Культурологическая парадигма
На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В свое время С.И. Гессен выделял образованность в качестве ценностно-целевого объекта культуры.
В настоящеевремя к культурной сфере относят достигнутый обществом
уровень развитияобразования, науки, искусства, государственности и нравственности.Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальныхисследований, что способствует развитию культурологической образовательнойпарадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности и культурно-ориентированного образования:
• человеккак субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;
• образованиекак культурно развивающая среда;
• творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека
в культурно-образовательном пространстве.
Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированногообразования. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
· главнымпринципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогической;
· образование — это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;
· объектом и целью образования является человек культуры;
· необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы инормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;
· осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;
· творчество — основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;
· образование должно наполняться культурным, человеческим смыслом;
· культурологический подход является основным методом проектирования личностно-ориентированного образования, компонентами которого выступают: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личный смысл, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.
В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к сотрудничеству с другими людьми и другими культурами.
Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, «питается» ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека.
При этом образование выполняет следующие культурные функции:
• гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);
• культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);
• социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта).
Проведенный анализ взаимосвязи культуры и образования позволяет сделать следующие выводы:
1. Культура и образование взаимообусловлены.
Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть культуры способствует ее сохранению и развитию. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования(схема 3).
Схема 3