О региональном этапе Всероссийского конкурса
ПРОЕКТ
П О Л О Ж Е Н И Е
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Общие положения
Региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (далее - Конкурс) проводится ежегодно с целью воспитания у детей и подростков ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культуре других этносов, направленных на формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Задачи Конкурса:
- привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
- развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие привязанности к ней;
- выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
- распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
- развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
- содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.
Участники регионального этапа конкурса
В региональном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» могут участвовать дети и подростки, обучающиеся в образовательных организациях Ивановской области, в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины. Допускается индивидуальное и коллективное участие.
Порядок и сроки проведения регионального этапа конкурса
Региональный этап конкурса проводится областным государственным образовательным учреждением «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей с 1 по 30 декабря 2016 года.
Приём работ осуществляется до 25 декабря 2016 года. Работы высылаются вместе с оформленной анкетой-заявкой (на электронном носителе) и 2 согласиями на обработку персональных данных (заполненные и отсканированные на каждого участника) по адресу: 153003, г. Иваново, ул. Ленинградская, д. 2, областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей» (телефон: 8-(4932) 30-30-06, факс (4932)30-04-63, e-mail: [email protected] с пометкой «ММР»).
Условия проведения регионального этапа конкурса
Региональный этап конкурса проводится по следующим номинациям:
Для обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет:
- «Гуманитарно-экологические исследования» (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользование);
- «Традиционная культура» (рассматриваются работы по сохранению и воспроизведению явлений нематериальной культуры – песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением, а также предметов материальной культуры – одежды, утвари, продуктов питания и др., с использованием природных материалов, отражающих природные объекты и явления);
- «Эколого-краеведческие путеводители» (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины, направленные на развитие сельского и экологического туризма);
- «Публицистика в защиту природы и культуры» (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, а также видеосюжеты, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения этноса и природной среды);
Для обучающихся в возрасте от 12 до 14 лет (на время проведения финала):
- «Живой символ малой родины» (рассматриваются живописные и другие художественные работы, в которых авторы представляют «живой символ малой Родины» и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать его предпочтение - в чём заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т. д.);
В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:
- история природопользования и охраны природы;
- традиционное природопользование и окружающая среда;
- природные промыслы, изделия из природных материалов;
- природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;
- природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
- сакральные природные объекты;
- травы и иные природные средства в народной медицине;
- экологические аспекты образования поселений;
-природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.
Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать её свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
Формы представления конкурсных работ:
- учебно-исследовательская работа - в номинации «Гуманитарно-экологические исследования»;
- проекты – в номинации «Традиционная материальная культура»;
- видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) – в номинации «Традиционная нематериальная культура»; - согласно Всероссийскому положению – 2017г.
- путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации «Эколого-краеведческие путеводители»;
- публицистическое произведение (статья, эссе, очерк и т.п.) – в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»;
- художественная работа (рисунок и др.) и сочинение – в номинации «Живой символ малой родины».
Конкурсные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями к оформлению конкурсных работ.
На региональный этап конкурса не принимаются работы:
- не соответствующие тематике Конкурса (не связанные с изучением или сохранением культурного и природного наследия);
- не соответствующие требованиям к оформлению конкурсных работ;
- не соответствующие возрастной категории, к которой отнесена номинация;
- в которых выявлены признаки плагиата;
- нарушающие нормы толерантности и уважения к другим этносам, религиям и культурам.
Материалы представляются в оргкомитет регионального этапа в распечатанном и электронном виде. Материалы, присланные на региональный этап конкурса, обратно не возвращаются.
Руководство региональным этапом конкурса
Общее руководство региональным этапом конкурса осуществляет оргкомитет, созданный из числа специалистов и представителей заинтересованных организаций.
Награждение победителей регионального этапа конкурса
Победители регионального этапа конкурса по каждой номинации награждаются дипломами лауреатов. Конкурсные работы победителей регионального этапа (не более 6 - по одной работе в каждой номинации) вместе с протоколом по итогам регионального этапа высылаются 20 января 2017 г. в адрес Всероссийского оргкомитета (107014, г. Москва, Ростокинский проезд, д. 3, ФГБОУ ДОД ФДЭБЦ).
Требования к оформлению конкурсных работ
На каждую конкурсную работу необходимо заполнить анкету-заявку и согласие на обработку персональных данных (прилагается).
Все текстовые материалы должны быть написаны на русском языке, отпечатаны на пишущей машинке или набраны на компьютере. В приложениях возможно представление разборчивый рукописный текст. Листы конкурсных материалов должны быть надежно скреплены (степлером, в скоросшивателе ит.п.), страницы пронумерованы. Формат текстового материала - не более А4.
Каждая работа должна иметь титульный лист, на котором указываются (сверху вниз): название учреждения и объединения; тема работы; фамилия и имя автора (-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должности руководителя работы иконсультанта (если имеются); название населенного пункта и субъекта Российской Федерации; год выполнения.
Материалы в электронном виде (фото - и видеоматериалы) CD или DVD, диск обязательно должен быть подписан. В номинациях «Гуманитарно-экологические исследования», «Эколого-краеведческие путеводители» материал в электронном виде возможен только как дополнение к печатному тексту.
Требования к учебно-исследовательской работе:
Структура учебно-исследовательской работы предусматривает:
- титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательной организации, при которой выполнена работа; регион и населённый пункт; название детского объединения; тема работы; фамилия, имя, отчество автора; класс; фамилия, имя, отчество, должность и место работы руководителя конкурсной работы (полностью) и консультанта (если имеется); год выполнения работы;
- содержание с указанием глав и страниц;
- введение с постановкой цели и задач, определением предмета и объекта исследования, обоснованием актуальности темы, указанием места, сроков и продолжительности исследования;
- обзор литературы по теме исследования;
- методику исследования - описание и обоснование методов сбора и обработки материала;
- основную часть, в которой представлены результаты исследования и проводится их обсуждение;
- заключение, содержащее выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации;
- список использованных источников и литературы.
Карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и другие иллюстративные материалы могут быть даны в основном тексте или в приложении к работе.
При использовании литературы источники указываются в конце работы, а в тексте приводятся ссылки.
Картографические материалы должны иметь легенду, а также (как и любой другой иллюстративный материал) быть разборчивыми.
Требования к путеводителю и эколого-краеведческому маршруту.
Содержание данного материала должно представлять собой четкий, связный рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным и содержать обозначение маршрута.
Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним – наглядность, точность и информативность.
В тексте могут раскрываться следующие вопросы:
- история поселения(-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;
- природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);
- сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
- население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);
- основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
- традиции населения (фольклор, религия, духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
- современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).
Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения – на усмотрение авторов.
При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.
Требования к публицистическому произведению
Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объём в печатном варианте не должен превышать 40 000 знаков (примерно 20 стандартных машинописных страниц). Видеосюжеты (файлы, записанные на CD, DVD) по продолжительности не должны превышать 7 минут.
К работе прилагается сопроводительный текст (объём – не более 2 страниц), содержащий сведения об авторе помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные (или интернет-ссылка), а также отклики на публикацию (если были). Указывается, как используется произведение в работе по сохранению природного и культурного наследия.
Требования к проектам номинации «Традиционная культура».
Проект должен состоять из двух разделов.
- история вопроса (соответствует теме проекта), где раскрывается его актуальность, цель и задачи; описание особенностей (национального костюма, предмета быта, рукоделия, культа, песни, танца, обряды, игры и др.), а также технологий;
- практические результаты, где необходимо продемонстрировать практическую значимость содержания первого раздела проекта. Это может быть проведение какого-либо праздника, обряда, игр и другое.
Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора – видеозаписи на DVD- и CD-дисках, фотографии, рисунки и другое).
Требования к работам номинации «Живой символ малой родины»
Под «живым символом» понимается объект живой природы (определённый вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: «изюминка» родного села, города, района, области, края, республики.
Под понятием «животное-символ» подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Обычно в качестве символа выбираются птицы или звери. Под понятием «растение-символ» подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают «живой символ». Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора «живого символа», в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чём заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).
Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному или растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории или региона, населённого пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т.д. из любого материала. От каждого участника или коллектива ожидается не более чем по два рисунка (или иной художественной работы) с относящимися к ним обоснованиями-сочинениями (животное-символ и растение-символ соответственно).
На Конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя. На обратной стороне каждого рисунка в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе (-ах): Ф.И.О., место проживания автора (-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы и класса, название работы. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в письменной форме), объём которого должен быть не менее одной и не более трёх страниц формата А4 (шрифт 12-14 размера через 1,5 интервала). Текст может быть набран на компьютере или пишущей машинке, либо разборчиво написан от руки. В нём также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора (-ов), возраст, номер школы и класса, название работы).
Критерии оценки конкурсных работ
Критерии оценки работ по номинации «Гуманитарно-экологические исследования»:
- качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и другое);
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- постановка цели и задач, актуальность темы и её обоснование;
- теоретическая проработанность темы, использование литературы;
- обоснованность выбора методики;
- достаточность собранного материала и полнота его представления;
- глубина проработанности и осмысления материала;
- значимость и обоснованность выводов;
- практическая значимость и (или) научная новизна исследования.
Критерии оценок работ по номинациям «Традиционная культура»:
- соблюдение требований к оформлению проекта;
- объём и глубина проработки изученного материала;
- применение комплексного междисциплинарного подхода;
- соответствие содержания проекта традициям изучаемого региона;
- полнота и точность воспроизведения;
- техника изготовления предмета или исполнения произведения;
- соответствие стиля подачи материала представляемой традиции;
- качество иллюстративного материала:
- фотографии – качество и композиционное решение;
- видеофрагменты – режиссура, операторская работа;
- практическая значимость проекта.
Критерии оценки работ по номинации «Эколого-краеведческие путеводители»:
- стиль изложения, выразительность;
- степень информативности описания;
- использование комплексного, междисциплинарного подхода;
- достоверность и уровень подачи сведений о природе;
- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
- оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
- качество картографического материала;
- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.
Критерии оценки работы по номинации «Публицистика в защиту природы и культуры»:
- актуальность поднятой проблемы;
- глубина осмысления темы;
- компетентность в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
- информативность;
- адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
- оригинальность концепции и изложения;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- стилистическая грамотность, образность, характер детализации;
- наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети Интернет).
Критерии оценок работ по номинациям «Живой символ малой родины»:
- соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению;
- значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения; - оригинальность работы;
- научность представленного материала;
- информативность сопроводительного текста и качество обоснования;
- стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность и убедительность;
- качество художественного изображения;
- перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т.д.;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода.
АНКЕТА-ЗАЯВКА
участника регионального этапа Всероссийского конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
1.Название работы:______________________________________________________________
______________
2. Предполагаемая номинация:____________________________________________________
_______________
3. Фамилия, имя, отчество автора (полностью)_______________________________________
_______________
4. Дата рождения (число, месяц, год):_______________________________________________
5. Домашний адрес (с индексом), e-mail, телефон с кодом______________________________
________________________________
6. Место учёбы (образовательная организация, класс, курс) или работы (организация, должность) _____
________________
________________
7. Организация, на базе которой выполнена конкурсная работа - полное название (по уставу) ________________
________________________________
- адрес с индексом________________________________________________________________
________________
- телефон, факс (с кодом)__________________________________________________________
-e-mail___________________________сайт___________________________________________
8. Точное название объединения обучающихся (школьное лесничество, кружок, клуб и т.п.)____________
9. Фамилия, имя, отчество руководителя работы, его место работы и должность, учёная степень и звание (если имеются):___________________________________________________
_______________
10. Контактные данные руководителя (e-mail, телефон с кодом)_________________________ ________________________________
11. Консультант работы (если имеется)______________________________________________
________________
12. Согласие на публикацию: да / нет (нужное подчеркнуть)
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие в течение 5 лет использовать мои персональные данные для составления списков участников Конкурса, опубликования списков на сайте, создания и отправки наградных документов Конкурса, рассылки конкурсных материалов, использования в печатных, презентационных/методических материалах Конкурса, предоставления в государственные органы власти, для расчёта статистики участия в Конкурсе, организации участия в выставках.
Дата заполнения «____»______________20__г.
Подпись участника_____________ Подпись руководителя _________________
Согласие на обработку персональных данных
Я, |
(фамилия, имя, отчество (при наличии) субъекта персональных данных, его представителя, законного представителя)
проживающий по адресу:
(адрес субъекта персональных данных, его представителя, законного представителя) |
(номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных, сведения о дате выдачи документов и выдавшем его органе)