Методическое обеспечение образовательной программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование программы. Программа дополнительного образования по вокалу основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения, подготовленной отделом внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения под общей редакцией В.И.Лейбсона, составлена на основе многолетнего опыта работы в качестве педагога дополнительного образования.

Ведущей ролью, как в музыкальном, так и в личностном развитии воспитания детей, является пение. Особенно для детей, пение является самым доступным видом музыкальной деятельности. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата, испытывая стремление к пению, эмоциональности, творчеству Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их дарования, погружает в мир музыки , поэзии , искусства, развивает как творческую личность.

Художественная направленность программы которая ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает удовлетворить потребность в реализации талантов, помогает развить эмоциональное восприятие и образное мышление, подготовить личность к постижению великого мира искусства, сформировать стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна программызаключается в том, что она построена на интегрированных занятиях и дает возможность развиваться не только вокально и музыкально, но и творчески в целом, включая танцевальное и актерское мастерство.

Актуальность программы связана с желанием детей развиваться в музыкально –вокальном направлении, повышать свой уровень певческого мастерства, учиться петь сольно и в ансамбле , расширять свою концертно-исполнительскую деятельность.

Отличительные особенности программы состоят в том, что эта программа включает изучение разных жанров и стилей музыки родного и зарубежного языка, различные вокальные техники и приемы, где наиболее ярко могут проявиться творческие способности каждого обучающегося. Разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяет лучше реализовать потенциал . Дети принимают активное участие во всех концертах, конкурсах фестивалях, посещение театров, концертных залов, музыкально-творческих вечеров , встречи с музыкальными коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения по вокалу. Педагогическая целесообразность программы заключается в развитии художественно-эстетического вкуса, духовной культуры, вокальных и актерских навыков, в воспитании сценической культуры, устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира ,в героико-патриотическом воспитании. Адресат программы : воспитанники от 7 до 25 лет. Количество учащихся в группе:2 -3. Объем программы :144 часа.

Формы обучения:со всем коллективом, по группам и индивидуально.Виды занятий : традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, беседа, теоретическое и практическое занятие, творческая работа, тренинг, игра, праздник, путешествие, поход, экскурсия, мастерская, гостиная, защита проектов, дискуссия, диспут, тестирование, зачет, конкурс, соревнование, турнир, конференция, фестиваль, занятия – постановки, музыкальные программы и проекты, музыкально-творческие вечера, встречи с музыкальными коллективами , КВН, открытые занятия , выездные занятия, концерты, репетицииПоцелевой установке программа является модифицированной. Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю -4 урока по 45 минут с перерывами и 0,5 ч. индивидуальных занятий в неделю для каждой группы.

Цель программы: творческое самовыражение обучающихся в выбранном направлении развития их таланта ,реализация потенциала в области вокального искусства. Программа нацелена на результаты: овладение навыкам вокального исполнительства, приобретение сценического опыта, умения передавать характер и содержание вокального произведения, формирование музыкально грамотной личности.

Достижению поставленной цели способствует выполнение следующих задач:

Обучитьосновам музыкальной грамоты , физиологии и гигиене голосового аппарата, правильному формированию голоса , приемам и техникам вокального мастерства. Развить певческий голос, музыкальный слух, ритм, память и восприимчивость, способность к сопереживанию, образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Освоитьжанры и стили национальной и зарубежной музыки, выразительные средства, особенности музыкального языка, воздействия звуков на чувства человека .Овладеть практическими умениями и навыками :в пении, в слушании музыки,.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ : Учебно-тематический план

Раздел Всего часов Теоретические часы Практические часы Форма контроля
1.   Певческая установка.     Тестирование. Опрос.
2.   Пение тренировочного материала.     Самостоятельная творческая работа
3.   Певческое дыхание     Игра-конкурс.
4.   Вокальная фонетика     Само-анализ
5.   Певческая артикуляция.     Зачет
6.   Звуковысотное интонирование     Контрольное занятие
7.   Художественная выразительность.     Коллективный анализ
8. Разучивание и пение произведений   Защита рефератов, отчетный концерт
  Общее количество часов  

Содержание учебно - тематического плана

Название раздела, тем Теория Основные теоретические понятия Практика Примерное содержание деятельности Оборудование, оснащение Место проведения занятия
I. Певческая установка.        
1. Основные правила пения Тестирование Знакомство с правилами гигиены голоса Классификация голосов по диапазону. Аудиоприме ры звучания голосов. Муз. класс
2. Голосовой аппарат . Певческое положение корпуса. Знакомство с анатомическим строением голосового аппарата Ощущение органов голосового аппарата. Фортепиано. Иллюстрации анатомическо го строения полости рта Муз. класс
3. Опыт выступлений вокалистов. Культура сценического искусства Просмотр концерта Ноутбук , видеозаписи концертов. Муз. Зал
4. Организация работы певческого дыхания Певческий выдох,задерж ка. Работа диафрагмы. Развитие певческих дыхательных рефлексов. Материалы для упражнений. Фортепиано. Муз. класс
5. Постановка артикуляционного аппарата Правила Теория пения «На зевке». Обучение положению гортани. Фортепиано Муз. класс
6. Развитие навыков публичных выступлений. Знакомство с художественно выразительными средствами. Открытый урокХудожественная декламация стихотворений Фортепиано, ноутбук, фонограммы Муз. зал
7. Резонаторы Знакомство Звуковой резонанс. Развитие умения направлять звук в резонаторы Фортепиано Муз. класс
8. Контроль за расслабле нием мышц Устройство связок и мышц в голосовом аппарате. Контроль мышцы для избежание зажатости . Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
9. Голосовой аппарат в рабочем состоянии. Опрос. Основы начинания пения. . Развитие умение владеть голосовым аппаратом Фортепиано. Муз. класс
Пение тренировочного материала        
1. Вырабатывание ровности, напевности голоса Знакомство с принципом ровности тембра . Развитие певучести, плавности голоса Фортепиано Муз. класс
2. Музыкальное сопровождение пения Виды сопровождения аккомпанемент Обучение музыкальному сопровождению Фортепиано, гитара, синтезатор. Муз. класс
3. Наработка вокально - технических навыков Виды вокальных техник. Развитие вокальных и дыхательных навыков. Примеры записи вокальных техник. Муз. класс
4. Выравнивание звучания по всему диапазону Музыкальные термины – диапазон ,регистры. Обучение тембрально одинаковому звучанию Фортепиано Муз. класс
5. Динамика голоса Понятие голосоведения. Развитие динамики голоса Фортепиано ,фонограммы Муз. класс
6. Усовершенствование точного интонирования.. Модуляция. Понятия: консонанс, диссонанс полутон, тон, Чистота интонирования, Пропевание интервалов Фортепиано Муз. класс
7. Перенимание опыта вокалистов Культура сценического искусства Творческие встречи вокалистов Ноутбук, видеозаписи концертов Концерт площадка
8. Преодоление сложных нот Термин – Микст. Техники для сложных нот. Развитие навыков путем соединения регистров Фортепиано Муз. класс
9. Навыки публичных выступлений Подготовка к мероприятию Концертное мероприятие Муз.аппарату ра, микрофоны Муз.зал
10. Развития чувства метроритма Понятие ритм, такт, размер, длительность Ритмическое и мелодическое варьирование Фортепиано, синтезатор, ритм, ноты. Муз. класс
11. Вокализы, Выработка техники. Вокализ как вид вокальных упражнений. Изучение простейших вокализов Фортепиано Муз. класс
12. Распевания от простого к сложному Теория распевания. Самостоятельная творческая работа Фортепиано, ноутбук, фонограммы Муз. класс
Певческое дыхание        
1. Изучение процесса дыхания при пении и движениях. Правильное дыхание в процессе движения и пения Обучение оздоровитель-ной и певческой дыхательной гимнастики. Фонограмма Видеосюжеты. Муз. класс
2. Плавное дыхание, чувство опоры. Знакомство Диафрагма. Техника «певческой опоры» Развитие диафрагмы, умения дозировать воздух . Музыкальные фонограммы, фортепиано, наглядные пособия. Муз. класс
3. Ритмические рисунки. Музыкальное сопровождение пения Особенности дыхания и ритма при музыкальном сопровождении Обучение ритмдыхания при музыкальном сопровождении Музыкальные инструменты, синтезатор. Муз. класс
4. Устранение недостатков в голосоведении. Стандартные недостатки голосоведения и дыхания . Устранение выявленных недостатков голосоведения Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
5. Дыхание на опоре. Термин «Опора» Экономизация выдоха фонограммы, фортепиано. Муз. класс
6. Силовое ударение при пении Термин – экспираторное ударение. Применение силового выдоха Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
7. Основы вокального дыхания. Закрепление пройденного материала. Конкурс- игра Вокальное дыхание. Синтезатор, зеркало, атрибуты. Муз. класс
Вокальная фонетика        
1. Профессиональные выступления. Сценическое искусство. Посещение театра Видео проф. выступлений. Муз.зал ,театр.
2. Кантилена. Термин «кантилена». Классическая и современная музыки Развитие кантилены Приобретение выразительного пения Аудио примеры вокальных композиций, фортепиано. Муз. класс
3. Пение в вокальных позициях. Знакомство с вокальными позициями Развитие пения в вокальных позициях. Фортепиано. Муз. класс
4. Освоение приёмов звуковедения Определение Legato ,non legato, staccato Развитие приемов звуковедения Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
5. Микст Структура микстовой композиции. Упражнения для развития микста Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
6. Сглаживание переходных нот в произведении. Понятие «сглаживания регистров». Медиана. Фальцет. Развитие правильного извлечения переходных звуков . Музыкальные фонограммы, фортепиано, наглядные пособия. Муз. класс
7. Навыки публичных выступлений. Этикет сценических выступлений Концертная программа Аппаратура ,микрофоны, фонограммы. Концерт площадка
8. Резонаторное пение. Термин – резонаторы Освоение резонаторного пения . Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
9. Атака звука - сила звука. Знакомство с видами атаки Пение твердой мягкой атакой. Музыкальные фонограммы, Муз. класс
10. Вокальная фонетика. Физиолого - акустические особенности вокальных гласных и согласных Произношение согласных и согласны звуков, добива-ясь красивого звучания. Музыкальные фонограммы, фортепиано, наглядные пособия. Муз. класс
11. Вокально-фонационных навыки пения Повторение пройденного материала Самоанализ : Исполнение произведений. Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
Певческая артикуляция        
1. Работа над артикуляцией Речевой аппарат.. «утрирован ность» произношения. Развитие правильного произношения Воспитание культуры речи Текст и скороговорки на разные буквы алфавита Муз. класс
2. Работа над дикцией . Дикционная теория. Развитие произношения художественного текста Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
3. Дикция с музыкальным сопровождением Ударные, безударные слоги. Сильная доля .Синкопа. Обучение пению при расположении сильной доли . Музыкальные инструменты. Муз. класс
4. Органичное звуковедение слов и мелодии. Воспитание Правила звуковедения Зачет: Органичное звуковедение . Музыкальные фонограммы, фортепиано. Муз. класс
6. Звуковысотное интонирование        
1. Мажорные и минорные гаммы в тональностях Термины – мажор, минор, гамма , тональность. Распевание мажорных и минорных гамм в тональностях Фортепиано, фонограммы Муз. класс
2. Трезвучия, септаккорды, арпеджио Термины – трезвучие. Септаккорд, арпеджио. Пение трезвучий, септаккордов, арпеджио Фортепиано, фонограммы Муз. класс
3. Усвоение опыта выступлений Отслеживание вокальных техник , Знакомство с современными образцами Видеосюжеты. Концерт площадка.
4. Интервалы . Термины –Мелодично. гармонично. Пение интервалов . Фортепиано, фонограммы Муз. класс
5. Навыки публичных выступлений. Жанр стиль, индивидуаль ность. Участие в вокальном конкурсе Аппаратура, микрофоны, фонограммы. Муз. класс
6. Расширение голосового диапазона. Диапазон, Классификация типов голосов. Тренинг расширения диапазона. Фортепиано, фонограммы Муз. класс
7. Звуковедение нот различной высоты Закрепление музыкальных понятий и терминов. Контрольное занятие Звуковедение нот в песне Фортепиано, фонограммы Муз. класс
Художественная выразительность        
1. Итонация.Тон Манера произношения, отражающая чувства говорящего. Развитие повышения и понижения тона голоса Фортепиано, фонограммы Муз. класс
2. Градациия форте и пиано Понятия градация динамики Отрабатывание на песенном материале Фортепиано, фонограммы Муз. класс
3. Певческая интонация при музыкальным сопровождением Знакомство с понятиями динамика и видами динамических оттенков Развитие динамических оттенков с музыкальным сопровожде-нием Фортепиано, фонограммы Муз. класс
4. Кульминация в пении Понятие -Части произведений кульминация. Умение использовать динамику для кульминации. Фортепиано, фонограммы Муз. класс
5. Перенимание опыта артистов. Актерское мастерство Посещение театра Видеосюжеты Театр муз.зал
6. Мелизмы, форшлагами, трель, группетто . Мелодические украшения, варьирование, импровизация. Многократная отработка звонкости, певучести . Фортепиано, фонограммы Муз. класс
7. Вырабатыва-ние легкого движения звука. Теоретическое понятие звука – движение звука. Пропевание мелодических оборотов Фортепиано, фонограммы Муз. класс
8. Художественная выразительность. Повторение пройденного материала Коллективный анализ исполнения Фортепиано, фонограммы Муз. класс
Разучивание и пение произведений        
Работа над словами и мелодией   Работа над словами и мелодией Фортепиано, муз. центр, фонограммы. Муз. класс
.2. Передача характера песни   Развитие эмоциональнос-ти исполнения Микрофоны, муз. центр, фонограммы. Муз. класс
3. Перенятие опыта выступлений вокалистов   Отслеживание манерности и эмоциональности вокалистов Перенятие опыта выступлений вокалистов Концертная площадка
4. Режиссура песни   Создание композиции. Муз. центр, фонограммы. Муз. класс
5. Работа над исполнительскими задачами   Воспитание навыков подготовки к концертам Микрофоны, ноутбук, муз. центр, фонограммы. Муз. класс
6. Подготовка выступлений   Воспитание подготовки к концертам Микрофоны, , муз. центр, фонограммы. Муз. класс
7. Навыки публичных выступлений   Гармоничное самовыражение . Микрофоны, муз. центр, фонограммы. Муз. класс
8. Хореографические движения   Работа над танцевальными движениями Муз. центр, фонограммы. Муз. класс
9. Работа в примарной зоне . Тестирование   Отработка сценического мастерства Микрофоны, ноутбук, муз. центр, фонограммы. Муз. класс
10. Сложные фразы в пении.   Подача слова и звука в фразах. микрофоны, фонограммы. Муз. класс
11. Овладение мастерством пения.   Рефераты «Вокальные техники» микрофоны, муз. центр, фонограммы. Муз. зал
12. Связь обучения и сценических выступлений   Закрепление «Слепые прослушивания Микрофоны, , муз. центр, фонограммы. Муз. зал
13. Совершенствование вокала   Коррекция Микрофоны, муз. центр,. Муз. зал
14. Навыки в работе с микрофонами.   Направлен ность Микрофоны, муз. центр. Муз. зал

Планируемые результаты :

- овладение навыками вокального исполнительства в стилях и направлениях музыки

- приобретение сценического опыта, умения передавать идейно-художественную составляющую эстрадно-вокального произведения;

- формирование музыкально грамотной личности, владеющей навыками самостоятельной работы.2.Комплекс организационно-педагогических условий:

Условия реализации программы. Для реализации образовательной программы дополнительного образования необходим кабинет, в котором имеется музыкальный инструмент, 5 стульев, ноутбук (для работы с фонограммами), звуко-усилительная аппаратура, микрофоны, наглядные пособия по теме, видеозаписи, аудиозаписи, фонограммы, нотный материал, методические пособия.

Формы контроля : входящий . текущий, итоговый. Способы проверки.В конце каждого занятия проводится рефлексия и совместное обсуждение педагога и учащихся, где анализируются творческие успехи, положительные моменты, и наоборот, неудачи, промахи и недочёты, которые в свою очередь деликатно обозначаются с тенденцией улучшения таковых. Для выявления мотивации, личностных качеств, ценностных ориентаций, профессиональных намерений учащихся проводится тестирование, наблюдение, опрос. В течении учебного года ученики оформляют портфолио, рефераты и ведут чек- листы и дневники личного роста как современное средство диагностики результативности.Программой предусмотрено проведение педагогической диагностики. Данные по результатам диагностикизаносятся в соответствующие листы, которые позволяют оценить работу, выявить недочёты, откорректировать работу с воспитанниками. Используется следующая форма оценки – бальная: «5» баллов – высокий уровень; «4» балла – достаточный уровень; «3» балла – не достаточный уровень; «2» и «1» бал – низкий уровень .

Методическое обеспечение образовательной программы.

Обучение проводится на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана учитываются вокальные данные воспитанников, на их основе происходит подбор репертуара, который постепенно усложняется. Теоретические занятия строятся по следующему принципу: вначале даются краткие теоретические формулировки, далее они иллюстрируются нотными, аудио-примерами или самим педагогом. Завершается занятие выполнением различных заданий для проверки полученных знаний. Практические занятия включают: разучивание мелодии и словесного текста фраз, предложений, куплетов , работа над произведением, исполнение целого произведения, выступления.

3. Список литературы :

Педагогу: : Горюнова Л.В. ,Маслова Л.П. «Уроки музыки – уроки искусства» -М., 1989г. ГорюноваЛ.В.«Добротолюбие»-М.,1994 Маслова Л.П. « Педагогика искусства» - Новосибирск , 1997

Печко Л. «Учитель и эстетическая культура» -М.,1994г. ; Петушин В.«Музыкальная психология»-М.,1997г Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.1251-03 для учреждений дополнительного образования детей, утвержденные Постановлением главного государственного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27.

Сухомлинский В.А. « О воспитании» - М.,1979г. ; «Сердце отдаю детям» -Киев,1969г,

Ученикам:Гонтаренко Н. Сольное пение : секреты вокального мастерства / Н. Гонтаренко // Ростов-на- Дону : Феникс, 2006. – 156 с.

Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца : наглядное пособие / Л. Дмитриев // М. : Музыка, 2004. 4. Приложения:Приложение №1

Наши рекомендации