Основные направления деятельности классного руководителя. · Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и
Здоровье
· Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий;
· загородные экскурсии и походы;
· консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций;
· индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.
Учение
· Обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием;
· совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины;
· посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;
· организация консультативной помощи по предметам;
· включение учащихся в исследовательскую жизнь.
Общение
· Организация систематической работы по нравственному воспитанию;
· овладение правилами функционирования в урбанизированной среде;
· обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.
Досуг
· Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников;
· создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т.д.;
· отработка методики внешних взаимосвязей.
Семья
· Изучение условий воспитания детей в семье;
· организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;
· оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисциплинированности их ребёнка. Это означает: соответствие предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребёнка, а также осуществление родителями психотерапевтической функции в отношении детей, т.е. осознание того, что они являются психологической опорой для ребёнка.
Наконец, для осуществления своих замыслов педагоги определили вопросы, на которые необходимо ответить в процессе самообразования и методической учёбы. В данном случае конкретный коллектив лицея № 5 Волгограда разработал следующий план, представленный в табл. 4.
В данном случае педагоги не обсуждали форму плана работу классного руководителя, на какой период следует планировать работу с классом: для работающих учителей это вопросы в достаточной мере известные. Студентам, же следует иметь для себя несколько обоснованных вариантов их решения, чтобы затем реализовать своё право выбора форм и периода планирования. Предлагаем ознакомиться с четырьмя из множества возможных вариантов оформления плана работы классного руководителя.
Вариант 1. В виде целевых программ по выделенным в аналитической части плана ключевым проблемам. Например:
Программа«Волонтёр»
Цель: организация при классе группы волонтёров, работающих с детьми «группы риска»
Руководитель программы: И. О. Фамилия, наименование должности
№ | Содержание деятельности | Кто привлекается | Сроки |
Вариант 2. В случае, когда работа класса строится по ключевым мероприятиям, удобной может быть следующая форма плана.
№ | Ключевое мероприятие месяца | Участники | Анализ результативности | |||
Все дети | Актив | Педагоги | Родители и общественность | |||
Вариант 3. Если работа класса строится по выделенным приоритетным направлениям, возможно план оформить в следующей таблице (выделенные направления являются примерными).
Неделя, месяц | Социально-педагогическая работа | Дополнительное образование | Организация досуга | Спортивно-оздоровительная работа | Коммуникативное направление | Патриотическое воспитание | Экологическое воспитание | Художественно-эстетическая деятельность | Техническое творчество |
В клетках таблицы указывается проводимое мероприятие, дата его проведения, состав участников, организатор и ожидаемые результаты.
Вариант 4. Возможно выделенные приоритетные направления работы сделать разделами содержательной части плана. Тогда он примет следующий вид:
Социально-педагогическая деятельность клуба
№ | Содержание работы | Дата | Состав участников | Ответственные | Ожидаемые результаты |
Организация досуга
№ | Содержание работы | Дата | Состав участников | Ответственные | Ожидаемые результаты |
...И так далее
При планировании работы многие классные руководители вначале определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана часто называют «циклограмма». В ходе методической учёбы классные руководители лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда, например, выделили следующие циклически повторяющиеся виды деятельности.