Урок как целостная система
Что такое урок? Существует мнение, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, временным, организационным показателями учебного процесса. Урок — это сложная и ответственная форма организации обучения группы учащихся или отдельного индивидуума во взаимодействии с учителем. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия группы учителей на учащихся, включающихся в образовательный процесс.
В указанных определениях урока содержится три основных аспекта понятия «урок».
Первый — система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму деятельности учителей и учащихся (Г.А.Ильина, 1984; М.Н.Скаткин, 1974; А.Н.Граборов, 1951).
Второй — система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: организационным, смысловым, временным (Ю.К.Бабанский, 1989; И.Г.Еременко, 1985).
Третий — динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителей на учащихся (М.И. Махмутов, 1992; П.И.Пидкасистый, 1996; Г. М.Дульнев, 1981; Б. Н. Пузанов, 2000).
Таким образом, урок многогранен и динамичен; многоплановый и конкретизированный; специально организованный и завершенный. На каждом уроке, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности. «Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения умственно отсталого ребенка, предупреждают нервно-психические перенапряжения».
Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д.И.Азбукину, А.Н.Граборову, Г.М.Дульневу, И.Г.Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внутреннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные.
Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются:
- реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;
- создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;
- использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;
- умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;
- учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся;
- научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;
- рациональное использование на уроках наглядности;
- формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.
Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.
Общеобразовательная задача предполагает:
- четко определенную дидактическую цель;
- наполнение урока содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;
- сочетание разнообразных методов обучения;
- соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность.
Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся. Воспитательная задача предлагает:
- формирование у учащихся потребности в овладении знаниями;
- воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;
- использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала;
- формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.;.
- обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.
Коррекционно-развивающие задачи урока:
- комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;
- формирование и развитие положительных мотивов учебно-познавательной деятельности;
- изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;
- изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;
- использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;
- осуществление индивидуального и дифференцированного I подхода к учащимся.
Типы и структура уроков
До настоящего времени существовало огромное количество подходов к классификации уроков, нет единой классификации и в специальной педагогике. Действительно, трудно группировать уроки по общим признакам, так как каждый конкретный урок имеет свои цели и задачи, на нем используются разные обучающие технологии, изучается разный учебный материал, ученический состав неоднороден по потенциальным возможностям и возрасту детей.
Классификация урока может быть проведена по следующим основаниям:
1) по содержанию и способу проведения (И.Н.Казанцев);
2) по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности:
- вводный урок;
- урок первичного ознакомления с материалом;
- урок усвоения новых знаний;
- урок применения полученных знаний;
- урок закрепления, повторения, обобщения учебного материала;
- контрольный урок;
- смешанный или комбинированный урок. Наибольшую поддержку теоретиков и практиков (М.И. Махмутов, В.И.Онищук, П.И.Подласый, М.Н.Скаткин, Н. А. Сорокин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.) получила классификация по:
3) дидактической цели урока и месту урока в общей системе уроков:
- уроки изучения новых знаний и их формирования;
- уроки обобщения и систематизации знаний;
- уроки контроля и коррекции знаний, умений;
- комбинированные (смешанные) уроки;
- практические уроки.
Под структурой урока понимается внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Каждый урок имеет три части — вводную, основную и заключительную, количество этапов в каждой части урока в целом может быть больше или меньше. Структуру урока общеобразовательной массовой школы, в том числе и специальной (коррекционной), дидакты предлагают оценивать по эффективности учебного процесса, его конечному результату, а не по структурному совершенству и завершенности.
Самым распространенным является комбинированный урок, на нем учитель решает несколько задач. Этапы урока могут быть представлены в любой последовательности. Деятельность учащихся и учителя на таком уроке динамична, последовательна, соответствует возможностям обучающихся.
В условиях коррекционного обучения классификация уроков может проводится в соответствии:
1) с дидактической задачей и способами ее решения (А. Н. Граборов):
- вводные уроки;
- уроки сообщения новых знаний;
- обобщающие уроки;
- контрольные уроки;
- практические уроки;
2) с общими признаками урока, его задачами (И.Г.Еременко):
- пропедевтические уроки;
- уроки формирования новых знаний, совершенствования знаний, коррекции;
- уроки систематизации и обобщения знаний, умений и навыков
- практические уроки;
- коррекционные уроки;
- комбинированные уроки.
Однако выделение такого числа типов уроков вряд ли целесообразно. Например, единая задача указанных выше уроков — коррекционная — присутствует во всех перечисленных уроках, поэтому уроки совершенствования и коррекционные уроки не должны выделяться как особые типы уроков;
3) с характером соотношения дидактических и коррекционно-развивающих задач, которые решаются общедидактическими и специальными средствами обучения (дидакты по отдельным методикам: А.КАксенова, М. Ф. Гнездилов, Г.М.Дульнев, Н.Ф.Кузьми-пм-Сыромятникова, М.Н.Перова, Т.И.Пороцкая и др.).
Именно этот подход является основным в классификации уроков в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В данной классификации выделяются:
- урок сообщения новых знаний;
- повторительно-обобщающий урок;
- урок формирования и закрепления умений и навыков (практический);
- контрольно-учетный урок;
- комбинированный урок.
Все перечисленные уроки в зависимости от дидактической задачи имеют свою структуру, методы обучения, время на конкретней вид учебно-познавательной деятельности.
В коррекционной школе каждая часть урока решает учебно-дидактические, организационно-психологические и учебно-познавательные задачи.
Урок в специальной (коррекционной) школе VIII вида продолжается 40 — 45 минут. В настоящее время возможны вариации (35 минут в 1-м классе).
Огромное значение в реализации задач обучения играет подготовленность учителя к уроку.