Праблемы выхавання 4/2008 I з
свидетельствуют статистические данные — участие в детском движении принимают 132 000 школьников Брестской области, из них 86 000 (каждый второй) следуют пионерским традициям; 20 000 (1 из 10) состоят в ОО «БРСМ». Наиболее активными являются младшие школьники;
• у подростков апробируется и формируется модель социальных отношений, реализуются творческие возможности. Образцом такой модели является пионерская дружина «Алые паруса» средней школы № 10 г. Бреста (самая многочисленная в Брестском регионе), в составе которой насчитывается 16 пионерских отрядов;
• в г. Бресте работают 38 пионерских дружин, в структуре которых — отряды «Милосердие» и тимуровские.
Вместе с тем в деятельности детских общественных организаций и объединений выявлены такие проблемы, как:
• недостаток компетентных лидеров в работе с детскими организациями (в частности, педагогов-организаторов);
• слабое освещение деятельности детских организаций в СМИ (газетах, радио, на ТВ), в результате чего многие дела, инициативы, достижения остаются неизвестными широкому кругу общественности;
• недостаточное методическое обеспечение деятельности детских объединений младших школьников;
• непонимание некоторыми родителями целей деятельности детских общественных организаций;
• необходимость психологического сопровождения детства: активизация игровой деятельности, утверждение ценности дружбы и взаимоотношений.
Состояние деятельности детских общественных организаций и объединений, а
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА
также Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2003 г. № 162 «О Программе мер по реализации концепции развития детского движения в Республике Беларусь» и перечнем мероприятий по выполнению Программы (пункт 14) стали основанием для создания в БрГУ им. А. С. Пушкина учебно-методической лаборатории «Педагогическая поддержка детских общественных объединений» (май 2005 г.). Перед ней стоят следующие цели:
• методологическое обоснование и методическое сопровождение деятельности детских организаций;
• исследование в них процесса социализации детей и подростков;
• выявление общего и особенного в деятельности различных детских объединений, функционирующих в Брестском регионе;
• практическая помощь их лидерам.
Лабораторией реализован ряд научно-методических проектов. В 2006 г. ею проведён семинар «Развитие детских и молодёжных общественных организаций в современных условиях». Участие в нём приняли учёные, практики, организаторы воспитательной работы университета, лидеры молодёжных организаций, специалисты управления образования облисполкома, отделов образования администраций районов г. Бреста, специалисты по проблемам детского движения во внешкольных учреждениях.
Состоялось заседание круглого стола «Поддержка детских общественных объединений — проблема педагогическая», участниками которого явились организа-
торы детского движения, лидеры молодёжных организаций, учёные и педагоги, студенческая молодёжь.
В рамках Года ребёнка и в связи с 85-летием пионерского движения прошёл научно-методический семинар «Детская общественная организация как модель целенаправленной социализации подростков» с участием ветеранов детского движения, учёных, специалистов управления образования, представителей молодёжных организаций. В рамках его программы была организована выставка материалов из опыта работы регионов Брестчины «Методическое сопровождение деятельности детских общественных организаций и объединений».
Лаборатория взаимодействует с управлением по делам молодёжи Министерства образования Беларуси в лице главного инспектора управления О. А. Мас-лова, управлением образования Брестского облисполкома (первый заместитель начальника управления А. Ф. Жук), с отделом по делам молодёжи Брестского горисполкома, Брестским областным Советом ОО «БРПО», пионерской дружиной «Алые паруса» средней школы № 10 г. Бреста.
Научную поддержку лаборатории оказывают доктор педагогических наук, профессор В. Т. Кабуш; кандидат исторических наук, доцент И. И. Калачёва; профессор М. П. Осипова; заведующая кафедрой психологии развития БрГУ им. А. С. Пушкина И. Е. Валитова. В этом номере журнала представлены научные сообщения, практический опыт, которые обобщены учебно-методической лабораторией. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных.
Праблемы выхавання 4/2008
СЛОВА ДА ЧЫТАЧА
Духовно-нравственная
Составляющая
Образования
И воспитания
Татьяна Ковалева,кандидат психологических наук, заместитель Министра образования Республики Беларусь
В |
Республике Беларусь проводится последовательная работа по формированию у детей и молодежи ценностных ориентации, норм и правил поведения на основе гуманизма, добра и справедливости.
В учреждениях образования существенно меняются содержание и формы учебно-воспитательного процесса, во всё большей степени приобретающего такие качественные характеристики, как диалоговость, проблем-ность и альтернативность.
Проводимая учебно-воспитательная работа предполагает ориентацию учащейся молодежи на систему ценностей, которые обеспечивают жизнь, достойную человека, и процветание Отечества, а целью воспитания является развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности и достойным гражданином. При этом в качестве важнейших задач воспитания детей и молодежи определены:
• формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к национальной культуре, традициям и обычаям, истории;
• моральное развитие личности на основе восприятия факта сосуществования и взаимодействия множества культур, систем духовных и моральных ценностей;
• формирование трудовых и жизненных навыков, творческого отношения к труду, целеустремленности, ответственности, умения прогнозировать личностные и коллективные
■ 3
трудовые успехи, способности к профессиональному самосовершенствованию;
• формирование здорового образа жизни, который проявляется в отношении к своему здоровью как ценности, в умении и навыках его сохранения и укрепления;
• формирование ответственного поведения и др.
Воспитательная парадигма предусматривает также:
• установку на равность разных видов социально принимаемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
• направленность педагогических усилий на построение * самим воспитанником позитивных ценностных ориентации;
• толерантное отношение к иномыслию, не пропагандирующему жестокость, насилие, агрессивность к другим.
Стержневой идеей современной педагогической технологии выступает управление инициативой самого воспитанника в процессе педагогических взаимоотношений. Со стороны педагога это предусматривает всестороннюю поддержку воспитанника, создание условий для его самореализации, самоопределения, успешной адаптации.
Реальностью стало психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Создана сеть социально-педагогических учреждений нового типа, основной задачей