Культурологическая парадигма

На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В свое время С.И. Гессен выделял образованность в качестве ценностно-целевого объекта культуры.

В настоящеевремя к культурной сфере относят достигнутый обществом
уровень развитияобразования, науки, искусства, государственности и нравственности.Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальныхисследований, что способствует развитию культурологической образовательнойпарадигмы. Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные цен­ности и культурно-ориентированного образования:

• человеккак субъект культуры, собственной жизни и индивидуального раз­вития;

• образованиекак культурно развивающая среда;

• творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека
в культурно-образовательном пространстве.

Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно-ориентированногообразования. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

· главнымпринципом реформирования образования в современных услови­ях становится переход от идеологии к культуре, в том числе — к педагогиче­ской;

· образование — это духовный облик человека, который складывается в про­цессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;

· объектом и целью образования является человек культуры;

· необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы инормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

· осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания, осуществление гумани­стических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой само­реализации в современной социокультурной ситуации;

· творчество — основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предпо­лагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

· образование должно наполняться культурным, человеческим смыслом;

· культурологический подход является основным методом проектирования личностно-ориентированного образования, компонентами которого высту­пают: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному само­развитию; отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культу­рой, способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личный смысл, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному простран­ству, где воссоздаются культурные образцы жизни и осуществляется воспитание человека культуры.

В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к сотрудничеству с дру­гими людьми и другими культурами.

Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, «питается» ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека.

При этом об­разование выполняет следующие культурные функции:

• гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телес­ного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовно­сти, нравственности);

• культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);

• социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта).


Проведенный анализ взаимосвязи культуры и образования позволяет сделать следующие выводы:

1. Культура и образование взаимообусловлены.

Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть куль­туры способствует ее сохранению и развитию. Связующим звеном меж­ду культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования(схема 3).

Схема 3

Наши рекомендации