Глава 3. Игры с детьми 4-5 лет. 2 страница
Игра «Перевертыши»
Цель игры: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука на мягкий или наоборот.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Например, ло — лю, ма — мя, па — пя и т. д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
Игра «Назови ударный слог»
Цель игры: научить ребенка определять ударный слог с словах, обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый произносит слова, выделяя голосом ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух слогов, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.
Игра «Запутанные слова»
Цель игры: расширить словарный запас, научить ребенка переставлять слоги в словах и образовывать новые слова.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых все слоги переставлены. Ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, можно предложить малышу следующие слова: рел-ка-та — тарелка, ши-на-ма — машина, ре-бе-же-нок — жеребенок и т. д.
Игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи
Имя существительное
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель игры: обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, память, мышление.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети становятся в круг, в центре которого находится взрослый (ведущий). Он бросает ребенку мяч, называя при этом любое слово. Тот, кому кидается мяч, должен подумать и решить поймать мяч или отбросить его. Думать слишком долго нельзя, отвечать следует быстро. Если ребенок допустил ошибку и поймал мяч, когда был назван несъедобный предмет, он выходит из игры на 1—2 круга.
Игра «Живое — неживое»
Цельигры: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, обогатить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Играть можно с одним ребенком или группой детей.
Вариант 1. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что?». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или неживыми являются эти предметы. Например, ложка, стол, машина — это неживые предметы, а белка, кошка, девочка — живые.
Вариант 2. Играющие договариваются, что услышав живые предметы ловят мяч, а неживые — не ловят (можно придумать и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия.
Игра «Что это?»
Цель игры: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас. Оборудование: мяч.
Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко — фрукт, юбка — одежда, стакан — посуда, мотоцикл — транспорт, туфли -— обувь и т. д.
Игра «Кто или что?»
Цель игры: расширить словарный запас, закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, знать вопросы, на которые они отвечают.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены одушевленные и неодушевленные предметы, уже знакомые ребенку.
Ход игры. Сначала взрослый начинает раскладывать ряды картинок с одушевленными и неодушевленными предметами, а затем предлагает ребенку продолжить эти ряды самостоятельно. При этом взрослый может помогать малышу, задавая вспомогательные вопросы. Например, «Кто это?» — «Это девочка» — «Она живая?» — «Да» и т. д.
Игра «У меня один, а у тебя много»
Цель игры: расширить словарный запас, научить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: пары картинок, на которых изображены предметы в единственном и множественном числе.
Ход игры. Взрослый показывает и называет ребенку картинку, на которой изображен предмет в единственном числе, а ребенок подбирает и называет картинку, на которой изображен этот же предмет, но во множественном числе. Например, «У меня одно яблоко», — говорит взрослый, «А у меня много яблок» — отвечает ребенок.
Игра «Он — она»
Цель игры: обогатить словарный запас, научить ребенка различать существительные мужского и женского рода.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены знакомые ребенку предметы мужского и женского рода.
Ход игры. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый начинает раскладывать картинки в две стопки, объясняя при этом, что в одной стопке лежат предметы, которые можно обозначить словом «он», а в другой — «она». После этого он предлагает детям разобрать картинки самостоятельно.
Игра «Подбери действия»
Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи детей, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширить словарный запас. Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет ребенку слово-предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. Например, собака — бегает, лает, Ходит, ест и т. д.
После подбора действий к нескольким предметам, взрослый может назвать любое действие и попросить ребенка, подобрать к нему подходящий предмет. Например, плавает — корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т. д.
Игра «Что лишнее?»
Цель игры: научить ребенка выделять на слух из ряда слов лишнее, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый, медленно и четко проговаривая, называет 4 слова, а ребенок должен внимательно выслушать слова, запомнить их и назвать то слово, которое не подходит к остальным, а затем объяснить свой выбор. Например, яблоко, груша, баклажан, апельсин — лишний баклажан, так как это овощ, -а все остальное — фрукты; вертолет, автомобиль, ракета, самолет — лишний автомобиль, так как это наземный транспорт, а все остальное воздушный.
Игра «Назови отгадку»
Цель игры: научить ребенка отгадывать загадки, добавляя пропущенные, но подходящие по смыслу слова, развить мышление, внимание, память, обогатить словарный запас.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ходигры. Взрослый четко проговаривает загадку, стараясь при этом голосом и интонацией выделить слово, к которому нужно подобрать рифму-отгадку.
***
По утрам кричит он громко,
Крыльями он хлопает звонко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?., {петух).
***
Под дождем она гуляет,
Кушать травку обожает,
Кря кричит, вот это шутка,
Ну, конечно, это — ... {утка).
***
У меня к тебе вопрос —
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Подскажите мне друзья —
Как зовут ее — ... {свинья).
***
Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут ее — ... {корова).
***
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьет,
Ну, конечно, это — ... (кот).
***
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые.. .(снежинки).
Игра «Разложи картинки»
Цель игры: обогатить словарный запас, развить логическое мышление, память, внимание, научить располагать картинки последовательно, ориентируясь на признаки.
Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены времена года.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки, на которых изображены времена года, предлагает их внимательно рассмотреть и разложить по порядку: зима — весна — лето — осень. После этого, малыш может объяснить, почему он именно так разложил картинки.
Игра «Назови ласковым словом»
Цель игры: закрепить умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить ловкость и быстроту реакции. Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например:
мяч — мячик;
стол — столик;
ключ — ключик;
шар — шарик;
кукла — куколка;
коса — косичка;
вилка — вилочка;
голова — головка;
яблоко — яблочко и т. д.
Игра «Не зевай, правильное слово называй»
Цель игры: закрепить у ребенка знания об обобщающих понятиях, расширить словарный запас, развить логическое мышление, память.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игру могут играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Дети становятся в круг, а взрослый, перебрасывая мяч, просит их называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Тот ребенок, который поймал мяч, но не смог придумать слово, из игры выбывает. Участники игры не должны повторять слова друг за другом.
Игра «Она –оно -он»
Цель игры: закрепить у ребенка знания о роде предметов, расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены предметы мужского, женского и среднего рода.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком на столе картинки и начинает раскладывать их на три стопки, объясняя при этом, что в одну стопку следует класть предметы, которые можно назвать словом «он», во вторую — «она», а в третью — «оно». После этого он предлагает малышу разложить картинки самостоятельно. При необходимости взрослый может помогать ребенку, задавая наводящие вопросы: «кукла — это оно или она?», «Дом — это он или она?», «Колесо — это оно или он?» и т. д.
Игра «Родственные слова»
Цель игры: дать ребенку представления о родственных словах, т. е. словах, которые образованы от одного исходного слова, развить память, внимание, мышление. Оборудование: предметные картинки.
Ход игры. Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, что в русском языке есть слова, похожие друг на друга определенной частью, поэтому их называют родственными. После этого он приводит в пример несколько таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя голосом схожую часть слов. Например, главное слово дом — домик — домишко — домище — домашний — домовой.
После этого взрослый предлагает ребенку самостоятельно подобрать и придумать родственные слова к заданным словам, используя при этом картинки-подсказки. Например, можно предложить ребенку следующие слова: зима, заяц, весна, солнце и т. д.
Игра «Один или много»
Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, учить ребенка правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: пары предметных картинок, на которых изображены один и множество предметов, мяч.
Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком парные картинки и называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок — во множественном.
При необходимости взрослый должен исправлять ошибки ребенка, если он не правильно называет окончания слов во множественном числе.
По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, просто перебрасывая мяч.
Игра «Ласковое слово»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять в речи слова-существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов, мяч.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку предметную картинку и называет по ней большой и маленький предметы. После этого он начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для обозначения маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением. Например, стол — столик, стул — стульчик, рука — ручка, мяч — мячик.
По мере усвоения игры ее можно проводить без картинок, перебрасывая мяч и называя слова.
Игра «Чьи детеныши?»
Цель игры: закрепить в активной речи ребенка названия животных и птиц и их детенышей, обогатить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц и их детенышей, мяч.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к изображенным животным и птицам детенышей, накладывая при этом маленькие картинки с изображениями детенышей на большие. Как только ребенок правильно разложит картинки, он должен назвать детенышей.
Например: «У коровы — теленок», «У кошки — котенок», «У собаки—-щенок», «У козы — козленок» и т. д.
По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
Игра «Один-Одна-Одно»
Цель игры: научить ребенка различать предметы по родам, правильно употреблять их с числительными, развить память, внимание, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов мужского, женского и среднего рода.
Ход игры. Взрослый перемешивает и выкладывает на столе перед ребенком картинки, а затем начинает раскладывать их на три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: «Это яблоко, оно одно», «Это карандаш, он один», «Это ложка, она одна» и т. д. Затем взрослый предлагает ребенку самостоятельно разложить оставшиеся картинки, согласуй при этом существительные и числительные в роде.
Игра «Кому что необходимо?»
Цель игры: научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже, обогатить словарный запас, развить память, мышление.
Оборудование: предметные картинки с изображением людей знакомых ребенку профессий, а также необходимых для каждой профессии инструментов и предметов.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки с изображением человека какой-либо профессии, а тот при этом выбирает среди разложенных на столе картинок с изображениями предметов и инструментов, нужные для нее. Например, парикмахер — ножницы, расческа, фен; учитель — доска, мел, указка; врач — градусник, шприц, лекарство и т. д.
Имя прилагательное
Игра «Я люблю сок»
Цель игры: научить ребенка образовывать прилагательные от названий фруктов, овощей и ягод, развить внимание, память, мышление, связную речь, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов.
Ход игры. Взрослый дает ребенку образец на примере какого-либо овоща или фрукта. Например, «Мой любимый сок из слив — сливовый сок». После этого можно предложить ребенку образовать прилагательные от слов: яблоко, апельсин, картофель, крыжовник, морковь, капуста, малина, свекла, груша, вишня, смородина и т. д.
Игра «Чьи вещи?»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные с суффиксом -ИН, которые отвечают на вопросы чей — чья — чье — чьи, развить память, внимание, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением членов семьи, предметов обихода, одежды, а также сюжетная картинка с изображением семьи.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку общую сюжетную картину и называет членов семьи. Затем к картинкам, изображающим отдельных членов семьи, он подбирает те предметы, которые к ним относятся, сопровождая свои действия объяснением. Например, это бабушкины очки, папина газета, мамино платье, дочкина кукла и т. д. Дав несколько примеров, ведущий просит ребенка продолжить раскладывать картинки и давать объяснения.
Игра «Опиши, но не смотри»
Цель игры: научить ребенка узнавать предметы, не глядя на них, а ощупывая, расширить словарный запас, научить согласовывать существительные и местоимения с прилагательными.
Оборудование: игрушки, овощи и фрукты, детская посуда, платок.
Ход игры. В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Перед началом игры все предметы нужно показать детям. Пусть они внимательно их разглядят, потрогают. Далее взрослый завязывает одному из детей глаза и дает ощупать какой-нибудь предмет, а затем просит угадать, что это, и назвать его. Ребенок должен давать полный ответ, например, «Это яблоко, оно круглое, сочное, зеленое, твердое» или «Это ключ, он стальной, большой, холодный» и т. д.
Игра «Угадай, кто это?»
Цель игры: расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление, связную речь.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Взрослый называет несколько слов, лучше использовать прилагательные, которые довольно точно описывают каких-нибудь животных. Ребенок же должен внимательно послушать слова и постараться угадать, о ком идет речь. Например:
беленький, длинноухий, трусливый, маленький (зайчик);
рыжая, хитрая, пушистая, проворная (лиса);
добрая, домашняя, ласковая, черная (кошка);
колючий, ушастый, трудолюбивый, маленький (ежик);
большой, бурый, косолапый (медведь);
злой, серый, холодный, зубастый (волк) и т. д.
Игра «Листья и деревья»
Цель игры: научить ребенка образовывать и употреблять относительные прилагательные (названия листьев и веток) от существительных (названий деревьев), расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены различные деревья и их листья.
Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, на которых изображены деревья, и просит назвать их. После этого он дает малышу картинки с изображениями листьев, которые нужно подобрать к соответствующему дереву. Как только ребенок справится с заданием, ему можно предложить правильно назвать их, образуя слова-прилагательные от существительных — названий деревьев. Например, лист березы — березовый, лист клена — кленовый, ветка ели — еловая и т. д.
Игра «Послушай и подбери картинку»
Цель игры: закрепить умение узнавать предметы по признакам, развить слуховую память внимание, мышление, обогатить словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, людей, овощей, фруктов и т. д.
Ходигры. Взрослый, раскладывая перед ребенком картинки, предлагает поиграть в игру и дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду описывать тебе предмет, а ты слушай его описание внимательно и постарайся угадать, о каком предмете я тебе говорю.
Если ты догадался, то не кричи, а молча подними картинку с изображенным предметом». После этого взрослый начинает называть несколько признаков, а ребенок искать подходящую для каждого ряда картинку и повторять словосочетания целиком.
Например: зеленый, овальный, хрустящий — огурец; круглый, деревянный, обеденный — стол; толстая, красочная, интересная — книга; стеклянный, высокий, прозрачный — стакан и т. д.
Игра «Что каким бывает?»
Цель игры: расширить словарный запас ребенка, развить память, внимание, воображение, ловкость.
Оборудование: мяч, фишки.
Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый перебрасывает детям, которые сидят на стульчиках или стоят в кругу, мяч и задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч взрослому. Взрослый в свою очередь, перекидывает мяч другому ребенку и ждет ответа от него.
Например:
Что может быть высоким? (дом, человек, гора, дерево, шкаф и т. д.);
Что может быть глубоким? (озеро, лужа, море, сон и т. д.);
Что может быть круглым? (колесо, мяч, шар, яблоко, солнце и т. д.);
Что может быть холодным? (погода, вода, лед, мороженое, камень, ночь и т д.);
Что может быть мягким? (подушка, шарф, диван, одеяло и т. д.);
Что может быть сладким? (булочка, торт, пирожное, вафля, ананас и т. д.);
Что может быть деревянным? (стол, стул, дом, пол и т. д.);
Что может быть острым? (нож, стекло, клинок, ножницы и т. д.).
Игра «Что из чего?»
Цель игры: закрепить у ребенка умение употреблять относительные прилагательные, умение их образовывать, обогатить словарный запас, развить память, мышление, внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Перед началом игры ребенку следует напомнить о том, что если предмет сделан из дерева, то он деревянный, из железа, то он железный, из стекла, то он стеклянный и т. д. Затем, взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Если сапоги из кожи, то они...», а ребенок, возвращая мяч, должен ответить: «Сапоги из кожи — кожаные». Например:
варежки из шерсти — шерстяные варежки;
ключ из стали — стальной ключ;
пальто из драпа — драповое пальто;
ведро из меди — медное ведро;
игрушка из плюша — плюшевая игрушка;
ваза из хрусталя — хрустальная ваза и т. д.
Игра «Мяч лови, цвет говори»
Цель игры: закрепить у ребенка умение подбирать к прилагательным, которые обозначают цвета, существительные, закрепить знания об основных цветах, развить память, воображение, мышление. Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч, называя при этом прилагательное, которое обозначает цвет, ребенок же в свою очередь, возвращая мяч обратно должен назвать существительное, которое подходит к этому слову. Например:
Желтый (-ая) — цыпленок, одуванчик, солнце, фломастер и т. д.
Красный(-ая) — цветок, галстук, огонь, помидор и т. д.
Синий (-ая) — море, небо, василек и т. д.
Игра «Чья у зверя голова?»
Цель игры: расширить словарный запас ребенка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Например:
у собаки голова — собачья;
у коровы голова — коровья;
у кролика голова — кроличья;
у кошки голова — кошачья;
у барана голова — баранья;
у лошади голова — лошадиная и т. д.
Глагол
Игра «Случилось сейчас или было раньше?»
Цель игры: научить ребенка изменять глаголы единственного и множественного числа в зависимости от времени, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и птиц, игрушки.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением птицы или животного, называет ее, а затем вместе с ним придумывает действия, подходящие изображаемому предмету. Взрослый направляет ответы ребенка, задавая наводящие вопросы о времени выполнения действия. Например, «Кошка сейчас ест, а раньше — ела», «Собака сейчас гуляет, а раньше — гуляла», «Волки сейчас бегут, а раньше — бежали» и т. д.
Игра «Кто чем занят?»
Цель игры: научить ребенка правильно соотносить действия с тем или иным предметом, называть их нужным глаголом, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Участники встают в круг, а взрослый, стоящий внутри него, бросает кому-то из детей мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, имя мальчика или девочки, человека с любой профессией и т. д.). Ребенок, который поймал мяч, в свою очередь должен вернуть его взрослому и назвать подходящее действие для этого предмета. Например: лиса — бежит, кошка — спит, собака — лает, девочка Лиза — играет, мальчик Саша — рисует, парикмахер — стрижет, продавец — продает, повар — варит и т. д.
Игра «Слушай не зевай, действия выполняй»
Цель игры: научить ребенка понимать и употреблять в речи глаголы-антонимы в повелительном наклонении расширить словарный запас, развить память, внимание, мышление.
Оборудование: игрушки, различные небольшие предметы.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку выполнить противоположные действия с игрушками или любыми другими предметами, а ребенок слушает внимательно и выполняет их.
Например: «Подойди к столу» — «Возьми чашку» — «Отойди от стола» — «Положи чашку на стул» и т. д.
Игра «Выполни — выполните»
Цель игры: научить ребенка различать и употреблять в речи глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование. Специального оборудования не требуется.
Ход игры. Игру лучше проводить с небольшой группой детей. Играющие расходятся на две стороны: справа — остается один ребенок, слева — двое-трое детей. Взрослый отдает игрокам команды, используя повелительное наклонение в единственном и множественном числе, т. е. команда предназначается одному или
нескольким детям. На начальном этапе взрослый сопровождает команду обращением, называя ребенка справа по имени или объединяя словом «дети, ребята» двоих—троих. Например, «Сережа, сядь». — «Дети, встаньте». «Миша, подойди к полке». — «Дети, подойдите ко мне».
Игра «Подумай и доскажи»
Цельигры: совершенствовать у ребенка навык словообразования, тренировать в запоминании и повторении слов-глаголов, которые образованы путем изменения приставки, расширить словарный запас. Оборудование: мяч.
Ход игры. Взрослый кидает ребенку мяч и произносит начало слова — приставку, а ребенок, возвращая мяч обратно, договаривает недостающую, заранее условленную часть слова — корень, и повторяет слово целиком. Например, принести - унести-внести - занести-вынести - перенести; ехать -уехать-приехать - выехать- въехать- заехать- объехать- отъехать- переехать- доехать и т. д.
Игра «Что плывет, что летит, а что бежит?»
Цель игры: научить ребенка придумывать предметы, которые подходят к тому или иному действию, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя при этом действие. Тот из детей, кто поймает мяч, возвращает его взрослому и называет предмет, который может это действие выполнять.
Например: летает — самолет, комар, бабочка, воздушный шар и т. д.
Имя числительное, местоимение и наречие
Игра «Посчитай и найди»
Цель игры: тренировать ребенка в прямом счете до 10, научить различать изображения цифр, соотносить количество предметов с соответствующими ему цифрами, совершенствовать навыки согласования существительных с числительными, расширить словарный запас, развить память, внимание.
Оборудование: парные картинки, на одной из которых изображены предметы, а на другой — числа, обозначающие количество предметов.