Примерный перечень вопросов к экзамену. Технологическая карта
Технологическая карта
Ф.И.О.:
Наименование образовательной программы, профиль: «Психолого-педагогическое образование»,Профиль подготовки«Психология и социальная педагогика»
Год обучения, группа: 1 г., 12 группа
Семестр: 3
Статус дисциплины: профессиональный цикл Б3.Ф.1.9
Количество часов на дисциплину: 144 ч.
Количество аудиторных часов на дисциплину: 54 ч.
Ф.И.О. преподавателей: Доронина Надежда Анатольевна
Утверждено на заседании кафедры социальной педагогики
5 сентября 2012 г. Протокол № 1
№ | Дисциплина | № | Контрольное мероприятие | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы | Сроки выполнения |
1. | Социально-педагогическое взаимодействие в образовательном социуме | |||||
1. | Составить таблицу, в которой отображены названия теорий о взаимодействии, авторы, основные положения. | Внеаудиторная | 0-2 | |||
2. | Конспект: Попова Л.Л. Технологии самопрезентации // Попова Л.Л. Современные технологии общения: учебное пособие [электронный ресурс] / Л.Л.Попова – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – С. 124-135. | Внеаудиторная | 0-4 | |||
3. | Составить глоссарий. | Внеаудиторная | 0-2 | |||
4. | Коллоквиум. | Аудиторная | 0-5 | |||
5. | Посещаемость лекций. | Аудиторная | 0-3 | |||
6. | Работа на семинарских. | Аудиторная | 0-6 | |||
I аттестация | Всего: | |||||
7. | Конспект: Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. Тьютор в системе инклюзивного образования // Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях: учебное пособие [электронный ресурс] / Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. – М.: МГППИ, 2011. – С. 15-27. | Внеаудиторная | 0-4 | |||
8. | Разработать памятку правил общения для социального педагога, педагога с ребенком (школьником, подростком, юношей). | Внеаудиторная | 0-5 | |||
9. | Разработать варианты организации группового, межгруппового и массового взаимодействия применительно к различным возрастным группам. | 0-5 | ||||
10. | Контрольный тест. | Аудиторная | 0-5 | |||
11. | Посещаемость лекций. | Аудиторная | 0-3 | |||
12. | Работа на семинарских. | Аудиторная | 0-8 | |||
II аттестация | Всего: | |||||
13. | Конспект: 1. Формирование портфолио, как технология тьюторского сопровождения // Пособие слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Тьюторство в современном инновационном образовании» Организационные аспекты тьютоской деятельности / Составители: Гутерман Л.А., Моргуль Е.В. ПИ ЮФУ, 2009. – С. 40-48 2. Технология консультирования // Пособие слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Тьюторство в современном инновационном образовании» Организационные аспекты тьютоской деятельности / Составители: Гутерман Л.А., Моргуль Е.В. ПИ ЮФУ, 2009. – С. 49-55. | Внеаудиторная | 0-8 | |||
14. | Написание и защита реферата. | Внеаудиторная и аудиторная | 0-20 | |||
15. | Посещаемость лекций. | Аудиторная | 0-3 | |||
16. | Работа на семинарских. | Аудиторная | 0-17 | |||
III аттестация | Всего: | |||||
Итого: 100 баллов |
Критерии оценки каждого вида деятельности студента
При выполнении контрольных мероприятий оценивается:
- полнота и правильность выполнения задания (в зачет идет только правильно выполненное задание);
- обоснованность решения;
- аккуратность выполнения задания;
- при тестировании учитывается количество правильных и полных ответов;
- при выполнении дополнительных индивидуальных заданий учитывается правильность и оригинальность, самостоятельность оформления работы.
Студенты, отсутствующие на занятиях и не выполнившие в срок задания технологической карты, могут в течение семестра самостоятельно выполнить ее и пройти тестирование в часы консультаций.
Примерные темы рефератов
- Принципы теории обмена.
- Понимание символов, чужих поступков согласно теории символического интеракционизма.
- Сущность теории этнометодологии.
- Теория управления впечатлениями.
- Воспитательные функции микросоциума.
- Средства педагогизации социального пространства.
- Варианты социального и внутриличностного взаимодействия.
- Сферы гуманитарных взаимодействий.
- Виды педагогического взаимодействия.
- Место социально-педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности социального педагога.
- Интерактивный аспект общения.
- Коммуникативный аспект общения.
- Типичные уровни проявления педагогической культуры социального педагога.
- Пути повышения педагогической культуры социального педагога.
- Формы проявления внешней педагогической культуры специалиста социальной сферы.
- Механизмы проявления толерантности и интолерантности у человека.
- Основные направления формирования толерантности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.
- Сущность коллективной творческой деятельности.
- Консультирование в работе семейного социального педагога.
- Семейный социальный педагог как посредник во взаимодействии личности, семьи, общества.
- Благотворительная деятельность.
- Особенности долгосрочной акции.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Теория обмена.
2. Символический интеракционизм.
3. Теория этнометодологии.
4. Психоаналитическая теория.
5. Теория управления впечатлениями.
6. Сущность понятия «социум».
7. Социум и социальное пространство.
8. Методология взаимодействия.
9. Педагогизация социального пространства.
10. Сущность социально-педагогического взаимодействия
11. Специфика и своеобразие профессиональной деятельности социального педагога в рамках социально-педагогического взаимодействия
12. Посредническая функция.
13. Функция сотрудничества.
14. Функция согласованности
15. Партнерская функция
16. Структура социально-педагогического взаимодействия.
17. Формы организации социально-педагогического взаимодействия
18. Обучение социально-педагогическому взаимодействию в жизнедеятельности воспитательных организаций
19. Сущность общения: виды, функции и средства
20. Общение как обмен информацией
21. Общение как понимание.
22. Общение как межличностное взаимодействие.
23. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста в контексте тьюторского сопровождения и индивидуализации образования.
24. Сущность, цели и задачи тьюторского сопровождения образовательной деятельности подростка. Функции тьютора в основной школе.
25. Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии.
26. Образовательное пространство старшеклассника
27. Тьюторская позиция в образовательной программе старшей школы
28. Психологические особенности возраста старшеклассника
29. Тьюторство в дополнительном образовании
30. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении
31. Понятие и сущность образовательной технологии модерации.
32. Принципы и фазы модерации
33. Сущностные характеристики толерантности.
34. Основные концепции толерантности.
35. Декларация принципов толерантности.
36. Толерантность в профессиональной деятельности социального педагога.
37. Компоненты толерантности и интолерантности в социально-педагогическом взаимодействии.
38. Знакомство с клиентом
39. Индивидуальная помощь
40. Консультирование
41. Беседа по телефону
42. Организация благотворительных акций.
43. Совместная деятельность как форма организации социально-педагогического взаимодействия.
44. Основные положения о социально-педагогическом комплексе.
45. Структура и формы социально-педагогического взаимодействия социально-педагогического комплекса.
46. Критерии, показатели и способы изучения эффективности социально-педагогического комплекса.
Основная литература
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 264 с.
2. Басов Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, А.Н.Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.
3. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства./Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
4. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
5. Общая социология: учеб. пособие / Под ред.проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.
6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
Дополнительная литература
1. Абульханова–Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. – 299с., [2] c.
2. Аверченко Л.К. Управление общением: теория и практикумы для социального работника: учебное пособие. — М.:ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. — 216 с.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 440 с.
4. Волков Ю.Г., НечипуренкоВ.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.
5. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.И., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
6. Ковалева Т.М. «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» :лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 64 с.
7. Коротаева Е.В. Педагогическое взаимодействие как научная категория // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. – Вып. 3. – Екатеринбург. Изд-во «СВ-96», 1998. – 352 с.
8. Костина Н. А. Тьютор как сопровождающий профессиональное развитие педагогов / Н. А. Костина. - Сибирский учитель. – 2006. – № 1.
9. КрыськоВ.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 208 с.
10. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.,
12. Общая социология: Учеб.пособие / Под ред.проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.
13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
14. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская А.Н.; Российский фонд культуры. – М АЗЪ, 1996. – 928 с.
15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
16. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
17. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства - идея педагогического поиска / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. - Томск, 1996. - C. 15-30
18. Смелзер Н. Социология: пер.с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
19. Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В.Г.Бочаровой, М.П.Гурьяновой. – М., 1995. – с. 15-17
20. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
21. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
22. Тьюторство в современном инновационном образовании. Организационные аспекты тьютоской деятельности / Составители: Гутерман Л.А., Моргуль Е.В. – Ростов н/Д.: ПИ ЮФУ, 2009. - 69 с.
23. Философский словарь / Под ред. Ярещенко А.Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 560 с.
24. Шакуров Р.Х. Психологические основы сотрудничества.- СПб., 1994.- 43 с.
25. Щенников, С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. / С.А. Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская. – М: Дрофа, - 2005.- 608с.
Периодические издания
1. Беличева С.А. Подростковые специализированные клубы как важное звено воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних // Бюллетень ВНИК. - 1990. - №5 -С. 164-184.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С.29-36.
3. Брылева О. Взаимодействие психолога и «трудного» подростка // Народное образование. 2001. - № 7. - С. 163-166.
4. Деревягина Т. «Не милость, а движение души!» Обучение будущих социальных педагогов технологиям социального партнерства // Социальная педагогика. – 2004. – № 2. – С. 119-122.
5. Жирякова А.А. Структура воспитательной работы в общеобразовательной школе // Классный руководитель. – 2001. – № 1. – С. 66-74.
6. Шевченко В.Я. Согласованное взаимодействие как условие конструктивного развития профессионального образования // Образование и наука. – 2005. – № 6 (36). – С. 125-130.
7.
Интернет-ресурсы
1. Взаимодействие социального педагога с другими специалистами [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.profile-edu.ru/vzaimodejstvie-socialnogo-pedagoga-s-drugimi-specialistami.html
2. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191500301&archive=&start_from=&ucat=&
3. Основы социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://social-teacher.ucoz.ru/index/0-8
4. Структура профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://social-teacher.ucoz.ru/index/0-11
5. «Кто такой тьютор и нужен ли он российской школе?». - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=9281
6. «Кто такой тьютор?». - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gymnasium4br.ru/tutor/str1.php?PHPSESSID=a813160561e4c68a751f994e1f8566d3
7. «Лектор или тьютор». - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=bologne&t=08
8. «Тьютор как зеркало российского образования?!». - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://balyasova.livejournal.com/1183.html
9. Дистанционный образовательный портал «Библиотека тьютора» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.of.ru/distantobr/default.asp?ob_no=3897
10. Институт психолого-педагогических проблем детства (опыт работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа»).- [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ippdrao.ru
11. Ковалева, Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mioo.ru/
12. Образовательный центр «Участие»(Санкт-Петербург). - [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.fondedu.ru
13. Открытый авторский институт альтернативного образования имени Януша Корчака (Санкт-Петербург). - [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.alteredu.ru
14. Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306
15. Попов, А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения / А. А. Попов. – Томск, 1996. - C. 49-57.
16. Сборник материалов V Всероссийской конференции по альтернативному образованию С-Пб, 2009 ж-л «На путях к новой школе»; о конференции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://hpsy.ru/edu/785.htm
17. Тьюторская Ассоциация[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://thetutor.ru/
18. Тьюторство в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.odn2.ru/bibliot/tsoi_tiutorstvo_v_obrazovatelnom_protsesse.html