Обучение речевой деятельности
Процесс формирования механизма восприятия и порождения высказываний интегрировано охватывает произносительный, лексический и грамматический аспекты английского языка в пределах языкового материала, предусмотренного программой.
В соответствии с принципом функциональности процесс формирования и совершенствования механизма восприятия и порождения высказываний носит коммуникативный характер и обеспечивает постановку и развитие аудирования и говорения, а через них и чтения.
Обучение аудированию
Освоение аудирования осуществляется в процессе ознакомления с новым лексико-грамматическим материалом и формирования и совершенствования механизма восприятия и порождения высказываний, а также в процессе выполнения устно-речевых упражнений диалогического и монологического характера и прослушивания специальных текстов, предназначенных для обучения аудированию как виду речевой деятельности.
Для развития аудирования в Институте права используются следующие типы упражнений:
- ознакомление и аудирование нового грамматического и лексического материала в речи преподавателя;
- прослушивание высказываний преподавателя и студентов при выполнении ими упражнений в употреблении структур в речи;
- прослушивание высказываний партнеров по диалогу в процессе выполнения учебного разговора;
- прослушивание диалогических и монологических высказываний других студентов в процессе устно-речевой практики;
- прослушивание текстов учебных кинофильмов и упражнений аудиокурса.
Обучение говорению
Обучение говорению включает обучение диалогической и монологической речи и осуществляется по следующим направлениям:
1. В процессе работы по практическому усвоению структурного грамматического материала, на базе которого формируется механизм восприятия и порождения высказываний.
2. Во время отработки сочетаний реплик различного характера в диалогах, связанных с ситуациями. Для этого используются вопросно-ответные реплики, просьбы и приказания, приглашения, дополнения и уточнения.
Помимо устных упражнений, специально направленных на освоение студентами различных сочетаний таких реплик, на занятиях выполняются задания аудиопрактикума.
3. Ведущим направлением в освоении устной речи является работа над темами. Каждая тема охватывает ряд типичных ситуаций, или фреймов, освоение которых в речи позволит студентам выразить свои мысли на иностранном языке в аналогичных реальных ситуациях.
При работе над темой выделяются следующие этапы:
1. Подготовительный этап, во время которого студенты осваивают грамматический материал, связанный с данной темой, а также лексику, необходимую для этой темы.
2. Устное введение темы, при котором преподаватель, пользуясь наглядностью, знакомит студентов с темой.
3. Отработка темы по тематическим текстам. На этом этапе тема раскрывается в новых вариантах, дополняется новыми деталями
4. Сочетание данной темы с ранее освоенными и включение ее элементов в последующие темы, таким образом организуя межтематическую речь студентов и приближая ее к естественной речи.
Таким образом, в основе работы над темой лежит устная речь. Тематические тексты играют вспомогательную роль: они содержат лексико-грамматический материал по теме, являются новыми сюжетными вариантами темы.
Помимо указанных форм учебно-методической работы по темам, в целях развития устной речи используются:
- тренировочные устные упражнения диалогического и монологического характера;
- устные задания и упражнения по содержанию сюжетных текстов, предназначенных для обучения аудированию и чтению;
- применение усвоенного языкового материала в речи студентов в условиях естественных ситуаций, связанных с реальными событиями.
Обучение чтению
Обучение чтению с непосредственным пониманием читаемого заключается в совершенствовании чтения вслух и чтения про себя.
Работа над чтением вслух осуществляется на текстах и материалах учебников и методических указаний с помощью следующих упражнений:
- чтение отдельных слов и словосочетаний;
- чтение грамматических структур с различным лексическим наполнением;
- чтение фраз с постепенным их расширением;
- чтение вслух тематических текстов описательного и диалогического характера;
- чтение упражнений и заданий учебников и методических указаний.
Работа над чтением про себя осуществляется на текстах по дополнительному (домашнему) чтению в домашних условиях или на занятии по указанию преподавателя.
Выполняя задания по домашнему чтению, студенты ведут словарные тетради, в которых записывают незнакомые слова из читаемых текстов. Таким образом у них накапливается пассивный словарь за счет наиболее часто встречающихся в текстах незнакомых слов, словосочетаний, оборотов речи. Объем пассивного словаря индивидуален у каждого студента и зависит от повторяемости таких лексических единиц в текстах.
Письменные упражнения учебников и методических указаний выполняются студентами в основном дома. При выполнении письменных упражнений студентам рекомендуется читать вслух текст упражнения, для того чтобы усилить обучающий эффект письменных заданий в плане чтения и устной речи.