Результаты исследовательской работы по изучению академической группы
1. Общие сведения о группе.
В ходе прохождения практики нами был проанализирован уровень развития академической группы студентов 2 группы 5курса, направления «Экономика».
В группе обучается 23 студента. По половозрастному составу преобладают представители женского пола: 18 девушек и 5 парней в возрасте от 20-21года. В группе все учатся вместе с 3 курса после разделения студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» по специальностям.
2. Характеристика отношения студентов к учебной и трудовой деятельности.
В рамках семинарских занятий в группе был проведен ряд тестов, позволяющих выявить преобладающие мотивы обучения в вузе, особенности восприятия индивидом группы, определить уровень развития группы и дать общую оценку психологического климата в коллективе, а также выявить факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции.
При использовании методики А.А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» были определены ведущие мотивы обучения в вузе (расположены в порядке убывания значимости):
I. Стать высококвалифицированным специалистом;
II. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности;
III. Получить диплом о высшем образовании;
IV. Постоянно получать стипендию;
V. Получать интеллектуальное удовлетворение.
Также в группе была применена методика Т.И. Ильина «Мотивация обучения в вузе», с помощью которой были выявлены преобладающие мотивы обучения:
§ «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);
§ «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества).
Это в свою очередь свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею.
Среди любимых предметов студентами выделены следующие: экономическая теория, английский язык, инвестиционный анализ и аудит. Нелюбимыми являются предметы, вызывающие наибольшие трудности в изучении и понимании: математический анализ, философия. Степень интереса к предмету у большинства студентов находится в тесной взаимосвязи с личностью ведущего его преподавателя. Выбор фактора, от которого зависит успешность подготовки по тому или иному предмету, затруднил большинство учащихся. Часть студентов считает, что в большей мере успешность подготовки зависит от них самих. Ряд студентов полагает, что ведущую роль играет манера преподавания предмета. Для группы характерна сплоченность и взаимопомощь студентов в учебных и внеучебных делах.
3. Структура межличностных отношений в группе.
Индивиды воспринимают группу неоднозначно: преобладают прагматический и индивидуалистический типы восприятия. Следовательно, фон, на котором протекает межличностное восприятие, можно охарактеризовать следующим образом: большинство индивидов оценивает группу с точки зрения полезности и отдают предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации способными оказать помощь; треть индивидов относится к группе нейтрально. Однако следует заметить, что в целом атмосфера в группе дружелюбная, никто не чувствует себя «аутсайдером». Определяя особенности отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента по методике диагностики социально-психологического климата коллектива, нами была подсчитана средняя оценка (0,275), говорящая о противоречивом характере отношений.
4. Особенности лидерства в группе.
Особенность лидерства в группе заключается в том, что в группе отсутствует реальный лидер. На вопрос, кто из членов вашей группы пользуется наибольшим уважением, не смогли ответить 50% опрошенных. Сразу 4 человека набрали 14,5% голосов. Среди них оказался формальный лидер – староста, который, как выяснилось на практике, является единственным студентом, к мнению которого прислушивается большинство членов группы.
5. Руководство студенческим коллективом.
Основным стилем взаимодействия преподавателей со студентами можно назвать авторитарный, стиль взаимодействия куратора с группой – синтетический, включающий элементы авторитарного и демократического. Большинство студентов затруднились ответить о степени удовлетворенности отношениями с преподавателями и руководителем. Куратор пользуется среди студентов авторитетом, поскольку умеет устанавливать с ними психологически обоснованные взаимоотношения. Студенты удовлетворены разнообразием и сложностью учебной работы, подготовкой в получении специальности и, в целом, организацией учебной деятельности.
6. Уровень развития студенческого коллектива.
Более 80% студентов рассматриваемой группы довольны пребыванием в ней, не хотели бы перейти в другую и вернулись бы именно в нее после предполагаемого временного отсутствия.
7. Выводы и психолого-педагогические рекомендации о способах формирования студенческой группы как коллектива.
В качестве психолого-педагогических рекомендаций по формированию студенческой группы как коллектива можно предложить следующее: увеличить спектр совместных видов деятельности, в том числе учебной (на семинарских занятиях – работа группы в командах с периодически меняющимся составом для того, чтобы каждый имел возможность поработать со всеми членами группы).