Обучение игре на детских музыкальных инструментах
Игра на детских музыкальных инструментах
Значение игры на инструментах
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Игра способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимание к действиям товарищей. Игра на М.И. развивает сосредоточенность, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами ( струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Обучая детей игре, педагог способствует развитию их музыкально-сенсорных способностей, тембрового, регистрового, гармонического слуха, чувства ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. Игра на инструментах создает условия детям, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, для активного включения в исполнение музыки. То есть игра на инструментах активизирует всех детей, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах
1. Обучение начинается с группы ударных инструментов.
Во второй младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. Также дети знакомятся и с металлофоном.
2. В средней группе детей начинают обучать игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Обычно это инструмент - металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки. Просты и приемы игры на нем.
3. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху состоит из следующих этапов:
· накопление слухового опыта, развитие слухового внимания;
· исполнение мелодии музыкальным руководителем;
· разучивание мелодии (песни, попевки можно взять из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной);
· передача ритмического рисунка мелодии (попевки) на разных ударных инструментах;
· выкладывание ритмического рисунка попевки;
· узнавание попевки (песни) по ритмическому рисунку;
· показ движения мелодии на музыкальной лесенке;
· показ приема игры на металлофоне музыкальным руководителем;
· исполнение попевки (мелодии, песни) ребенком.
4. После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Если детям трудно найти сразу первый звук, с которого начинается мелодия, около него наклеивается цветной значок.
5. В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется.
6. Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.