Г л а в а iii. психология раннего и дошкольного д е т с т в а 78
Психология ребенка раннего возраста 78
Психологическое развитие в дошкольном возрасте 83
Психологические вопросы готовности ребенка к обучению в школе 93
Литература 105
План-задание для самостоятельной работы 106
Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 122
§ 1. Личность младшего школьника 122
§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника 127
§ 3. Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школь
ника 132
Литература 142
План-задание для самостоятельной работы 143
Г л а в а V. ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА И С Т А Р Ш Е Г О ШКОЛЬНИКА 171
§ 1. Социальная ситуация развития : 171
Особенности личности и межличностных отношений 178
§ 3. Особенности учебной деятельности 186
§ 4. Некоторые особенности психосексуального развития и полоролевого
Поведения школьников 191
Литература 194
План-задание для самостоятельной работы 195
Г л а в а VI. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ч Е Л О В Е К А
В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ, СТАРЕНИЯ 219
Специфические проблемы периодизации индивидуального развития
Взрослого человека 219
§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 230
Психология взрослого человека 241
§ 4. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека 251
§ 5. Период геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого
Возраста 257
Литература 272
План-задание для самостоятельной работы 273
Глава VII. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 285
§ 1. Обучение как общественно-историческое явление и как психолого-
педагогический процесс 285
§ 2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование 295
§ 3. Процесс усвоения знаний и его психологические компоненты 303
§ 4. Формирование учебных навыков и умений 308
§ 5. Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности
детей 311
§ 6. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний
и умственной деятельностью учащихся 319
Литература 326
План-задание для самостоятельной работы 329
Глава VIII. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ 341
Сущность и психологические механизмы воспитания в современных
Условиях 341
Семейное воспитание как психолого-педагогическая проблема 356
Некоторые вопросы психологии перевоспитания 363
Литература 371
План-задание для самостоятельной работы 373
Г л а в а I X . ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 394
Психология чинности учителя 394
§ 2. Специфика педагогической деятельности и педагогического общения 409
§ 3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства учителя 430
Имидж педагога 441
Литература 448
План-задание для самостоятельной работы 451
Глава X. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 472
§ 1. Психологическая служба образования в России 472
§ 2. Основные направления и виды деятельности практического психолога
Системы образования 480
Учитель и школьная психологическая служба 485
Литература 491
План-задание для самостоятельной работы 492
Приложение. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования 509
Сведения об авторах:
Михаил Викторович Гамезо — профессор, доктор психологических наук, автор около 100 научных работ, один из основателей психосемиотического подхода современной отечественной психологии. Наиболее известны, широко используемы и любимы читателями его книги — «Атлас по психологии» и «Курс психологии» (в 3 частях). Михаил Викторович Гамезо награжден знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник просвещения РСФСР», медалью К.Д. Ушинского и серебряной медалью ВДНХ. Долгое время возглавлял кафедру психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова, где и продолжает трудиться как профессор-консультант.
Елена Алексеевна Петрова — профессор, доктор психологических наук, автор более 120 научных и научно-популярных работ, наиболее известные из которых — «Жесты в педагогическом процессе», «Знаки общения» и др. Елена Алексеевна Петрова — почетный работник системы высшего профессионального образования Российской Федерации, заведует кафедрой социальной психологии МГСУ, профессор кафедры психологии МГОПУ.
Любовь Михайловна Орлова - доцент, кандидат психологических наук, специалист в области истории психологии, психологии общения, автор многих научных и учебно-методических работ, наиболее известные из которых — «Психодиагностика дошкольника и младшего школьника», «Возрастная психология: личность от молодости до старости». Ветеран труда.
Гамезо Михаил Викторович, Петрова Елена Алексеевна, Орлова Любовь Михайловна