Адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

От 20 августа 2014 г. N ВК-1748/07

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ,

АДАПТИРОВАННЫМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В связи с неоднозначной трактовкой в субъектах Российской Федерации вопроса о государственной аккредитации образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе и адаптированной основной общеобразовательной программе, которые реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором России разработал и направляет разъяснения своей позиции в части государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью.

В.Ш.КАГАНОВ

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, АДАПТИРОВАННЫМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:

для обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе - образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно статье 2 Закона, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

для обучающихся с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе в образовательной организации, созданной органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ согласно статье 79 Закона, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

для обучающихся с инвалидностью в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии со статьей 28 Закона разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации. Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно части 1 статьи 92 Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Таким образом, адаптированные образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе основных образовательных программ и реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

В связи с изложенным выше адаптированные образовательные программы являются предметом государственной аккредитации.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.

При этом Закон выделил некоторые особенности при реализации названных образовательных программ.

В частности, часть 3 статьи 55 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) в соответствии с Положением о ПМПК, утвержденным приказом Минобрнауки России "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии" от 20 сентября 2013 г. N 1082 (зарегистрирован Минюстом России от 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242).

Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении.

В соответствии с частью 13 статьи 60 Закона лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам" (зарегистрирован Минюстом России от 26 ноября 2013 г., регистрационный N 30465) утвержден образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), согласно которому свидетельство выдается выпускникам в связи с завершением ими обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в которых выпускники обучались, не позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускников из образовательной организации.

Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации. В то же время свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.

В настоящее время в рамках государственного контракта Минобрнауки России реализуется проект "Разработка федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и механизмов его внедрения" (исполнитель - ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена").

ФГОС является единым для каждой категории обучающихся с ОВЗ и, вместе с тем, предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Концепция ФГОС предполагает разработку четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

При разработке проектов ФГОС для ОВЗ будут предусмотрены требования к:

структуре и объему образовательных программ общего образования, адаптированных для обучающихся с ОВЗ (далее - Программы);

условиям реализации Программ;

результатам освоения Программ обучающимися с ОВЗ для каждого уровня образования; итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.

Для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены варианты ФГОС, согласно которым обучающийся получает образование по адаптированной основной общеобразовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана.

С момента вступления в силу ФГОС для лиц с ОВЗ адаптированные основные общеобразовательные программы будут подлежать аккредитации.

Следует отметить, что согласно части 6 статьи 92 Закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

Таким образом, образовательная организация при положительном решении аккредитационного органа получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).

Заместитель директора

Департамента государственной политики

в сфере защиты прав детей

И.О.ТЕРЕХИНА

Наши рекомендации