I Праблемы выхавання 5/2005
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
ной деятельности); рефлексия учебно-познавательной деятельности.
Чем раньше дети приобщаются к интересующей и волнующей их практической деятельности, тем глубже они понимают смысл будущей трудовой деятельности, тем активнее и осознаннее происходит реализация их как личностей. Развитые в детстве творческие способности эффективно влияют на дальнейшую жизнь, непрерывное совершенствование человека.
Помимо специального опыта в конкретной области деятельности, человек поднимается на тот или иной уровень общего развития, накапливает жизненный опыт, обладает определенными свойствами нервной организации. Педагог должен учитывать эти общие основания специализации трудового развития личности. При этом приходит осознание того, что специальные способности являются продуктом развития специальных видов деятельности, имеющих ведущее значение в общем развитии человека. Однако оно также влияет на формирование потенциальных свойств личности. Продуктом общего развития является одаренность. Следовательно, педагогу предстоит определиться в соотношении одаренности и специальных способностей и в еще более фундаментальной проблеме соотношения общего и специального развития.
Общее развитие связано со специфичным производственным опытом человека, с достигнутым уровнем мастерства и успехами в деятельности, которые влияют на остальные стороны жизни и психического развития. С точки зрения генетики, взаимоотношение между одаренностью и специальными способностями с возрастом видоизменяются и преобразуются. Специальные способности связаны как генетически, так и структурно с одаренностью, а последняя проявляется и развивается в специальных способностях. С. Л. Рубинштейн отмечает, когда одаренность рассматривается «вне отношения к конкретным видам деятельности и конкретным способностям, утрачиваются конкретные черты интеллектуального облика реального живого человека». Он подчеркивает, что «если под общей одаренностью разуметь взятую в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то
в нее включается не только интеллект, но и в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента, эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.».
Ни одна отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, находящихся в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называют одаренностью. Педагогу очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются основными, ведущими для каждого вида деятельности у воспитанника. Это поможет найти наиболее действенные методы формирования у детей таких способностей и повысить общую культуру и результативность деятельности.
Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных субъектов для творчества характерна их индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей во внешкольном учреждении надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы индивидуального воздействия и взаимодействия. Предлагаемые технологические правила организации деятельности во внешкольном учреждении помогут достичь высоких и качественных результатов деятельности как группы, так и каждого ее члена, а предлагаемый алгоритм педагогической деятельности по самоутверждению индивидуальности поможет воспитанникам социализироваться.
Результатом социализации являются следующие проявления личности: социальная адаптированность, автономность и социальная активность. Исследования творческой деятельности последних лет, в частности структуры одаренности, дают определенные основания для формирования новых подходов относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.
Праблемы выхавання 5/2005
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
5. Педагогические и психологические технологии работы с одаренными детьми: Одаренный ребенок. — 2002. — № 6. — С. 62—79.
6. Развитие детской одаренности в образовательной среде: Развитие личности. — 2002. — № 3. — С. 113—147.
7. Система внеклассной и внешкольной работы в развитии одаренности детей: Адукацыя 1 выхаванне. — 2003. — № 1. — С. 26—28.
8. Социальная поддержка детства (муниципальная система): Внешкольник. — 2003. — № 3. — С. 5—9.
Социально-педагогическая