№ | Ф.И.О. педагога | Годы жизни, страна | Основные труды | Практический, теоретический вклад в развитии социальной педагогики. |
| Конфуций | 551 до.н.э -479 Древний Китай. | Мудрец, педагог. Беседы и суждения, нужно жить с законами природы и принципами порядка, и середины. Создал первую в Китае школу идей. | Цель воспитания по Конфуцию – укрепление нравственности и преодоление жизненных трудностей через гуманизм и гармонизация отношений. Нужно, учил К., жить в согласии с принципами Порядка и Середины.Оказавший Огромное воздействие на развитие педагогической мысли, науки, образования. В основанной им школе использовал диалоги, классификацию, сравнение фактов и явлений, подражание образцам |
| Демокрит | (ок. 460 -370-е гг. до н.э.) Восточная Греция | Древнегреческий философ, учёный-энциклопедист, анотомист «Фрагменты о воспитании» В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование: надо начинать воспитание детей с малых лет. | Основоположник атомистического учения в своем учении обосновывал тезис о необходимости соотнесения природы ребенка и воспитания. Таким образом, он одним из первых сформулировал принцип природосообразности. .Так, он считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. Под воспитанием философ понимал обучение, упражнение. Демокрит первый, кто поднял вопрос умственного воспитания детей. |
| Марк Фабий Квинтилиан | 42-118 Древний Рим. | Теоретик ораторского искусства, педагог. «О воспитании оратора» (Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу) Является автором первого известного специального педагогического труда, в котором высказал социально-педагогические идеи о дидактике и методике обучения, воспитании ребенка в детском коллективе, связях школы с жизнью, о профессиональных качествах учителя и его взаимоотношениях с воспитанниками. | В обучении, поКвинтилиану , следует придерживаться 3-х ступеней: подражание, наставление, упражнение. Его взгляды получили широкую известность в XVI-XVII вв., к ним обращались педагоги-гуманисты. |
| Аристотель | 384-322 Древняя Греция. | философ, ученый-энциклопедист, ученик Платона. «Политика». Теоретические вопросы воспитания изложил в своих многочисленных трудах. Наиболее авторитетным из них является «Логика», сам ученый называл эту науку аналитической. «Этика» | Систематизировал все области знания своего времени. Создал свою возрастную периодизацию, обосновал необходимость разностороннего воспитания: физического, умственного и нравственного |
| Платон | 427-347 Древняя Греция. | античный греческий философ-идеалист. «Протагор», «Государство», «Законы» | Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания. Один из первых создателей теории дошкольного воспитания. Основал учебное заведение — Академию. |
| Мишель Монтень | 1533-1592г | французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения «Опыты» | Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви. Воспитание, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких нравственных качеств. |
| Ян Амос Коменский | 1592-1670г Чехия | Мыслитель гуманист, педагог «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков и всех наук», « Материнская школа» и др. | Основоположник научной педагогики Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, единой школы; разработал возрастную периодизацию, дал научное и теоретическое обоснование дидактических принципов и правил классно-урочной системы. |
| Джон Локк | 1632-1704г, Англия | Философ 17 века Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». | Автор теории «чистой доски». Разработал концепцию воспитания джентльмена. |
| Жан Жак Руссо | 1712-1778г Франция | Философ теоретик «Эмиль, или о воспитании» -Открыл школу для крестьянских детей | Основоположник теории свободного и естественного воспитания. «Возрастная периодизация по Руссо» До 2-х лет -детская от 2 до 12 -от 12 до 15 |
| Иоганн Песталоцци | 1746-1827гг | Швейцарский соц. педагог -«Лингард и Гертруда». -«Как Гертруда учит своих детей», «Письмо другу о пребывании в Станце», «Лебединская песня», «Книга для матерей» Открыл приют для детей в здании бывшего Монастыря | Дополнил принцип социального воспитания «Принцип культурного сообразности воспитания» Руководитель сиротских приютов, Бургдорфского института. Разработал теорию элементарного образования, первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом. |
| Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег | 1790-1866г | Ученик Песталоцци -Немецкий педагог, демократ -Учитель немецких учителей Главный труд «Руководство к образованию нем. учителей» | разработал принципы воспитания (природосообразность, культуросообразность, самодеятельность), создал дидактику развивающего обучения. |
| Роберт Оуэн | 1771-1858г Англия | Социалист, утопист Программа «Новый взгляд на общество или опыты о формировании характера» Основные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. | В его социально-педагогических экспериментах улучшил условия труда и жизни своих рабочих, сократил рабочий день с 14-16 до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил хорошие жилища, открыл культурно-просветительные, учреждения и организовал рациональное воспитание, создав «школу» для малышей с яслями и площадкой для игр. С 6 до 10 лет дети рабочих учились в начальной школе, а после 10 лет, трудясь на фабрике, посещали вечернюю школу. Всю эту систему воспитательных учреждений назвал « Новым институтом для образования человеческого характера». Здесь же читались лекции для взрослых, проводились различные культурные мероприятия. |
| Георг Кершенштейнер | 1854-1932г Германия | Педагог «Школа будущего - школа работы» | Новая народная школа, считает К., должна стать естественным продолжением светлого и продуктивного детства. Такой может быть только трудовая школа. В ней, разумеется, сохраняется учеба, овладение знаниями. Умение хорошо писать, считать - также работа, труд, который влияет на развитие характера и воли ребенка. Педагогика К. интересна тем, что различные по своей идеологии педагоги видели в ней то, что хотели видеть. Объективно же она в значительной степени ориентирована на природосообразность, имеет гуманистическую направленность, вносит существенный вклад в теорию и практику трудового обучения и воспитания, формирование гражданственности. |
| Вельгельм Август Лай | 1862-1926г Немецкий педагог, психолог | Основной труд — «Экспериментальная дидактика». | Считал, что в основе детских поступков лежат врожденные либо приобретенные рефлексы, которые нужно изучать как в лабораторных, так и в обычных условиях. Создатель «школы действия». Теория «Школа жизни». |
| Джон Дьюи | 1859-1952г Американский психолог | «Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Психология и педагогика мышления», «Мое педагогическое кредо», «Реконструкция философии», «Свобода и культура», «От ребенка к миру, от мира к ребенку». | Основоположник педоцентрической теории. Являлся членом общества «Гуманистическое общество в Ньюйорке» |
| Рудольф Штейнер | 1862-1925г Германия | Вольдовская школа (12 лет обучения, углубленная) 1) Воспитание к свободе. 2) Социальное воспитание. | Филосов разработал концепцию трех членного общества «Антропологическую соц.воспитания» в трех сферах: Свобода 1. Духовная нравственность Равенство 2. Полит.- прав. Братство 3. Экономическая |
| Мария Монтессори | 1870- 1952г Италия | Педагог – гуманист, философ, педагог – психолог - Первая женщина - врач Книга «Психологическая антропология» «Дом ребенка», «Мой метод», «Педагогика Монтессори», «Помоги мне сделать это самому», «Воспитание и самообучение в начальной школе» | Открывает первый «Дом ребенка» Метод обучения и воспитания детей-дошкольников. Разработала интересный дидактический материал для занятия детей. Создала специальную методику воспитание детей. Метод формирует сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Принципы педагогики: · Первая стадия детства (0-6лет); · Вторая стадия детства (6-12 лет); · Юность (12-18 лет); · Взросление (18-24 года). |
| Януш Корчаг | 1878-1942г, Варшава | Педагог – гуманист, Книга «Сон детей» Изучение личности «Дети улицы» «Когда я снова стану маленьким» «Как любить детей» | Руководил «домом сирот», воспитание личности, интернат |
| Пауль Наторп | 1854 – 1924г Германия | Представитель реформаторской педагогики. Немецкий философ и социальный педагог В 1890 г. опубликовал книгу «Социальная педагогика» | Основоположник теории социальной педагогики Рассматривал школу как важнейший инструмент социализации. Процесс воспитания начинается с воспитания воли. |
| Герберт Спенсер | 1820-1903г Англия | Философ, социолог Основы социальной философии. «Социальная статистика» «Социальная жизнь» «Психология» «Воспитание умственное, нравственное и физическое» | Основоположник соц. педагогики Целью социального воспитания является - «жить полной жизнью» 1.Индивидуальная сфера (Я - личность) 2. Семейная сфера (Я – семьянин) 3.Социальная (Я – профессионал, гражданин) |
| Карл Рэнсом Роджерс | 1902–1987 | Американский психолог и педагог «Взгляд на психотерапию. Становление личности». -Психология супружеских отношений. | Гуманистическая Теория Личности |
| Абрал Маслоу | 1908- 1970 | Гуманист, психолог «Мотивация и личность» | Создатель теории самоактулизации. Самоактулизация основана на иррархии. Потребность к самоактуальности ^ Познавательные потребности ^ Потребность в принадлежности и любви ^ Потребность в сообщении, любви принадлежности ^ потребность безопасности ^ Физиологические потребности |
| Э́рих Зелигманн Фромм | 1900-1980г Германия | Немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик В 1943 Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии. «Бегство от свободы», «Искуство любить». «Иметь или быть». «Душа человека» | Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры». Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие. |
| Альберт Швейцер | 1875–1965 Германия | Теолог, философ, музыкант и врач «Этика благоговения перед жизнью». “Культура и этика” | Основной принцип этического учения – принцип нравственности. Благоговение перед жизнью— принцип индивидуально ответственного поведения, в нем самоотречение мотивировано благоговением перед собственной жизнью. |
| Лев Николаевич Толстой | 1828-1910г Россия | великий русский писатель и педагог Открыл Яснополянскую школу (которая существовала 18 мес), -журнал «Ясная поляна», -«Азбуку» и « Новую азбуку», | Теория «свободного воспитания», Педагогика творческой личности. |
| Константин Николаевич Вентцель | 1857-1947 Россия | Русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания «Проблемы космического воспитания», «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка». руководил «Домом свободного ребенка» (1906— 1909) | Соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, заложив основы космической педагогики (предполагает развитие сознания и формирование нового мировоззрения). |
| Станислав Теофилович Шацкий | 1878-1934г. Россия, СССР | Педагог « Школа для детей или дети для школы» Совместно с коллегами и с помощью рабочих, впервые в России создает детский клуб и летнюю детскую колонию в Щелково. Организовал летнюю, колонию для детей и подростков «Бодрая жизнь». Но все же основное свое творчество он вложил в «Первую опытную станцию» | Участвовал в работе Главного ученого совета по созданию новых школьных программ, был членом Наркомпроса, а в 1932 г. руководил центральной экспериментально-педагогической лабораторией и одновременно Московской консерваторией, где впервые создал кафедру педагогики. В основу деятельности «Станции» был положен основной принцип советской педагогики 1920-х гг. - связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Все осуществлялось под лозунгом : «Жизнь должна быть деятельной». Воспитанники «Станции» даже оказывали экономическую помощь населению, участвовали, в электрификации и радиофикации сел, домов, ставили агрономические опыты, участвовали в субботниках. Особое внимание уделялось эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества. Высказав идею, что педагогика - это синтез науки и искусства, воплощал ее в действительность. |
| Павел Петрович Блонский | 1884-1941г Россия, СССР | Педагог и психолог теоретик педагогики советского периода Основные произведения: «Трудовая школа», «Трудные школьники», «Очерки детской сексуальности». | На идею реформы педагогической науки вывел анализ состояния школы в начале 20 в., которую он назвал «монастырем» и «казармой», а затем события 1917 г. В них Он увидел возможность коренным образец изменить состояние педагогики и создать новую школу, стал одним из ее организаторов и теоретиков. Главным здесь считал укрепление связи педагогики с психологией, предложив генетический или исторический принцип как основу педагогических исследований. Связывая теорию с практикой, выступал за школу не профессиональную, но политехническую, дающую всестороннее образование, осуществляющую соединение обучения с производительным трудом. Участвовал в разработке программ, определив требования к содержанию образования: правильное соотношение науки и школьного предмета, связь с жизнью, учет индивидуальных и возрастных особенностей и дань времени - идейность. |
| Антон Семенович Макаренко | 1888-1939г Россия, СССР. | Педагог - новатор и писатель Организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. «Цель воспитания». «Что значит воспитывать ребенка». «Коммунистическое воспитание». «Методика организации воспитательного процесса». | В колонии, получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив, деление на отряды, совет командиров, внешняя атрибутика (знамя, сигналы горнистов, рапорт, форменная одежда), поощрения и наказания, традиции. Позже сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического воздействия». |
| Виктор Николаевич Сорока-Росинский | 1882-1960г Россия, СССР. | русский и советский психолог и педагог В 1920 г. создает «Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского» (ШКИД - дети запущенные, беспризорники) «Детский дом», « От принудительности к добровольчеству». | Внесший существенный вклад в теорию и практику воспитания трудных детей |
| Василий Александрович Сухомлинский | 1918-1970г Россия | Педагог- гуманист, ученый, писатель Гуманистическая сущность позиции: «Сердце отдаю детям», «Рождение граждан», Директор «Павлышской СОШ», «Мудрая власть коллектива», «Разговор с молодым директором школы», «Трудные дети». | Состоял в движении учителей новаторов, зарождение педагогики сотрудничества. Использовал уроки на природе, ввел обучение детей с шестилетнего возраста, был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимание к отдельному ребенку |
| Иван Иванович Бецкой | 1704-1795 Россия | видный деятель просвещения в России Главный труд — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». | Организатор воспитательных домов, Смольного института благородных девиц. Стремился создать «новую породу людей», способных гуманно обращаться с крестьянами. |
| Василий Порфирьевич Вахтеров | 1853-1924 Россия | русский педагог Основные работы: «Русский букварь», «Мир в рассказах для детей». | Сторонник биологизации воспитания и обучения. Трактовал педагогику как спонтанный, биологически предопределенный процесс. Вслед за К.Д. Ушинским сделал много для развития теории начального обучения. |
| Василий Васильевич Зеньковский | 1881-1962г | православный педагог, психолог, богослов, философ. Основные работы: «Проблема воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика и психология» и др. | Признавал право ребенка на свой путь развития, принцип индивидуальности и эсхатологическую перспективу в воспитании. Выступал сторонником свободного воспитания. |
| Надежда Константиновна Крупская | 1869-1939г СССР | советский политический деятель, педагог, организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Политехническая школа и пионерорганизация», «К вопросу о свободной школе» и др. | Разрабатывала вопросы дидактики, политехнического и трудового воспитания и образования, пионерского движения и самоуправления школьников. |
| Антон Семенович Макаренко | 1888-1939гг СССР | видный советский педагог-новатор, Основные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» | Руководитель учреждений для беспризорных детей (колония им. А.М. Горького, коммуна им. Ф.Э. Дзержинского). Являлся одним из теоретиков коллективного воспитания. |
| Мейман Эрнст | 1862-1915гг Германия | немецкий педагог и психолог Основные работы: «Лекции по экспериментальной педагогике», «Экономия и техника памяти» и др. | Основатель экспериментальной педагогики, один из первых авторов работ, посвященных психологии ребенка. |
| Николай Иванович Пирогов | 1818-1881 Россия | великий русский хирург, попечитель Одесского и Киевского учебных округов, педагог. Основные педагогические работы: «Вопросы жизни», «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» | Защищал общечеловеческий характер воспитания; предложил проект бессословной системы образования. |
| Константин Дмитриевич Ушинский | 1824-1870гг | великий русский педагог Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и др. | Один из основоположников русской педагогической науки и народной школы. Выдвинул требования демократизации народного образования, идею народности воспитания, воспитывающего обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте. Одним из первых разработал основы педагогической антропологии. |
| Селестен Френе | 1896-1966гг | французский педагог-реформатор. Основной труд — «Педагогические инварианты». | Разработал педагогическую технологию, состоявшую из разных по функциям элементов: типографии, самоуправления, «свободных текстов» (детские сочинения), карточек персональной работы. |
| Карл Шмидт | 1819-1864гг Германия | немецкий педагог, руководитель учительской семинарии в Готе. Основной труд — «История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов». | Выдвинул мысль, что основой педагогики должна быть антропология |
| Петр Францевич Лесгафт | 1837 -1909 гг | антрополог, психолог и педагог «Семейное воспитание ребенка и его значение» | Он был организатором широкого педагогического движения за введение теории физического воспитанияв школах и детских учреждениях. |