Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т.п. 4 страница
I Что же делать в подобных случаях? Переучивать ли Пленку? К счастью, до школы было еще почти полгода и MbI рекомендовали специальную тренировку правой руки,
50
объяснили девочке, что правой у нее будет получаться легче и лучше, показали ей это на примере некоторые тестов. Но кроме того, нужно было снять эмоционально* напряжение, зажатость, неуверенность, и, конечно жц взрослые должны были изменить свое отношение и I ребенку, и к ее неловкости, неумелости.
Аленка нормально закончила первый класс и совсем забыла о своих проблемах.
Федор — крепкий, рослый непоседа с коротким ежм ком светлых волос и шкодливой улыбкой. «За ним нужно остоянно следить, а то что-нибудь натворит», — пре* дупреждает бабушка. Растит Федю бабушка, родителя погибли в автокатастрофе, когда ему было 3,5 годаЛ ребенка были сотрясение мозга, переломы, сильный шок, «несколько месяцев почти не разговаривал и ходить учил* ся словно заново». Сейчас ему 7 лет 11 месяцев, он учится в первом классе, у него по его словам «масэд проблем — и с уроками, и с поведением». Федя левша Щ бабушка уверена, что это и есть причина всех его проблем.
Но прежде чем выяснять, насколько проблемы Феди связаны с левшеством, разберем их.
Общее развитие ребенка хорошее. Мальчик имеет большой запас слов. Хорошо владеет устной речью. Владеет анализом и синтезом, видит связь и последовательность явлений, действий, отмечены трудности в формировании зрительно-моторных координации.
Ребенок гиперактивный. Сосредоточить свое внимание может на 2—3 минуты. Неряшливый, неловкий. В работу включается не сразу, очень рассеян, часто отвлекается. На слух воспринимает все без ошибок. Дает хорошие, четкие ответы один из первых.
Вот характеристика трудностей, написанная учительницей Феди (следует подчеркнуть, что такую подробную и правильную характеристику трудностей может дать далеко не каждый учитель):
Письмо: не развита кисть руки, в дошкольный период не любил рисовать. Плохо запомнил написание букв и отдельных элементов, отмечается неровность штрихов, не идит строку, соотношение элементов букв нарушено, встречается зеркальное изображение букв и элементов с ~- (слон — элон).
Небрежный искаженный почерк, нарушение звуко-буквенного анализа. Не усваивает структуру предложения. С доски списывает с ошибками. Ошибки делает даже в написании числа и слов: «Классная работа». Нарушено зрительное восприятие. Несобран, рассеян. Не может сосредоточиться. Постоянно спешит. Гиперактивный мальчик. Беспокойный.
Чтение: навыком чтения владеет очень слабо. При чтении переставляет буквы, заменяет окончания (он-но). Заменяет слова в тексте близкими по смыслу. Темп чтения очень медленный, часто «спотыкается», возвращается к уже прочитанному слову, теряет строчку. Хорошо пересказывает текст.
Математика: хорошо работает устно, решает устные задачи, примеры, очень часто записывает цифры в зеркальном изображении (6-d,9-Q).C доски списывает с ошибками. Работу выполняет без старания, очень спешит. Устно работает активно.
Рисование и труд: рисует очень плохо, рисовать не любит, штрихи неровные, рисунки очень мелкие, нарушены пропорции. Поделки небрежные, инструкцию учителя не воспринимает, спешит сделать работу быстрее. Долго не может выполнять одну и ту же работу.
Деятельность: постоянно спешит, рассеян, не может сосредоточиться. Инструкцию воспринимает только после неоднократного повтора. Заниматься одним видом деятельности долго не может. Нет аккуратности в тетрадях. Работы выполнены грязно, небрежно. Часто забывает вьщолнить домашнее задание, приготовиться к уроку ри-сования, труда.
52
Жалобы ребенка: «Часто все забываю. Помню — пом, ню, а потом забуду». Итак, подведем итог.
Во-первых, это — гиперактивный беспокойный ребенок с трудностями концентрации внимания, низкой, неустойчивой работоспособностью.
Во-вторых, достаточно четко проявляются нарушения зрительного восприятия и зрительно-моторных координации (зеркальное письмо, неустойчивость почерка, не* брежность, искажение букв, нарушение соотношения элементов, перестановка букв при чтении и т.п.). Что же является основой трудностей? Федя — поздний ребенок, мама родила его в 33 года, беременность и роды прошли без осложнений. Он хорошо развивался, рано начал говорить, был относительно спокойным. В семье у папы есть леворукие, возможно, и папа был переученным левшой, т.к. работал и правой я левой рукой. И Федя лучше, активнее работает левой. Скорее всего причиной школьных проблем являются травмы, полученные в катастрофе. С одной стороны, сильнейший стресс, психотравма, а с другой — это тяжелые переломы, в том числе и левой руки, и черепно-мозговая травма.
Следует учесть, что Феде во время катастрофы было три с половиной года и в течение длительного времени ребенок не мог нормально двигаться, заниматься, играть. А это — возраст, наиболее чувствительный к любым внешним отрицательным воздействиям, и возраст, когда интенсивно формируется речь, совершенствуются тонкокоординированные движения рук, возраст, когда ребенок активно осваивает новые виды деятельности. Становятся понятными «нелюбовь» к рисованию, леП-ке, трудности в координации движения пальцев, объяснимы возбудимость, гиперактивность, беспокойствся вполне естественны трудности письма, чтения, математики.
Этот пример еще раз убеждает нас в том, что леворукие дети не однородная, не однотипная группа, а трудности обучения в каждом отдельном случае имеют свои причины-
И все же исследователи, изучающие особенности ро-ста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, и это наиболее существенно при поступлении в школу. Многие рассматривают леворуких детей как группу риска — риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. Действительно, эти тревоги не лишены основания.
Попробуем разобраться, почему.
Школа, учеба, особенно в первые месяцы, в первый год, требуют от ребенка длительного напряжения, вызывают значительное утомление, предъявляют повышенные требования к личностным качествам ребенка. Новый коллектив, новые друзья, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворуких — тем более, т.к. значительная часть леворуких детей имеет факторы риска в раннем развитии, нарушения в развитии, а значит они будут наиболее чувствительны к действию любых неблагоприятных воздействий — будь то эмоциональные перегрузки или большой объем учебной работы. Особенности межполушарной асимметрии также определяют характер реакции организма на любые внешние воздействия.
Период приспособления к школе (период адаптации) Довольно продолжителен по времени — 4—6 недель. А наши опросы показывают, что родители «отводят» на адаптацию Не больше одной-двух недель, учителя — больше: две-три Недели. Как видите, реальные сроки продолжительнее в два Раза. В этот период трудно все: и следующие друг за другом Новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непри-1 Оч вида деятельности на другой, столь же непривы-), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть
54
в относительно неподвижной позе, не вертясь), и незнакоа мые дети (хорошо еще тем, кто ходил в детский сад, а ка| справиться с неловкостью тем, кто был до школы дома 1 бабушкой или мамой).
Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации в школе: им ещ| труднее, чем остальным, потому что для них характерна повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кро| ме того, высокий уровень тревожности сочетается у лево* руких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуве^ ренностью в себе, ответственностью, добросовестностью! а также хорошим пониманием социальных нормативов! Наверное, необходимо подчеркнуть, что леворукие дети ориентированы на общение. Общение со сверстниками служит для них источником положительного эмоционального подкрепления, в котором эти дети очень нуждаются. Не думаю, что стремление к общению со сверстниками очень сильно отличает леворуких и праворуких детей, скорее это особенность всех детей 6—8 лет.
Возникновение конфликтов во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками является для левшей очень сильным психотравмирующим фактором и создает дополнительные трудности в процессе адаптации к школе. Многие родители и учителя жалуются на повышенную эмоциональность левшей (они быстро и «по пустякам» обижаются, сильно переживают любое резко сказанное слово, очень чувствительны к обидам и непониманию сверстников). Мы не случайно написали «жалуются», это действительно так, и скорее всего эти жалобы — результат непонимания особенностей ребенка, желание видет» его таким как все. И исследователи, и родители, и учителя часто подчеркивают склонность леворуких детей к уедйЗ нению, трудность контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Однако непонимание взрослых, ощущение собственной неумелости, неловкости рождают обиды и у правшей*
и они стремятся к уединению, им так же трудно
со взрослыми и сверстниками.
Е И все же есть некоторые особенности у детей, которые отмечают почти все исследователи, правда, следует оговориться, генез рукости при этом практически не учитывается и нельзя исключить, что среди исследуемых левшей есть и дети с патологическим левшеством, и переученные левши. Тем не менее эти особенности должны учитываться в процессе обучения.
Есть мнение, что для левшей характерно лучшее опознание вербальных (словесных) стимулов, чем невербальных (схем, модулей), поэтому леворукие дети хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными. При обучении часто используются модели, схемы, и они могут быть трудны для этих детей, т.к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ.
И здесь следует оговориться: лучшее понимание словесных инструкций свойственно, по-видимому, не всем левшам. Во всяком случае, те леворукие, у которых мы отмечаем задержку речевых функций (из-за тех или иных нарушений в развитии левого полушария мозга) будут не только испытывать трудности формирования навыков письменной и устной речи, чтения, но у них неизбежны трудности восприятия (понимания) речи.
Недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия (выраженные в большей или меньшей степени) характерны для многих леворуких детей. Особенно труд-•Ны для них задания мысленного манипулирования фигу-Рами (например, задание типа: «Мысленно построй фи-, измени ее конфигурацию, поверни на 180°» и т.п.). них может оказаться трудным совсем простое, на Ргляд взрослых, задание: скопировать фигуру, особенно Ресколько фигур, расположенных в определенном соче-рнии, срисовать схему и т.п.
56
И в то же время мы хотели бы подчеркнуть, что катего* рией риска является не леворукость как таковая, а I нарушения или отклонения в развитии и здоровье коц. кретного леворукого ребенка, которые и могут вызвать трудности в процессе обучения и адаптации к школе. 1
Не леворукость сама по себе и даже не особенности функциональной организации мозга затрудняют и осложняют процесс адаптации леворукого ребенка в школе. Как правило, это — сочетание неблагоприятных факторов в раннем развитии ребенка и связанные с ними нарушения организации деятельности, развития школьно-значимых функций.
Все попытки связать какие-либо трудности обучения в школе, нарушения адаптации, специфические особенности организации деятельности с особой организацией мозга у левшей пока не имеют четких подтверждений.
Если же ваш леворукий ребенок нормально рос и развивался, если его не переучивали (ни дома, ни в детском саду), то подход к нему существенно не отличается от подхода к праворукому ребенку. Главное, вы должны учитывать его индивидуальные особенности (но мало ли этих особенностей у праворуких детей!), быть терпеливым и добрым, уметь помочь ему преодолеть неизбежно возникающие трудности, не делая из них трагедии, вы просто должны уметь понять своего ребенка. Конечно, в реальной жизни это совсем не просто, но тогда уж не стоит «сваливать» собственные огрехи воспитания и обучения на леворукость.
Как вычислить левшу
Некоторые признаки преобладания одной 1 рук в деятельности ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Сила, с которой сжимает кулачок правой руки будущий правша, больше, чем левой, уже в возрзс-
те 17 дней, чуть позже он будет дольше удерживать по-шемушку в правой руке. Прогноз будущей леворукости лди праворукости дает так называемый тонический шейный рефлекс. К четырем неделям ребенок, лежа на спи-Ijie, принимает характерную позу, называемую позой «фехтовальщика». Если большую часть времени его голова повернута вправо, правые рука и нога распрямлены, а левые конечности согнуты, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей и распрямленных левых дает возможность прогнозировать леворукость.
По другим данным о леворукости ребенка можно судить с трех месяцев. Именно в этот период у детей утрачиваются рефлексы новорожденных и происходит становление основных позных и моторных реакций. У будущего левши рефлексы новорожденного исчезают сначала на левой руке, она становится более раскованной и используется для манипулирования предметами и игровых действий.
Однако все эти прогнозы в возрасте до 4—5 лет по мнению большинства исследователей малоэффективны, т.к. начиная с 16—20 недель и до 2 лет происходят волнообразные изменения рукости, с 2 до 4—5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками и только в возрасте 4—5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.
Итак, к 4—5 годам определяется преобладание одной • Из рук. Становится понятно, правша ребенок или левша. , Заканчивается ли на этом формирование предпочтения РУки? По-видимому, нет. Степень леворукости (правору-| Кости) продолжает нарастать с возрастом ребенка, по крайней мере, до 9—10 лет, а, возможно, и в дальнейшем. В входе этого процесса совершенствуется координация раз-[ Сообразных движений, требующих участия обеих рук.
58
Понаблюдайте за двигательной активностью своего щ бенка. Вы очень быстро убедитесь, что действия, котор^ выполняются одной рукой, достаточно редки. В то же вре, мя они достаточно просты (за исключением письма и рц. сования) и состоят, главным образом, в повторении одно-го и того же движения (чистка зубов, еда ложкой или вид. кой без ножа, расчесывание). Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих ру* но каждая рука выполняет свою специализированную функцию. Приглядитесь, например, как ваш ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Таким образом, переучивание левши — это не только вмешательство в сложнейший процесс формирования сложных координационных движений, которое может привести к неуклюжести и неловкости ребенка. Одновременно это вмешательство и в процесс специализации полушарий, что в будущем может оказать влияние на познавательные способности вашего малыша.
Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. К тому же дети, которых обучают новым действиям, стараются выполнять их так, как требуют взрослые: «Возьмите ложку в правую руку», «Взяли карандаш в правую руку», — учит всех малышей воспитательница в детском саду, педагог в дошкольной студии, учительница в дошкольной гимназии, и они, как правило, безропотно выполняют ее указание и работают правой, даже если это не очень удобно. Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте И многие родители даже не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги их ждут впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться Я возникнут неожиданные на первый взгляд сложности при обучении письму и чтению.
Особенно важно определить ведущую руку перед шкодой (а если есть какие-либо сомнения, то лучше сделать эТо раньше, в четырех-пятилетнем возрасте). Почему? Во-рервых, потому что именно в этом возрасте ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, учится писать, и необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья.
Существует несколько вариантов определения руко-сти. Наиболее распространенным является метод количественной оценки рукости с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Нужно отметить, что обычно в вопросниках используются те двигательные навыки человека, которые формируются у него под влиянием среды (того окружения, в котором он живет, тех обычаев, привычек, которые приняты в этом обществе).
Вопросники для определения рукости очень разнообразны, но практически все содержат стандартный набор вопросов. Первый — почти всегда: какой рукой пишет человек легче, красивее, дальше — какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щетку, веник, расческу и т.д.
Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что самооценка не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Еще сложнее использовать опросники при оценке рукости у детей, по-I этому исследователи предпочитают оценивать рукость в «ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще исполь-■ 3Уется в деятельности, какой рукой движения выполня-
60
ются более ловко, точно. Существуют специальные бата-1 реи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.
Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из таких хороша известных тестов является переплетение пальцев рук.Тест$ должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей! сверху ложится большой палец правой руки, у левшей -Л левой. Несмотря на большую популярность, тест мало>; информативен.
Второй столь же известный — «поза Наполеона»—скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом?! предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым пред-4 плечьем — правая.
Третий — аплодирование.У правшей при аплодирова-нии более активная правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.
Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук,например рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более* четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), • углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, ко-1торая рисуется неведущей рукой.
Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой" руки.
Для оценки скорости можно использовать число провстукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число'1
62
точек (касаний ручки) на jjjioc кости листа при постукивании ручкой за 10 секунд, каждое задание выполняется трижды и рассчитывается среднее значение.
Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Силу каждой руки необходимо измерить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг. Определение «рукости» у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий.
По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости «необходимо попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т.д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании, при рисовании правой и левой Рукой узоров и кругов». Если ' Ребенок выбирает для выпол-| Нения всех заданий левую руку, и Движения выполняются лег-
че и точнее, то ребенок левша. Однако, использовать описываемые Ф. Кречмером задания для тестирования рукос-ти не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, ко-торым нужно манипулировать, где ребенок, как дается инструкция. Непросто использовать рекомендацию и проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди таких заданий предлагается задание вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку. Во всех случаях важно соблюдать условия тестирования, о которых мы расскажем подробно.
При проведении обследований детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, а в тех случаях, когда этих проблем нет, можно применить сокращенный вариант.
Полный набор М. Озьяс включает
следующие задания:
1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать (но не на стержень (иголку),
а стержень необходимо вставлять в небольшое от
верстие пуговиц, бусин, геометрических фигур)-
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку-
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в
узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5-6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные
крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылоч
ки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звон
ка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.
В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доста-вание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий). Всокращенной батарее тестов нет графических заданий, это в основном бытовые действия, требующие точности, ловкости, точной координации движений. И самое главное — все действия непривычны, не натренированы,что по мнению автора и позволяет получить более точную картину превосходства одной руки над другой.
Вы можете использовать перечисленные задания для ^определения рукости, но можете использовать батарею ; тестов, разработанную отечественными исследователями ■1.Г.Князевой и В.Л. Вильдавским. Эти тесты включают [Игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и млад-рмего школьного возраста. Часть заданий — бытовые, часто Р*спользуемые, многие из заданий дети выполняют обеи-
64
г М. Безруких
ми руками, и это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Использование разных вариантов заданий позволит более точно выделить ведущую руку.
Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т.п.
Как провести тестирование?
Во-первых, такое тестирование проводится один на один. Во-вторых, обстановка вашего обследования должна быть спокойной, благожелательной, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете «рукость». Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».
Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.
Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.п. будут разложены рядом состолом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.
Первое задание — рисование.Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится»-Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно — нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся», подбодрить, что он делает все верно. В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучше качество выполнений
всунка. Мы приводим рисунки, выполненные детьми 5, 6 7 лет правой и левой рукой.
Г На рисунках отчетливо видны различия в выполнении |одних и тех же заданий ведущей и неведущей рукой. Ри-Рсунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, про-|цорииональные, линии более ровные, тремор выражен [значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий. Кроме того следует обратить внимание , на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напря-, жен при выполнении задания, правильно ли сидит.
Второе задание — открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка.Ребенку предлага-[ются несколько коробков, чтобы повторение действия [исключило случайность в оценке этого теста. Задание: [ «Найди спичку в одной из коробок»~Г"Ведущей считается [тарука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание — «Построй колодец из палочек
нспичек)».Ведущая рука — которая используется более \ активно.
/
Четвертое задание — «Игра в мяч».Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит взять мяч, бросить ему и I Поймать его несколько раз.