Эффективность тестирования во многом зависит от со­блюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т.п. 1 страница

ИЛИ ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛЕВШАХ



Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

Книга для учителей и школьных психологов, студентов педаго­гических вузов, колледжей и родителей. В книге рассказывается о происхождении леворукости, даются подробные тесты для оп­ределения леворукости, рассказывается об особенностях этих детей, их проблемах, подготовке к школе и школьных трудно­стях. В книге много практических советов, рекомендаций, при­меров и заданий, которые помогут учителям и родителям по­нять леворуких детей и правильно организовать работу с ними.

ISBN 5-89396-073-4

М.В. Безруких, 1998 АРД ЛТД, 1998 АРД ЛТД, оформл.

Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку по сути — отражение глубинного, часто неосознанного желания человека по­стичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, большинство. По-види­мому, генетически и исторически это определяет отно­шение к леворукости (а левшество чаще всего восприни­мается как леворукость) не как к индивидуальному вари­анту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.

Действительно, большая часть человечества — право-рукие и только 5—12% из них леворукие. Но следует по­нимать, что и праворукие и леворукие — это не однород­ные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или дру­гой рукой только некоторые действия, среди них и амби-декстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владею­щие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученые отме­чают, что количество леворуких нарастает: в 1928 среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 году число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979—88 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди муж­чин. Количество леворуких, которые представляют ис­следователи из разных стран, сильно различается и варь­ирует от 5% до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и

еще меньше их становится по мере взросления. Левору-кость не исчезает, просто агрессивность праворукой сре­ды заставляет леворуких порой с огромным трудом при­спосабливаться, переучиваться, становиться как все.

По данным отечественных авторов количество левору­ких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, т.к. в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизио­лога А.А. Айрапетянц в 1987 году выявлено 13,3% лево­руких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школь­ников 7—9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчи­ков и 4,1% — среди девочек, т.е. в средней школе остает­ся ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. По нашим данным в последние годы число леворуких детей в начальной школе составля­ет 15-23%.

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения про­фессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для левору­ких людей, где можно купить ножи и ножницы, различ­ные приспособления, спортивные принадлежности, швей­ные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, при­способленной для работы леворуких людей. Предпочте­ние руки учитывается не только в детстве, леворукий взрос­лый может получить практически любую специальность, т.к. есть станки, устройства и приспособления, предна­значенные для леворуких.

У нас, к сожалению, всего этого нет, возможно, огра­ничение в выборе некоторых профессий и толкает роди- I телей на переучивание.

Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и 1 длительную историю, причем события, действия и отно-

шения, связанные с правым и левым в различных культу­рах, разделенных и пространством, и временем, очень похожи. Как правило в различных культурах положитель­ные качества соотносились с правым, отрицательные — с левым. Возможно, это просто одно из проявлений отно­шения к правому-левому как противоположностям в раз­ных культурах. Откроем, например, Библию. Противопо­ставление правого-левого находим в Евангелии от Мат­фея — гл. 25: 31, 34.

«Когда же придет Сын Человеческий во славе своей все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пас­тырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сто­рону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от созда­ния мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Существует представление о том, что именно картина страшного суда повинна в закреплении предубеждения против леворукости, в формировании негативного отно­шения к левше как человеку негодному, не принятому Господом, однако это весьма спорно. Более того, в биб­лейском тексте есть и упоминание о ловкости, умелости левшей войска Вениамина, в котором было всего 26700 воинов, и в этом войске «..:из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо». (Гл. 20, 15). Можно посчитать долю леворуких в этом войске, она составляет всего 2,4%, но следует учесть, что воины отбирались по очень жестким критериям.

Существуют различные представления о возникнове­нии этого предрассудка. Одно из них — предположение американского ученого К. Сагана. По его мнению левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что исполь­зовалась для гигиенических процедур, а использование только правой руки для еды, приветствий в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней, сни­мало неприятные ассоциации, связанные с актами выде­ления. Впрочем, это только предположение.

Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждает лингвистический анализ. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «неискренний», «раз­битый», «зловещий», т.е. имеют, как правило, отрицатель­ное значение. Так, в английском языке синонимами слова «lefthanded» являются не только слова — неуклюжий, не­умелый, но и — уклончивый, скрытный, и даже — под­лый. Во французском — «gauche» — левый, неловкий, не­уклюжий, нескладный, нечестный. В немецком «link» — левый, а производное — «linkish» — неловкий.

Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают ее «нечис­той». Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии — йоруба, которым категориче­ски запрещено что-либо брать или передавать левой ру­кой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная де­монстрация неуважения к человеку. Йоруба называют левую руку «ово оси» — «негодной», а во многих райо­нах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают «ненормальными» людьми. Не исчезают и попытки доказать, что у леворуких есть масса особен­ностей, свидетельствующих о более низком уровне их спо­собностей, интеллекта, более низких адаптивных возмож­ностях и т.п. В исследованиях канадских ученых послед-

них лет предпринимаются попытки доказать, что лев1 имеют более низкую продолжительность жизни. Прич.... считается, что одна из причин более короткой жизни лев­шей — несчастные случаи, увечья. Действительно, и ав­томобили, и всевозможные инструменты в основном пред­назначены для праворуких. Например, исследование, про­веденное в Британской Колумбии, показало, что левши чаще наносят себе раны, водители-левши в два раза чаще попадают в аварии. Однако специалисты Гарвардского университета сочли эти данные преждевременными. «С подобными заключениями нужно быть очень осторож­ными, — считает профессор А. Галабурда. — Они лишь затрудняют жизнь левшам. Чтобы выступать с такими дан­ными, нужно обследовать тысячи людей. Все зависит от конкретной личности».

Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. Больше семидесяти лет назад в журнале «Русская клиника» была опубликована статья доктора А.А. Капустина о детях, проходивших неврологи­ческое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% лев­шей, но у большей части из них доктор Капустин отметил нарушения в развитии. Однако вывод, который он сделал, звучал просто как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными гру­быми клеймами вырождения и слабо одаренными».

«Я все понимаю, — жалуется мама леворукого сына, — но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю лево-рукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущерб­ность». «Что бы вы ни говорили, — продолжает разговор учительница начальных классов, — это должно быть очень неудобно — писать левой рукой. И я тоже, может быть невольно, смотрю на леворукого как на не способного сделать все так, как надо». «Нет, нет, нет, — настаивает бабушка, — у него (у леворукого внука) не может быть все в порядке, что-то нарушено, что-то не так. Иначе отчего это несчастье?»

С подобными взглядами на леворукость и таким отно­шением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному,! другому, не такому как все? От желания, чтобы ребенок; ничем не отличался от «обычных детей» и был «как все»? Или это отголоски представлений доктора Капустина? Вероятно, и то, и другое имеет место, но все же решаю-? щим, на наш взгляд, является незнание, непониманий биологических механизмов леворукости, а главное — не-, приятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их способностей, склонностей, раз­личия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуаль­ные особенности как данность, которую не нужно и нель­зя переделывать, изменять по своему желанию.

К сожалению, и сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственны­ми способностями людей, несмотря на то, что специаль­ные психо-физиологические исследования не дают для] этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно ■ отсталых детей, среди детей с трудностями обучения пись-i му и чтению, но во многих случаях сама леворукость яв­ляется результатом патологии в развитии мозга, как щ умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости, и у сниженных интеллектуальных способностей может бы одна причина — патология развития, а у здорового левши могут быть блестящие способности. И таких данных тоже немало. Доктору Капустину и многим другим, считаю­щим, что леворукость и низкие способности, низкая ода-! ренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей —; Александра Македонского и Наполеона, Леонардо да Винчи и Джеймса Клерка Максвелла, И.П. Павлова Я В.И. Даля, Чарли Чаплина, Пола Маккартни, Джордж*

Буша и Билла Клинтона, многих выдающихся спортсме­нов которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей и они способны добиваться в своем деле больших успехов.

И все же тревога за здоровье и развитие леворуких де­тей не лишена основания. Среди леворуких суще­ственна доля детей, рожденных в результате беременнос­тей и родов, протекающих с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребенка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональ­ность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.

Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведе­нием, отклоняющимся от принятых норм) и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается зна­чительное число леворуких. Однако, и это важно подчер­кнуть, причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, воз­можно, в насильственном переучивании, которое трав­мирует личность ребенка, создавая ситуацию так называ­емого «декстра-стресса» (декстра (лат.) — правый, стресс (англ.) — давление, напряжение) — стрессовых воздейст­вий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ °т переучивания, истинное внимание и бережное отно­шение к леворуким детям позволят уменьшить отрица­тельное влияние декстра-стресса на здоровье и формиро­вание личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья.

Люди так долго и упорно боролись за право леворукого ставаться леворуким, так убедительно доказывали, что

среди левшей немало известных и даже гениальных лю­дей, что в последние годы появились сторонники другой и тоже крайней точки зрения — все левши гениальны, творчески одарены, имеют блестящие математические способности. Мама пятилетнего леворукого мальчика в течение полутора часов убеждала меня в его необыкно­венной гениальности, показывая как доказательство са­мые обычные рисунки, рассказывая о самых типичных вопросах, свойственных детям этого возраста, демонст­рируя «необыкновенно» фантастические фигурки из плас­тилина и «Лего» и умение читать (правда, очень быстро, но с ошибками, без понимания прочитанного). Эта убеж­денность в «особенности» сына могла бы быть безобид­ной, если бы мама не настаивала на приеме ее «гениаль­ного» сына в школу (напомню, мальчику недавно испол­нилось пять лет), аргументируя свое желание лишь од­ним — «он же левша, а все левши гении». Такая позиция может нанести ребенку совсем не меньше вреда, чем не­терпимость и негативное отношение к леворукости. Ожи­дания этой мамы скорее всего не оправдаются, а риск эмоциональной и физической перегрузки, неувереннос­ти, тревожности и беспомощности из-за невозможности выполнить мамины требования и соответствовать мами­ным ожиданиям чрезвычайно высоки.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отлича­ются праворукие и леворукие люди, одно несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или от­клонений в развитии, причиной сниженных интеллекту­альных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от «хоте­ния» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некото­рые особенности организации высших психических функ­ций. Ценой больших усилий можно научить леворукого

ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Мы очень хотели убедить вас в том, что ваш ребенок имеет право быть не таким, «как все», и надеемся, что фак­ты, размышления, рекомендации, приведенные в этой кни­ге, помогут вам увидеть особенности вашего ребенка, по­нять его проблемы, быть более внимательным и более чут­ким, научат вас решать все возникающие проблемы вместе.

Происхождение леворукости

Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвящен­ных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения ка­кой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположе­ния и доказанные многолетними исследованиями.

По-видимому, это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к левору­кости.

Естественно, что в теориях происхождения леворукос­ти за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.

Многие гипотезы прошлого века объясняют преиму­щественное владение правой рукой, а леворукость рас­сматривают как исключение.

Согласно одной из таких гипотез, праворукость объяс­няется асимметричным расположением внутренних орга­нов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необ­ходимый упор на левую ногу делает более свободной пра­вую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения — точными.


Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений до­лжен защищать сердце и| поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки. Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наив­ности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не буч дем полностью перечерки­вать возможность влияния различных факторов внеш­ней среды на формирова­ние леворукости. Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возник­новения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: «Руками своими пользуемся мы как ка­леки, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равно-! весие, которое природа соблюдает, создавая наши конеч­ности, мы разрушаем скверной привычкой».

Одной из первых теорий возникновения леворуко-i сти была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом при-| вычки, влияния социальных условий среды (почти тео­рия щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой пере­дается из поколения в поколение.

Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, т.к. многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали — про­центное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологиче­ских причин, становятся левшами. Наиболее частыми при­чинами такой леворукости (иногда называемой вынужден­ной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Пред­ставьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны это возраст очень активных движе­ний руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой — попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособ­на, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспо­койства, но совсем нередко бывает несколько травм под­ряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужден­ные левши среди детей с последствиями ДЦП. Наруше­ния нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденно­го левшества. Дело в том, что деятельность ребенка фор­мируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучи­вание и многие левши в окружении правшей тоже начи­нают более активно действовать правой рукой.

Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде

— у него могут быть леворукие папа или мама, бабушка
или дедушка, брат или сестра. А самое главное — в семье
никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет
считать себя левшой, разве только он будет не очень уме­
лым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены
руки как правило сопровождаются невротическими и эмо­
циональными нарушениями, а также координационным
дискомфортом, трудностями освоения сложных двигатель­
ных навыков.

Итак, внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию ле-ворукости, но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связа­на с деятельностью мозга (но об этом мы расскажем в специальной главе).

Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с главным выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформи­ровать определенный вариант предпочтения руки (пра­вой или левой), то нужно тренировать обе руки равно­мерно. Стремление натренировать обе руки — голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недо­стижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста веду­щая рука — правая, он и работает правой рукой, а левша

— левой именно потому, что у правши и левши свой спе­
цифический характер функционирования мозга.

За социальной теорией возникновения левшества тя­нется длинный шлейф проблем, связанных с переучива­нием. Корни желания переучить левшу в том, что лев-шество считали дурной привычкой, а дурные привычки не только можно, но и нужно искоренять.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, на-

рушениями речевого развития. Это дало основание пред­положить, что возможен патологический генез или пато­логическое происхождение леворукости.

В настоящее время есть достаточное количество фак­тов, подтверждающих возможность патологического про­исхождения леворукости. Причем есть сторонники край­них взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в се­мье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объ­ясняется родовой травмой. Действительно, исследова­ния, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует гене­тически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в раз­ных поколениях.

Вероятность появления леворукого ребенка увеличи­вает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обыч­но определяют наличием не менее чем двух неблагопри­ятных факторов, среди которых низкая масса тела ново­рожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфик­сия новорожденного и ряд других.

Но сторонников таких крайних взглядов немного, боль­шая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно по­нимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, воз­можно, как единую причину возникновения и леворуко­сти, и нарушений в развитии ребенка патологические фак­торы, связанные с течением беременности и родов.

обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти циф­ры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% — если один из родителей левша, и 6,3% — если в семье не было леворукого.

Однако подтверждение возможности влияния генети­ческих факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возмож­ность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практи­ческими, и чем выше совпадение, тем больше вероят­ность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.

Одна из генетических теорий происхождения левору-кости, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой — контроль моторных функций.

В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответст­вии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии — так и есть. Среди лево-руких возможны два варианта расположения речевых цен­тров и в левом (таких большинство) и в правом полуша­рии, что также подтверждается конкретными результата­ми. Известно, что каждое полушарие управляет конеч­ностями противоположной стороны тела: левое — правой ; стороной, правое — левой. Однако в соответствии с моде- 1 лью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предполо- I жить возможность контроля правой стороны тела правым I

18

полушарием, а левой -- левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полуша­рием, однако электрофизиологические данные послед­них лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.

Левополушарная доминантность по руке и по речи рас­сматривается многими авторами как непременное усло­вие эффективной деятельности, а все несовпадения объ­ясняются результатом пре- и перинатальных поражений. Однако и в этом вопросе между исследователями нет еди­нодушия. Было высказано предположение о том, что функ­ция речи и мануальное предпочтение одной из рук могут быть и не связаны между собой, т.к. левое полушарие обычно является доминирующим по речи, вне зависимо­сти от моторной латерализации. Дальнейшие исследова­ния латерализации речевых и моторных функций, в опре­деленной степени подтвердив эти положения, в то же время убедительно показали возможность существования раз­личных вариантов.

Еще одна генетическая модель американских исследо­вателей Н. Гешвинда и А. Галабурды предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказатель­ство того, что в происхождении леворукости имеют зна­чение факторы дородового развития, в том числе и эн­докринный статус матери и ребенка, определяющий раз­витие правого и левого полушарий мозга в период внут­риутробного развития.

Достаточно -четкая генетическая модель наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», пред­ложена английской ученой М. Аннет, согласно этой мо­дели фактор «правого сдвига» определяет вероятность до­минирования левого полушария как для речевых, так и Для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержа-

19

щего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариан­тный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.

В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидектры и праворукие в человеческой популяции распределены в соответствии 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Существуют варианты теорий, рассматривающих ком­плексное сочетание патологических и генетических фак­торов, лежащих в основе проявления факторов латераль­ного предпочтения.

Учитывая все эти факты, по-видимому, более коррект­ным было бы представление о гетерогенной (разнопри-чинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обус­ловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочте­ния руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.

Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в зна­чительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. При­чем возможны различные варианты сочетания этих фак- I торов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

Наши рекомендации