Работа над лексическими средствами выразительности.
- Как автор описывает лошадь? Найдите в тексте и прочитайте.
П.О. Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.
- Какие средства выразительности использует автор.
П.О.ЭПИТЕТЫ Детство-мир пахучих трав, стрекоз и бабочек. По теплым бархатным губам (трепал лошадей) Лошадиное беспечальное житье. Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза. Молчаливая пытка. Лакомый кусок. Про коня-богатыря, про сивку-бурку пела мать. Работа там была каторжная, на износ . Напустил на себя бесшабашную удаль. С разудалой бесшабашностью вскинул руку. Счастливые времена. Казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы
МЕТАФОРЫ Мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Проведать свое сокровище! Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души. В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег. Казалось, все пространство на лугу, под горой — сплошь одни лошадиные глаза. Лошади тоже победу ковали. Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня. Все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня. Тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле.
СРАВНЕНИЕ Серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы. Мимо своего Карька, который когда-то, как солнце, освещал всю жизнь.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Рыжуха молча продолжала плакать. Рыжуха рассказала, говорила, заключила свой рассказ, Лошади закричали в один голос
РИТОРИЧЕСКИЕ ОБРАЩЕНИЯ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ВОПРОСЫ Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое! Раздуйте метель-огонь на всю улицу! Э-э, да что толковать о хозяевах, о мужиках, которые всю жизнь кормились от лошади! Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? А что я мог ответить этим бедолагам?
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Донимал гнус, Просто мочи не было смотреть, Я на ходу стал отламывать. Становилось совсем невмоготу, Это сущая правда . Я взмок с головы до ног. Последнюю краюху хлеба. Вся семья, от мала до велика, Я, отрезанный ломоть, Богу душу отдал. Хватит забивать себе голову всякой ерундой. В этом деле без банки нам все равно не разобраться.
- Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д.? Как автором подчёркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений?
П. О. В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;
Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»
Стали́на – в честь Ста́лина
Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;
Гертруда – герой труда. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.
- Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»?
П.О. Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.