Модуль 1.Педагогичекая наука.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО ОмГПУ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
Педагогика. Введение в педагогическую науку и деятельность
Направление подготовки Педагогическое образование
Профиль подготовки________________________________
Омск, 2015
Составители:
к.п.н., доцент Феттер И.В. ______________________
к.п.н., доцент Котенко Е.Н. ______________________
к.п.н., доцент Баташова С.М.______________________
к.п.н., доцент Парц О.С. ______________________
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2009 года и рассмотрена на заседании кафедры педагогики «_30_» августа 2011 г. Протокол № 1
Заведующий кафедрой:
доктор пед. наук, профессор Чекалева Н.В. /____________
(уч. степ., уч. звание) (Ф.И.О) (подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии_____
«__» ___________________ 20__ г. Протокол № __
Председатель учебно-методической комиссии:
_________________________________________________/____________
(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)
Курс: 1
Форма обучения: заочная
Семестр: 2
Трудоемкость: 2 зачетные единицы
Количество аудиторных часов: 36
Из них: лекций – 6
практических занятий – 0
лабораторных занятий – 0
Количество внеаудиторных часов – 66
Форма промежуточной аттестации: накопительный зачет
Дисциплина Введение в педагогическую науку и деятельностьвключена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению Педагогическое образование.
Цель курса: содействовать осознанию бакалавром социальной и личностной значимости педагогической профессии и овладению методологическими основами педагогической науки и деятельности.
Задачи:
· способствовать становлению методологической культуры бакалавра в области педагогической деятельности;
· способствовать осознанию различных (социальных, правовых, культурных, национальных) контекстов образования и педагогической деятельности;
· содействовать развитию умения использовать социокультурные и информационные ресурсы образовательной среды;
· содействовать развитию навыков профессиональной коммуникации в педагогической и просветительской деятельности;
· способствовать ценностному самоопределению и профессиональному самообразованию бакалавра.
Ожидаемые результаты:
Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:
· ОК-1 владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
· ОК-7 готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
· ОПК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии,
обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
Также данная дисциплина способствует развитию следующих компетенций:
· ОК-13 готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
· ОПК-3 владение основами речевой профессиональной культуры;
· ПК-9 способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности ;
· ПК-11 способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
№ | Компетенции | Проверяемые компетенции | Формируемые компетенции |
Общекультурные компетенции | |||
Ок-1 | владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | + | |
Ок-7 | готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе | + | |
Ок-13 | умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | + | |
Общепрофессиональные компетенции | |||
Опк-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности | + | |
Опк-3 | владеет основами речевой профессиональной культуры | + | |
Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности | |||
ПК-9 | способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности | + | |
ПК-11 | способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности | + |
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
· ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
· категориальный аппарат педагогической науки;
· правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
· основы просветительской деятельности учителя;
· особенности профессиональной коммуникации и социального партнерства в системе образования;
· способы профессионального самопознания и саморазвития
уметь:
· участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
· конструировать программы профессионального самопознания и саморазвития;
· определять различные контексты (правовые, социальные, культурные, национальные) педагогической деятельности;
· отбирать методы педагогической диагностики в соответствии с задачами педагогического исследования
владеть:
· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы т.д.);
· навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;
· способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
· принцип гуманизации проявляющийся в гуманистическом миропонимании и отношении к человеку как основному предмету современного человекознания;
· принцип фундаментализации, обеспечивающий концентрацию учебного материала вокруг основных категорий педагогики;
· принцип практико-ориентированности, предполагающий реализацию методологической взаимосвязи науки и практики;
· принцип личностной ориентацииобразования, предполагающий выявление возможностей содержания образования для самовоспитания и самообразования;
· принцип дополнительности характеризующий взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);
· принцип культурного плюрализма.
Междисциплинарные связи
Курс «Введение в педагогическую науку и деятельность» предполагает междисциплинарные связи с философией, психологией, историей, социологией, методикой обучения и воспитания, является одной из дисциплин базовой части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению и профилю подготовки бакалавра.
Образовательные технологии
В программе курса предусмотрено использование технологий работы с текстами, деловых и ролевых игр, моделирования педагогических ситуаций в логике контекстного обучения и кейс-технологии, учебных дискуссий, технологии развития критического мышления, технологии модерации, рефлексивных технологий. Также могут быть включены мастер-классы специалистов высокой квалификации в области образования.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
В процессе изучения курса предполагается использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений в соответствии с Технологической картой.
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний
По курсу «Введение в педагогическую науку и деятельность» промежуточная аттестация проводится в форме «накопительного зачета» по технологической карте, позволяющей выявить динамику формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Содержание заданий, критерии их выполнения, показатели уровня сформированности компетенций даны в УМК курса.
Тематический план
№ | Раздел (модуль) курса | Всего часов (в трудоемкости) | Аудиторные | Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации | ||
Лекции | Семинарские (практические) занятия | Лабораторные занятия | ||||
Модуль1.Педагогическая наука | ||||||
УЭ-1 | Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат. | |||||
УЭ-2 | Методология педагогической науки и деятельности. | |||||
УЭ-3 | Организация и методы педагогических исследований. | |||||
УЭ-4 | Современная педагогическая информация и способы ее освоения. | |||||
Модуль 2. Педагогическая деятельность | ||||||
УЭ-1 | Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики. | |||||
УЭ-2 | Профессиональная компетентность педагога. Профессиональное самопознание и саморазвитие | |||||
УЭ-3 | Правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования. | |||||
УЭ-4 | Основы просветительской деятельности. | |||||
УЭ-5 | Система отечественного образования. Социальное партнерство в образовании. | |||||
УЭ-6 | Основы проф. коммуникации (в том числе в поликультурной образовательной среде). | |||||
ИТОГО: |
Основное содержание (по модулям, учебным элементам с указанием основной и дополнительной литературы)
Модуль 1.Педагогичекая наука.
УЭ-1. Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики. Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика. Направления в современной педагогике. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики, его обновление как отражение процессов развития педагогической науки и практики.
Основная литература:
1. Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. Педагогика. Учебное пособие. Серия: «Основы наук». М., Высшее образование, 2008.
2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.
4. Крившенко М.П., Вайндорф-Сысоева М.Е., Юзефавичус Т.А. Педагогика: Учебник. М., – Проспект Велби, 2008.
5. Педагогика: учебное пособие для вузов / под ред. Пидкасистого П.И. – М., Высшее образование, 2009.
6. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов. Под ред. Смирнова В.А. Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.
7. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Юрайт, Высшее образование, 2008; 2-е издание, дополненное, 2010.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.
9. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М., Гардарики, 2007.
Дополнительная литература:
1. Андреев В.И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
2. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.
3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
4. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. – М., Речь, 2005.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах : учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.
6. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. В 2-х частях / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
7. Педагогическое консультирование. Певзнер Н.М., Зайченко О.М., Горычева С.Н. и др. Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. – М., Академия, 2006.
8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М. : AcademiA, 2008.
УЭ-2. Методология педагогической науки и деятельности.
Понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический). Характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогике. Образовательные парадигмы. Педагогические ценности и их классификация. Методологическая культура педагога. Профессиональная рефлексия педагога.
Основная литература:
1. Бордовская Н.В. Педагогика : учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2008.
2. Борытко Н.М. Педагогика : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2009.
3. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика : Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2009.
5. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
6. Педагогика : учеб. для студ. вузов / Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2008.
7. Педагогика : Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2007.
8. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.
10. Столяренко А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ, 2006.
11. Харламов И.Ф. Педагогика : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / И.Ф. Харламов . - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2005.
Дополнительная литература:
1. Андреев В.И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
2. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.
3. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. – М., Речь, 2005.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах : учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.
5. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. В 2-х частях / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
6. Педагогическое консультирование. Певзнер Н.М., Зайченко О.М., Горычева С.Н. и др. Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. – М., Академия, 2006.
7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по педагог. спец. / А. В. Хуторской. - М. : AcademiA, 2008.
УЭ-3. Организация и методы пед. исследований.
Научное исследованиекак особая форма познания. Педагогическое исследование. Методология педагогического исследования. Типологиянаучных исследований в педагогике. Логика и структура педагогического исследования. Методы педагогических исследований: понятие, классификации.Система методов педагогического исследования. Выбор и применение методов исследования.
Основная литература:
1. Бордовская Н.В. Педагогика. – СП., 2008 (30 экз.).
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" ; "Педагогика" / Н.М.Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
3. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - М.: AcademiA, 2008. - 320с. (экз.37).
4. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. – М.: AcademiA, 2009 (экз.9).
5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : AcademiA, 2008.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2009.
8. Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике : теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академический проект ; М. : Трикста, 2008.
9. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М: AcademiA, 2008.
10. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика" / В. В. Краевский. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008.
11. Педагогика: теории, системы, технологии. – М., 2008 (25 экз.).
12. Педагогика: Учеб. Для студ. Пед. учеб.заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. –М., 2007 (60 экз.), 2008 (32 экз.), 2009 (4 экз.).
13. Петрусевич А.А. Диагностика в педагогическом исследовании: монография / А. А. Петрусевич, Н. К. Голубев; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009.
14. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010 (51 экз.).
15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2007 (101 экз.), 2008 (110 экз.).
16. Столяренко А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 479 с. (экз.1).
УЭ-4. Современная педагогическая информация и способы ее освоения.
Информатизация как одна из ведущих тенденций научно-технического процесса Информационная потребность человека. Научная информация и педагогическая научная информация, которая отражает законы, принципы, правила педагогической деятельности. Виды информации. Источники получения информации. Структура форм информации. Методы сбора информации. Педагогические источники. Классификации педагогических источников. Рациональные приемы работы с текстом. Способы аналитико-синтетической переработки информации. Информационная компетентность. Развитие электронных образовательных ресурсов.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития/ В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
2. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. А.С. Роботовой. – М.: 2002.
3. Дука Н.А. Введение в педагогическую деятельность. – Омск, 2004.
4. Ершова Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе. --http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2005N9/p44-47.htm
5. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
7. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Спб.: Питер, 2004.