Информационное обеспечение дисциплины
1. Сайт Ассоциации Даун-синдром [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.downsideup.org.htm.
2. Сайт Ассоциации Ушер-форум [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://usherik.narod.ru/sindrom_usher.html-
3. Сайт Института коррекционной педагогики [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.ise.iip.net
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:
· видеозаписи уроков, внеклассных занятий, праздников, заседаний школьного ПМПк, круглого стола, обучающих семинаров;
· фильм «БИ-БИ-СИ» «Не вижу, не слышу»;
· аудиозаписи детской речи;
· компьютерное оборудование для сопровождения лекций.
Приложение 1
Методические материалы к лекции «Классификации сложных и множественных нарушений развития у детей» | Варианты сочетанных нарушений по Т.А. Басиловой | Умственно отсталые дети | Разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте | |||||||||||
Сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата и интеллекта | Дети с тяжелыми формами ДЦП и выраженной умственной отсталостью | Дети с тяжелыми формами ДЦП и легкой умственной отсталостью | Дети с легкими формами ДЦП и выраженной умственной отсталостью | Дети с легкими формами ДЦП и легкой умственной отсталостью | ||||||||||
Сочетание нарушений зрения и интеллекта | Слепые с выраженной умственной отсталостью | Слепые с легкой умственной отсталостью | Слабовидящие с выраженной умственной отсталостью | Слабовидящие с легкой умственной отсталостью | ||||||||||
Сочетание нарушений слуха и интеллекта | Глухие с выраженной умственной отсталостью | Глухие с легкой умственной отсталостью | Слабослышащие с выраженной умственной отсталостью | Слабослышащие с легкой умственной отсталостью | ||||||||||
ПО СОЧЕТАННОСТИ НАРУШЕНИЙ | ПО ВЫРАЖЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ | |||||||||||||
Дети с сохранными потенциальными возможностями развития | ||||||||||||||
Сочетание нарушений слуха и опорно-двигательного аппарата | Глухие с тяжелыми формами ДЦП | Тугоухие с тяжелыми формами ДЦП | Глухие с легкими формами ДЦП | Тугоухие с легкими формами ДЦП | ||||||||||
Сочетание нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата | Слепые непередвигаю-щиеся самостоятельно | Слабовидящие непередвигаю-щиеся самостоятельно | Слепые с остаточными явлениями ДЦП | Слабовидящие с остаточными явлениями ДЦП | ||||||||||
Сочетание нарушений зрения и системного недоразвития речи | Слепые алалики | Слабовидящие алалики | Слепые дети с ОНР | Слабовидящие дети с ОНР | ||||||||||
Сочетание нарушений зрения и слуха | Тотально или практически слепоглухие | Слепые слабослышащие | Слабовидящие глухие | Слабовидящие слабослышащие | ||||||||||
Приложение 2.
Терминологический словарь к лекции «Этиология и патогенез сложных нарушений развития»
Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения.
Атрофия зрительного нерва — заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами коры больших полушарий мозга, в результате чего возникает расстройство зрительных функций.
Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое изображение.
Гипертелориз – увеличение расстояния между органами (обычно о глазах).
Гипопластичные – недоразвитые.
Глаукома — заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления, понижением зрительных функций, особой формой атрофии зрительного нерва.
Иридоциклит – воспаление радужки и ресничного тела (различают: гнойный, папулезный, серозный, туберкулезный).
Ирит – воспаление радужки, сочетается, как правило, с воспалением ресничного тела.
Катаракта - помутнение хрусталика глаза.
Колобома – щелевидный дефект глаза.
Косоглазие — заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации.
Микрокорнеа – уменьшение диаметра роговицы.
Микрофтальмия - уменьшение размеров глазного яблока.
Миопия - (близорукость) — вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.
Нистагм — своеобразная форма судорог глазных мышц, проявляющихся в непроизвольных, быстро следующих друг за другом движениях глаз.
Остаточное зрение — сохранившиеся функции нарушенной или недоразвитой зрительной системы (острота зрения в пределах от светоощущения до 0,04 при использовании оптических средств коррекции).
Пигментный ретинит – скопление гранул пигмента на периферии сетчатки, симптомами которого является снижение ночного зрения и сужение полей зрения, вследствие наследственного заболевания или перенесенного внутриутробно инфекционного заболевания (например краснухи).
Поле зрения — пространство, одновременно видимое глазом при неподвижном положении головы и фиксации взгляда в одной точке.
Слабовидение — значительное снижение зрения. При слабовидении острота зрения на лучше видящем глазу с использованием очков находится в пределах от 0,05 до 0,3—0,4.
Хориоретиниты – воспаление заднего отдела сосудистого тракта глаза с вовлечением в процесс сетчатки.
Эпикант – вертикальная кожная складка внутреннего угла глазной щели.
Приложение 3