этом смысле не зависит от субъекта (человека и человечества). Но истину открывают люди — субъекты познава­тельной деятельности. Возможно ли получение объективного знания людьми, склонными (по природе) заблуждаться, делать ошибки?

Путь познания сложен. Никто не получал истинное объективное знание в готовом виде. Любая теория в первоначальном варианте несла в себе печать ее творца, первооткрывателя, т. е. содержала в себе субъективный момент, была приблизительным отражением того или иного фрагмента (части) реальности. В этом заключается относительность истины. Она обусловлена также историческими условиями, недостаточным уровнем развития техники эксперимента в тот или иной период, социальными обстоятельствами. В качестве примера относительной истины можно рассматривать учение Де­мокрита об атомах, как вечных неделимых частицах материи. В нем был объективный момент — признание существования атомов, их

— 226 —

способности движения, но было и то, что впоследствии отброшено наукой (идея неделимости атомов и др.). Относительными истинами были и учение Ньютона о свете и волновая теория света Гюйгенса. Те фрагменты, элементы научного знания, которые сохраняются от поколения к поколению и входят в "копилку" знания о мире при­нято называть абсолютной истиной.

Знание каждой эпохи содержит в себе элементы абсолютной ис­тины: оно обладает объективным содержанием и именно благодаря ему включается в последующие этапы развития познания. Именно объективной момент ойразует базис абсолютной истины.

Очевидно, что овладение истинным знанием — долгий истори­ческий процесс. В этом смысле говорят, что "истина есть процесс", хотя категоричность этой формулировки указывает на ее приблизи­тельность

Критерием истины (т. е. средством проверки знаний, адекват­ны они объекту или нет) является практика. Это: эксперимент и наблюдение в науках, общественно-политическая и экономическая практика в социальной жизни. Но поскольку практика каждой эпо­хи зависит от уровня технических н иных достижений общества, этот критерий является относительным. То, что не подтверждалось практикой одной эпохи, может быть обосновано практикой более позднего, более развитого периода. Например, хотя опыты Менделя "работали" в пользу генетики, наука XIX века еще не давала до­статочных доказательств существования гена. Позднее, в XX веке (1953) существование гена было экспериментально подтверждено Уотсоном и Криком в условиях более развитой техники эксперимен­та. (Открытие ДНК). И все же, при всей ограниченности критерия практики, он является наиболее эффективным средством подтверж­дения или опровержения тех или иных теоретических положений, В этом смысле критерий практики — абсолютен, т. е. предпочтите­лен среди других критериев (непротиворечивости теории, логичес­кой явности и т. д.) как главный критерий.

— 227 —

- ' 15. Истина и ее критерии. Роль практики в получении к истинного знания. Понятие практики

Истина есть форма знания. Но какое знание следует считать истинным? Поскольку в общении людей и в науках истина выра­жается в форме суждений (высказываний) поставленный вопрос становится проблемой истинности суждений (мы опускаем здесь знаковую форму знания — формулы, схемы и т. д.).

Например, суждение "Все металлы обладают способностью про­водить электрический ток" является истинным. Оно истинно, так как соответствует действительности. Истина может быть опреде­лена как знание, соответствующее действительности. Но каковы ее критерии, как убедиться, что высказывание истинно? Ведь далеко не все высказывания так просты, как вышеприведенное. Например, прошли столетия, прежде чем люди убедились, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца.

Некоторые философы критерием истины считали само мышле­ние — его ясность и отчетливость. Так, Декарт полагал, что суж­дение "Я мыслю, следовательно, существую" истинно, потому что оно самоочевидно.

В теориях когеренции (согласования) истинность того или ино­го высказывания определялась внутренней согласованностью его с другими высказываниями, т. е. определение истинности рассматри­валось как чисто логический процесс. В философии махизма (Эрист Мах — 1838 — 1916) выдвигались критерии экономии мышления, общезначимости, соответствия мысли ощущениям субъекта и др.

Для неискушенного в спорах ума может показаться убедительным критерий общезначимости (Истинно то, что признается большинс­твом людей). Но из истории известны заблуждения большинства людей по многим вопросам. В частности, и по вопросу о шарообраз­ности Земли и др. Человечество есть коллективный субъект и как субъект может ошибаться. Развитие наук показывает, что наиболее убедительным критерием истины является практика, которая вы­ступает в науках в форме эксперимента, специально организован­ных наблюдений, измерительных процедур. Важны и другие формы практики: производственная, общественно-политическая, экономи­ческая деятельность.

Практику обычно сопоставляют с теорией: но они существенно различаются. Практика — это объективно-реальная (т. е. име-

i

... 1ая внешний, наблюдаемый план выражения), целеполагающая

иштельность людей, направленная на адаптацию людей к внешнему миру, на выживание человечества.

Человек в практической деятельности изменяет, преобразует нмишнюю среду, создавая "вторую природу" (города, пашни, мир культуры). Теория (теоретическая деятельность) формируется во ниитреннем плане (в процессе размышления — рефлексии). Осо-гн'мность практики в том, что в ней соотносятся объект и действие, произведенное в соответствии с мыслью об объекте. Поэтому она имеет достоинство непосредственной действительности.

На практике человечество реализует то, что оно получило в ре-«ультате теоретической деятельности, убеждается, верны или не-черны, истинны или ложны полученные знания. Таким образом, важнейшая функция практики — служить критерием истины. (Зто не отменяет полезности логических критериев доказательнос­ти, согласованности знаний). "Но практика также и основа позна­ния. Она дает необходимые фактические данные для обобщения и создания теории. Практика также и стимул познания, т. к. она задает познанию цели. Познание, в конечном счете, осуществляется ради жизни, ради совершенствования условий бытия людей. Для. иторон половины XX века характерно возрастание роли теории в науке. Многие открытия делаются "на кончике пера", т. е, являют-г.н результатом теоретической деятельности ученых. Но решающим средством проверки знаний (истины они или ложны) является все же их использование, т. е. практика. Структура практики включает и себя цели, средства, результаты деятельности, а также пред­мет или объект и сам процесс развертывания деятельности.

16. Логика научного исследования (проблема, факт, с гипотеза, теория, идея и др.) Творческий характер ■ познания

Наиболее эффективной формой познавательной деятельности людей в XX веке стала наука. Ее достижения реализовывались в научно-технической, компьютерной революции, которые привели к существенному изменению характера производства и быта людей (ТВ, компьютеры, современные средства связи и т. д.). Поэтому фи-



— 228 —

229 —

 
 

лософию XX века все больше внимания привлекает изучение самой науки (философия науки).

Наука — есть форма познания, отражающая реальность (мир, человека, общество) в абстрактно-теоретической форме. Наука также специфический вид деятельности, которым заняты в наши дни не только отдельные ученые, а целые научные коллективы и организации. Специфика характера научной работы состоит в том, что она есть исследовательская деятельность.

Как протекает научное исследование? Ученых побуждает к на­учной деятельности научный интерес, любознательность, желание познать "тайны" природы. В ходе исследования возникает опре-

' деленная проблема, к решению которой привлекается научное об­щество. "Проблема" (греч. — преграда, трудность, задача) — это

. объективно возникающий вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретичес­кий интерес. Не все проблемы поддаются решению. Тогда необхо­димо доказательство неразрешимости проблемы, которое стимули­рует пересмотр тех оснований, в рамках которых была поставлена проблема. Такое доказательство ведет к переходу на иной уровень знания. Так доказательство невозможности вечного двигателя было связано с открытием закона сохранения энергии.

Решение научных проблем происходит в процессе научного ис­следования, предполагает использование эмпирических и теорети­ческих методов, К эмпирическому уровню относится наблюдение (в науке оно ориентированно на сознательно поставленную цель, осуществляется часто с помощью приборов), эксперимент, измере­ние, некоторые виды моделирования и др. Полученные в ходе эм­пирического исследования факты могут вступить в противоречие со сложившимися теориями и должны быть интерпретированы (т. е. объяснены). Ученые предлагают гипотезы, с целью объяснения этих фактов. Если гипотеза находит свое подтверждение в новых фактах, она получает признание научного сообщества и становит­ся теорией. Так, например, идея гена — была длительное время гипотезой, вытекавшей из опытов Менделя, и она стала научной теорией после работ Т. Моргана и особенно открытия двойной спи­рали ДНК Уотсоном и Криком а 1953 году. Процесс превращения гипотезы в теорию может быть длительным, как в вышеописанном случае, а может быть и быстрым (в случае получения решающе­го эксперимента). Так, например, гипотеза о существовании эфира

а опровергнута в результате решающего эксперимента — опыта Мнйкельсона, что содействовало утверждению теории Эйнштейна о постоянстве скорости света и относительности свойств пространс-та и времени.

Итак, от проблемы через гипотезы, накопление фактов в ре-.и/льтате экспериментов и наблюдений — к созданию научной tni'opuu. Таков путь научного исследования.

Факт —- от лат, factum — сделанное, свершившееся. В мето­дологии науки под фактом понимают особого рода предложения, фиксирующие результаты эмпирического знания. Факты противо­поставляют теории. Но они "логически нагружены", т. е. с самого начала осмысливаются. В современной науке нет "чистых" фактов, поскольку сами эксперименты и наблюдения обдумываются и пла­нируются учеными.

Гипотеза — (от греч. основа, предположение) — научное допу­щение или предположение, истинностное значение которого неопре­деленно. Гипотеза относится к теоретическому уровню познания.

Теория (от греч. теорео — рассматриваю, исследую) — совокуп­ность взглядов, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в узком смысле высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономер­ностях определенной области действительности — объекта данной теории.

Идея — важная мысль, ориентирующая деятельность людей (например, идея социализма, идея прогресса). Поскольку познание лает приращение информации (новые знания), оно носит творческий характер.

17.Ненаучные и донаучные фрагменты познавательной, деятельности (вера, уверенность, мнение и др.)

Огромное влияние науки в XX веке на вое сферы жизни людей, возможность использования ее достижений в военных и других не­гуманных целях обусловили потребность в изучении феномена са­мой науки.

Формируются науковедение, а также философия науки. Наука здесь рассматривается в двух аспектах: 1) как совокупность знаний



— 230

— 231 —

 
 

о мире; 2) как вид деятельности по выработке, систематизации и проверке знаний. Второй подход, особенно представленный в фило­софии постпозитивизма, позволяет учитывать влияние исторических условий, ценностных ориентации ученых, их жизненных установок на ход развития науки. Принимаются в расчет также личные качес­тва ученого, мировоззренческие нормы и философские основания науки.

При таком подходе выясняется, что в сферу науки входит не только ее "золотое ядро" — научные теории, законы, принципы и опытные данные, но и различного рода включения в виде элементов мифологического сознания, положений, подобных аере, т. е. не име­ющих экспериментального обоснования, мнений, домыслов, сравне­ний, идущих от представлений обыденного сознания. Так в процессе становления и развития картин мира наука активно использует ана­логии, ассоциации, уходящие корнями в предметно-практическую деятельность человека (образы корпускулы, волны, сплошной сре­ды, образы соотношения частей и целого как наглядных представ­лений о строении объектов.)

В науке сохраняются и элементы веры — уверенности (т. е, суждения, субъективно ориентирующие ученого на определенный род действий, хотя и не имеющие доказательной силы). Эйнштейн отмечал, что для него Бог — это вера в существование объективной реальности как независимой от человека. Казалось бы, физик дол­жен полагаться только на выводы из экспериментальных данных. Но Эйнштейн понимал, что физик как и любой другой человек, ве­рит. Б частности, он верит в существование объективной реальнос­ти. Вера нужна ученому и как свойство личности, как уверенность в себе, в своих возможностях, подобно тому, как больному нужна вера в свое выздоровление и надежда на него. Категории "вера" и "надежда" в качестве ценностных ориентиров личности рассматри­вает философия экзистенциализма (Э. Блох и др.).

Высшей формой веры является идеал, задающий целевые уста­новки поведению людей. В ходе развития науки вырабатывались внутринаучные идеалы: объективной истинности знания, доказа­тельности и обоснованности теории, объяснения и описания и др. Они существенно изменились в XX веке. Так, если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта "самого по себе", без указания на средства его исследова­ния, то в квантово-релятнвистской физике в качестве необходимо-

ш условия объяснения и описания выдвигается требование четкой фнмснини особенностей средств наблюдения (приборов, установок), ищорые взаимодействуют с объектом.

Но поскольку наука не изолирована от общества, на ее развитие существенное влияние оказывают исторически изменяющиеся цен-нипные ориентиры общества, обыденные представления массового пииания и даже предрассудки.

1 Ьстпозитивизм (П. Фейерабенд, Т. Кун, Лакатос и др.) рассмат-рииает науку именно в таком широком социокультурном контексте. Нлука не отделена от других форм жизни. Из познания вообще и

На

ииуки, в частности, "неразумность исключить невозможно".

— - - '■« ™ или ппонЛЦ/и? ППП

И1

-IJlUV-in, I1^uv^,i>iiivv>>' ...._____________________________ -

ииуку влияют человеческие пристрастия, в ней возможна борьба ля класть, за авторитет (личностные факторы). Значительно так­же и влияние форм культуры: искусства, религии, мифа. "Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки". (П. Фейерабенд). Этот автор приводит значительный материал из истории науки, показывающий, что и заблуждения в определенном смысле стимулировали мысль и были полезны для развития науки. {1ак. колдуны становились "знатоками" психики людей, а астроло­гии подготовила необходимые предпосылки для становления идеи ыиисимости всей земной жизни от космических процессов.). Он де­лает вывод: "Все пригодится". Размножение (пролиферация) теорий полезна, в то время как единообразие ослабляет критическую силу

пауки.

Единообразие подвергает опасности также свободное развитие
индивидов. И Фейерабенд делает вывод. Если многообразие тео­
рий полезно, если даже околонаучные концепции содействуют про­
грессу знания, а в самой науке (которая, естественно, стремится к
идеалу достоверности) присутствуют иллюзии, ошибки и элемент
неразумия, то не следует недооценивать другие формы культуры,
право людей на выбор в духовной сфере ("Против методологичес­
кого догматизма"). .

Ил» '

1С)К11ф- ' t

Э Т ,(-

оИ

•тэ*

-:i

-оэоакф я THE.or'JKriqn eqsw) к

— 232 —

;'<■ 18. Своеобразие философского знания. Софийная и сциентисткая ориентация в философии

Выделяют основные типы познавательной деятельности: обыден­ное, художественное, философское и научное познание. Обыден­ное познание складывается в процессе приобретения жизненного опыта, присуще каждому человеку. Его основной элемент — житей­ские понятия, в которых выделяют признак практической полезнос­ти группы явлений, а не их существенный признак как это происхо­дит в случае научного, логически правильного определения понятия (Жанн Пиаже, пример из речи ребенка: "Мама — это, чтобы гото­вить обед"). Оно включает также разного рода предрассудки, сте­реотипы (например, национальные), а также здравый смысл.

Художественное познание реализуется в искусстве и во всех сфе­рах практической деятельности, где человек проявляет эстетичес­кое чувство и художественный вкус (изготовление одежды, мебели и т. д.). Его особенность — образность, символика, наглядность. Художественное познание дает возможность освоить гармонию зву­ков, цветов, пропорций и соразмерность. Эти два вида познания были свойственны людям даже доисторических нецивилизованных обществ.

Философское познание сложилось намного позднее лишь в ус­ловиях классового общества, в VII—VIвв. до и. э. Примерно в это же время формируются зачатки науки (астрономии, медицины, математики). Но становление развитой науки относится XVI— XVIIвекам. Эти два вида познания взаимосвязаны. Философия нередко называют праматерью наук. Первоначально она включала в себя все знание. Но постепенно науки отделились от философии, приоб­рели самостоятельность. Однако наука и философия имеют много общего. Общее в целях — стремление познать мир, общее в формах отражения. И философия, и наука — это теоретическое знание, они отражают действительность в форме понятий.

Но философия древнее науки и имеет свою специфику. В отли­чие от частных наук, предмет которых строго определен (та или иная форма движения материи, тот или иной круг явлений), фило­софия стремится познать "сущее как таковое" (Аристотель), т. е. как бы "мир в целом". Она является обобщающей, интегративной областью знания. Но познание мира в целом происходит в филосо­фии с учетом взаимоотношения объекта и субъекта познания (мира

— 234 —

И человека). Человек и человечество выделяют себя из природы, стремятся познать себя, свое место в мире. Так возникает основ­ной вопрос в философии, в полной мере поставленный впервые в философии Платона. Это вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духовного и телесного. Он включает в себя: проблему субстанции (первоначала), вопросы познаваемости мира, соотношения души и тела и др.

Благодаря постановке этих вопросов, философия дает человеку мировоззрение (т. е, взгляд на мир в целом), которое влияет на жиз­ненную позицию людей, их ориентацию в мире (понимать человека как часть природы или иначе — как особое существо — от этого, например, зависит отношение к природе и людей друг к другу, т. е. решение также этических проблем). В философии, таким образом, органично сочетается познание и оценка действительности и места человека в мире. В философии человек осознает свое бытие, стре­мится понять смысл жизни- и смерти, смысл всего сущего. Это —

печные темы философии.

"Что я смогу знать, что я должен делать, на что я смею каде-иться", — так формулировал Кант смыслообразующее ядро фило­софии.

В истории философии выделялись 2 типа философствования. Сциентистский (от лат. scientia — наука) и софийный (от греч. София — мудрость). Первый ориентирован на теснейшую связь фи­лософии и науки (Аристотель, материализм XVII — XVIII в., пози­тивизм, диалектический материализм).

Второй — на вольное философствование, на постижение мудрос­ти. А мудрость — это не просто знание, это определение смысла, об­раза жизни. Николай Бердяев так определяет этот тип философии: "Философия есть творчество, а не приспособление и послушание. Она — искусство, а не наука. В науке есть горькая нужда человека, и философии — роскошь, избыток духовных сил. Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, проникающих и запредельную сущность мира. Основное предположение филосо­фия — это предположение о существовании смысла, о возможности прорыва к смыслу через бессмыслицу".

— 235 —





19. Эволюционные подходы к проблеме познания (Ж. Пиаже, К. Поппер, Т. Кун и др.)

Идея эволюционизма, обоснованная Ч. Дарвином на биологичес­ком материале, получила свое дальнейшее развитие в психологии и биологии XX века. Крупнейший психолог XX века Жанн Пиаже (1896 — 1980), изучая развитие познавательной деятельности ребен­ка, рассматривает познание как адаптивный процесс, т. е. процесс приспособления к реальности. Характеризуя первые стадии развития познания (сенсомоторного интеллекта, дооперациональную, стадию конкретных операций), Пиаже выявил наличие на этих стадиях тех особенностей миропонимания, которые были свойственны развитию человечества в период господства мифологии. Это — эгоцентризм, в силу которого ребенок смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на внешний мир, элементы магии (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы), артифициализм (явления внешнего мира, в том числе естественные процессы, считают изготовленными кем-то). Таким об­разом, имплицитно (неявно) здесь проводилась мысль о том, что онтогенез умственного развития повторяет его филогенез. Это один из главных выводов генетической эпистемологии Жанна Пиаже.

В постпозитивизме Томаса Куна, П. Фейерабенда, в критическом рационализме Карла Поппера идея эволюционизма применяется к изучению научного познания.

Карл Поппер (1902 — 1994) рассматривает познание универ­сально, как средство приспособления индивидов и их обществ к ус­ловиям существования. Оно имеет адаптивную природу, основным механизмом которой является естественный отбор. Все организмы, по Попперу, постоянно занимаются решением проблем. Проблемы (затруднения) объективны. Их решение осуществляется методом проб и ошибок. "Ошибки" природы устраняются путем естествен­ного отбора (вымирание, модификация органов, изменение поведе­ния). Научная деятельность человека — одна из высших форм поз­нания. Она также заключается в решении проблем. Это процесс, идущий от старых проблем к новым путем выдвижения гипотез и их опровержения. Соревнование гипотез приводит к устранению недос­товерных, подобно тому, как в природе устраняются неприспособ­ленные особи и виды. Метод проб и ошибок действует, по Попперу, и в науке, и в познавательной активности животных.

— 236 —

Поппер критикует учения, сводящие проверку истинности тео­рий к чувственным данным (сенсуализм, позитивизм). Классичес­кая эпистемология, — пишет он, — которая рассматривала наши ощущения как "данные", на основе которых с помощью индукции должны строиться наши теории, ... это "додарвинская теория поз­нания. Она не могла понять, что эти данные суть адаптивные реак­ции, включающие теории и предрассудки... Нет и не может быть ни чистой перцепции, ни чистых опытных данных, как не может быть и чистого языка наблюдений, поскольку все языки насыщенны тео­риями и мифами".

Поппер предложил заменить критерии верификации (подтверж­дения опытными данными) принципом фальсификации (опроверже­ния гипотез). Верификация несостоятельна, потому, что достаточно хотя бы одного факта опровергающего якобы подтвержденное по­ложение, чтобы оно было опровергнуто (например, подобное слу­чилось с утверждением, что все лебеди -— белы.). Фальсификация сводится к тому, что научные положения, выражаемые в форме высказываний, следует свести к так называемым "базисным выска­зываниям", проверка которых носит эмпирический характер. Чем больше из гипотезы можно вывести следствий, способных опровер­гнуть ее на опыте, тем значительнее данная гипотеза.

Философия ('"метафизика", по Попперу) тем отличается от на­уки, что ее положения не поддаются фальсификации, поскольку эм­пирически не проверяемы. Она. как и религия, четко отграничена от науки. Функция философии заключается в критической оценке научного знания. В этом ее социальная роль. Указав на трудность доказательства теорий, Поппер тем не мене не впадал в скепти­цизм, он верил в прогресс науки, в ходе которого происходит "рост знания", увеличивается его правдоподобность.

Томас Кун (1922 — 1996) также подошел к исследованию на­уки с эволюционных позиций. В своей книге "Структура научных революций" он выдвинул идею стадиальности в науке. В своем раз­витии наука проходит две фазы: 1) фазу нормальной науки, когда ее развитие идет эволюционным путем; 2) фазу научных револю­ций — период ломки старых научных представлений. В стадии нор­мальной науки научное сообщество руководствуется определенной парадигмой (совокупностью норм, исследовательских образцов н ценностных установок). Затем в результате исследований возника­ют аномалии в науке (т. е. обнаруживается несоответствие новых

— 237 —

фактов старой парадигме), и процесс завершается возникновенн ем новой парадигмы. Концепция, предложенная Т. Куном, вызвали полемику и необычайно активизировала исследования по истории науки. Понятия "парадигма", "нормальная наука", "научное сооб­щество", "научная революция", активно используется в современ­ной философии науки.

20. Понятие методологии. Уровни методологии

познания. Типы методологии: научный и мистико-экзистенциальный

Методология — 1) учение о методах; 2) система методов. Ме­тод (от греч. — путь) — способ исследования, познания, а также система регулирующих принципов в практической деятельности. В основе любого метода лежит определенная совокупность ранее полученных общих знаний (принципов, законов).

Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже в древ­них обществах. Так в Египте геометрия выступала в форме предпи­саний, которые определяли последовательность процедур измере­ния при разделе земельных площадей. В любой сфере практической деятельности люди руководствуются определенными знаниями о методах работы в своей сфере (методы обследования больного — в медицине, порядок проведения работ — в строительстве и т. д.), в основе которых лежит та или иная система знаний о соответству­ющем объекте, области действительности. Возрастание роли науки в жизни современных обществ (в производстве, в экономике, ме­дицине и т. д.) определяет необходимость специального изучения методов научного познания, методологии — в целом. Различают следующие уровни методологии научного познания:

1. Философские принципы и теории, составляющие базис той
или иной области знания (например, принцип детерминизма — в
естествознании, принцип историзма — в естественных и обществен­
ных науках, закон сохранения материи и движения и др.).

2. Общенаучные методы. Эмпирические: наблюдение, экспе­
римент и другие; теоретические: математические, формально-логи­
ческие, системные, синергетические и др. Как эмпирические, так и
теоретические предполагают применение таких методов как анализ

It 1'иитез, идеализация, обобщение, аналогия и моделирование, ста-шгтические методы, методы теории вероятности и другие.

.?, Философские принципы и общенаучные методы конкретизи-|iVl(iTi'n в соответствующих науках и прояыляются через систему чштнонаучных, методов исследования (например, социологические Wrtujiiii анкетирования и опроса, медицинские методы обследова­нии — анамнез, точные анализы состояния пациента) и выступают ни к конкретизация учения о причинных зависимостях в природе и иГицистве (метода причинного объяснения).

Хотя научные открытия иногда делались случайно (путем проб и ошибок), нельзя недооценивать значение методов. Ф. Бэкон сравнн-нйл метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Хромой, идущий по дороге, — говорил он. — опережает того, кто ftejKHT без дороги. Но метод (путь) может быть эффективным (т. »• давать нужный результат) лишь тогда, когда он является пра-индьным. А правильность метода зависит от истинности теории, лежащей в его основе. Истинность же есть адекватное отражение м lyiaeMbix объектов.

В современных многосложных процессах управления экономи­кой, которая складывается из совокупности управленческих реше­ний разного уровня, возрастает значение методологии принятия решений. В частности для рационализации хозяйственной деятель­ности очень важны такие методы, как системный подход, исследова­ние операций, информационные, кибернетические методы.

Управление есть процесс обеспечения организованности того или иного процесса для достижения конечной пели наилучшим пу­тем. Основу этого процесса составляет информационное обеспече­ние (знание особенностей объекта управления, а также условий, в которых протекает процесс).

Например, производственный цикл выпуска продукции. Если ус­ловия изменяются, управляющее звено (субъект управления), по­лучив соответствующую информацию, осуществляет корректирова­ние управленческих решений в соответствии с этими изменениями (ситуация выбора решений). Управление, таким образом, требует Постоянного осуществления информационной обратной связи меж­ду объектом и субъектом управления. Могут изменяться и средства (методы) осуществления производственного процесса. Таким об­разом, объект управления должен рассматриваться системно, это значит, что нужно учитывать составляющие его элементы, их взаи-

— 239 —

мосвязь и взаимодействие, последовательность операций, необходи­мых для заданной цели. Поскольку объект управления существует в определенной среде (условиях), он сам должен рассматриваться как элемент системы более общего порядка. Так любой производс­твенный процесс нельзя рассматривать вне его связи с внешни­ми природными условиями. Системный подход требует введения экологических запретов определенного рода (экологических табу) на производственные процессы, ведущие к большим загрязнениям окружающей среды. Методологии и методике принятия решений необходимо учиться любому управленцу.

В истории развития культуры представлены не только поиски научной методологии, но и мистико-религиозной. Мистики — целью познания полагали постижение Бога, а средством же сверхразум­ное озарение человеческой души. В мистическом чувстве — экс­тазе — душа человека как бы сливается с богом, и это возможно, поскольку человек — творение Бога и его дух имеет божественную природу. В Европе идеи мистицизма представлены в учениях Авгус­тина, Бёме, Бонавентуры и др., в исламе — в учении суфизма.

В философии экзистенциализма объективно обусловленным ме­тодам научного познания противопоставлены методы вчувствова-ния, особого "философствования", под которыми понимается про­никновение в природу человеческой экзистенции, человеческого Я. От явлений, нашего бытия в мире следует идти к миру ноуменов, к миру свободы, в котором только и раскрывается природа подлин­ного человеческого существования. Философия экзистенциализма наряду с давней филологической традицией оказала влияние на развитие герменевтики, которая видит задачу в раскрытии глубин­ного индивидуально-психологического или социально-культурного содержания текстов путем истолкования языковых средств. Пред­полагается, что таким путем можно достичь понимания внутрен­него мира автора произведения или даже умонастроения целой культурной эпохи.

О П'

>:* а

21. Проблема происхождения человека: /

натуралистические и супранатуралистическиб' -,rs як
подходы. Становление человека разумного. fujvj.jj
Антропосоциогенез "(•

В мировой культуре — известны три подхода к проблеме проис­хождения человека.

1. Традиционный — религиозно-философский: человек — творе­
ние Бога.

2. Новорелигиозный: признает естественную эволюцию и проис­
хождение организма, но духовность человека связывает с Божест-
ионным творческим актом (Тейяр де Шарден, некоторые философы-

ноотомисты и др.)

3. Естественнонаучный, материалистический.

Последний привлекает естественнонаучные аргументы. 1. Эво­люционное учение о происхождении человека от высших приматов. 2. Биогенетический закон (Онтогенез человека повторяет филоге­нез. Эмбриональное развитие воспроизводит как бы основные чер­ты крупных биологических типов). 3. Данные современной гене­тики, свидетельствующие о сходстве генома (совокупности генов) человека и современных высших обезьян: разница генома человека и шимпанзе, например, составляет 1%.

Для религиозной философии эти аргументы мало или совсем неубедительны. "Человек есть дитя Божье, а не дитя мира по своей природе... Дерзкая задача — познать Вселенную говорит о божественной природе человека. Человек — сверхприродный объект". (Н. Бердяев). Папа Иоанн Павел II—ой пишет: "Пов­семестно признаваемый приоритет нравственных ценностей не позволит признавать первенство и главенство материи. Духовные ценности в человеке не могут исходить из материи, источник их именно в духе" (В. Ф. — Ksl. — 199!). Противоборство позиций

продолжается.

Кратко об эволюции и становлении вида гомосапиенс. По дан­ным современной науки, жизнь на Земле возникла 2 млрд. лет назад (возраст Земли как небесного тела — 4,5 млрд. лет). Начало антро­погенеза, (т. е. развития человека) около 3-х миллионов лет назад. Раскопки в юго-восточной Африке показали, что уже 2,6 млн. лет назад существовали гоминиды (предки человека), изготовляющие примитивные орудия труда. Главные анатомо-физиологические прн-



240 —

— 241 —

знаки, существенно отличающие человека от древних приматов — это: прямохождение, объем мозга. У человека — 1500 см3 (данные среднестатистические). При раскопках найдены промежуточные формы эволюционирующих гоминид (ископаемых предков челове­ка). Это (человек умелый) или презинджантроп. объем мозга — около 600 см1, питекантроп — 900 см3, неандерталец — 1200 см1 и другие. Религиозных философов наличие таких форм не убеждает. Ссылаются на доводы математиков: за 2,5 млн. лет эволюция мозга от 400-500 см* до 1500 см-! (современный вид человека) мало- или почти невероятна.

Научная аргументация выдвигает в противовес учение о фак­торах антропогенеза (причинах эволюции). Это социальные факторы: 1) переход к трудовой деятельности; 2) возникнове­ние языка; 3) рост социальной сплоченности формирующихся людей. Археолог Чайлд назвал орудия "ископаемой концепцией". Создавая орудие труда, человек уже проявляет свою способность думать о будущем, способность ставить цели. Ведь орудие труда нельзя непосредственно использовать для удовлетворения потреб­ностей человека. Только позднее (на охоте, рыбной ловле) оно приводит к нужному результату. Значит, развивается мышление человека. Труд "создает человека", язык закрепляет и выражает мысли, и, будучи средством общения, содействует развитию все­го формирующегося рода людей. В последние десятилетия антро­пологи особенно подчеркивают роль третьего фактора. Только те формирующиеся люди (группы людей) вышли на прямую дорогу к человеку разумному, которые строили внутриобщинные отноше­ния на принципе поддержки друг друга. Где побеждала вражда, там дорога вперед была закрыта. Такие сообщества образовали боковые ветви эволюции гоминид.

Помимо вышеназванных факторов следует указывать на биологи­ческий фактор мутаций. Без мутаций, т. о. качественных изменений наследственности под влиянием мутагенных причин (химические, радиационные) возникновение мозга с объемом 1500 смЗ было бы невозможно. Таковы естественнонаучные аргументы. Мы оставляем в стороне нравственно-этические доводы, которые склоняют боль­шинство пишущих на эти темы к религиозным идеям.

В эволюции можно выделить два больших этапа:

1. Этап эволюции ископаемых гоминид (от 3 млн. лет до 40 тыс. тому назад).

— 242 —

I 2. Этап становления и развития человека разумного — от 40 тыс. лет тому назад. Становление гомосапиенс было вместе с тем и. воз­никновением человеческого общества (см. учение о факторах).

Наши рекомендации