УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ. «Старшие символисты» – петербургская группа.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕСТЫ
СИМВОЛИЗМ
«Старшие символисты» – петербургская группа.
Лирика Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Ф. Сологуба.
Ф. Сологуб: роман-миф «Мелкий бес»; новеллы «Свет и тени», «Червяк», «В толпе», «Превращения», «Маленький человек» и др. (по выбору).
Д.С. Мережковский: трилогия «Христос и Антихрист» (один из романов по выбору): «Смерть богов (Юлиан Отступник)», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», «Антихрист (Петр и Алексей)».
«Старшие символисты» – московская группа.
Лирика К.Д. Бальмонта и В.Я. Брюсова.
В. Брюсов: новеллы «В подземной тюрьме. (По итальянской рукописи XVI века)», «В зеркале. (Из архива психиатра)», «Бемоль. (Из жизни малых сих)», «Теперь, когда я проснулся…(Записки психиатра)», «За себя или за другую?» и др. (по выбору).
«Младшие символисты».
Лирика А. Блока; его поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад», «Двенадцать»; его драмы «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» (по выбору).
Лирика А. Белого; его роман «Петербург».
АКМЕИЗМ
Лирика Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Н. Гумилев: новеллы «Радости земной любви», «Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Черный Дик», «Последний придворный поэт», «Скрипка Страдивариуса» и др. (по выбору).
ФУТУРИЗМ
Лирика И. Северянина. В. Хлебникова, В. Маяковского.
«НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ»
Лирика С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова.
«ПЕРЕХОДНЫЕ» ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ
Проза Л. Андреева: «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Большой шлем», «Рассказ о Сергее Петровиче», «Мысль», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», «Бен-Товит», «Елеазар», «Иуда Искариот», «Губернатор», «Рассказ о семи повешенных», «Полет», «Герман и Марта», «Рогоносцы», «Чемоданов», «Ослы», «Сказочки не совсем для детей», «Мои анекдоты», «Дневник Сатаны».
Драматургия Л. Андреева: «К звездам», «Жизнь Человека», «Анатэма», «Собачий вальс», «Реквием».
И.А. Бунин: лирика,«Перевал», «Эпитафия», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Древний человек», «Ночной разговор», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Сны Чанга», «Старуха», «Пост», «Третьи петухи», «Роза Иерихона», «Готами», «Ландо», «Убийца», «Обреченный дом», «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи», «Кавказ», «Руся», «Красавица», «Дурочка», «В Париже», «Галя Ганская», «Камарг», «Сто рупий», «Качели», «Чистый понедельник», «Часовня».
ЛИТЕРАТУРА НЕОРЕАЛИЗМА
А.И. Куприн: «Молох», «Олеся», «Поединок», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников», «Листригоны», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Яма», «Каждое желание».
М. Горький: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Коновалов», «Мальва», «Супруги Орловы», «Мать»; его драмы: «Мещане», «На дне».
УЧЕБНЫЕ И СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Келдыш В.А., Дьякова Е.А. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: В 2-х т.. – М.: Академия, 2007.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. Николюкин А.Н. – М.: НПК «Интелвак», 2001.
3. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. – СПб.: Академ. проект, 1999.
4. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Мифопоэтический символизм начала века: Космическая символика. – СПб.: Академ. проект, 2003.
5. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. – М.: Республика, 1998.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов): В 2-х кн. – М.: Наследие. – Кн. 1. – 2000; – Кн. 2. – 2001.
2. Поэтика русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века: Динамика жанра. Общие проблемы. Проза / Науч. ред.: В.А. Келдыш, В.В. Полонский. – М.: ИМЛИ РАН, 2009. – 832 с.
3. Колобаева Л.А. Русский символизм. – М.: Изд-во МГУ, 2000.
4. Минц 3.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Учен. зап. Тартуск. ун-та. – Вып. 459: Творчество А.А. Блока и русская культура XX века: Блоковский сб. Ш. – Тарту, 1979. – С. 76–121.
5. 3ингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979. – С. 5–49.
6. История русской драматургии: Вторая половина XIX – начала XX в. (до 1917 г.). – Л., 1987.
7. Московкина И.И. Между «pro» и «contra»: координаты художественного мира Леонида Андреева. – Харьков: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2005.
8. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни»: мир Ивана Бунина. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004.
9. Эйхенбаум Б. Писательский облик М. Горького // Эйхенбаум Б.
О литературе. – М., 1987. – с. 437–442.
10. Удодов А.Б. Феномен М. Горького как эстетическая реальность: генезис и функционирование (1880-е – начало 1900-х годов). – Воронеж, 1999.
Дополнительная литература