Внутришкольное руководство.
Внутришкольное руководство включает в себя разнообразные виды деятельности руководителей, прежде всего планирование работы школы, налаживание всей работы с учетом специфики педагогического коллектива как трудового коллектива особого типа, сбор и обработка информации, кадровая политика администрации, руководство методической работой и повышением квалификации учителей, организация аттестации, обобщение и внедрение педагогического опыта и достижений науки в практику работы школы (Г.М. Коджаспирова).
Руководство деятельностью педагогического коллектива проявляется в так называемой «кадровой политике» директора школы. Кадровая политика – свод правил и принципов конкретной организации в области работы с персоналом, необходимый и достаточный для достижения стоящих перед организацией стратегических целей и реализации ее миссии. Кадровая политика складывается из следующих составляющих ее элементов.
Политика занятости – привлечение высококвалифицированных специалистов, создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для развития работников с целью повышения степени их удовлетворенности работой.
Политика обучения – формирование соответствующей базы обучения в целях повышения квалификационного уровня и расширения возможностей профессионального роста педагогов.
Политика оплаты труда – предоставление более высокой заработной платы, чем в других школах, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью учителя.
Политика благосостояния – обеспечение социальных условий, привлекательных для педагогов и взаимовыгодных для них и школы.
Политика трудовых отношений – установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов.
Кадровая политика реализуется через кадровое планирование, комплектование штата, адаптацию новых сотрудников, обучение и развитие персонала, оценку и контроль работы, активизацию человеческого потенциала.
Задачируководства кадрами:
‑ подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед каждым работником;
‑ анализ и регулировка социально-психологического климата в коллективе;
‑ стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;
‑ создание условий для профессионального роста подчиненных;
‑ анализ и оптимизация существующей структуры неформальных отношений в коллективе;
‑ анализ и совершенствование организационной культуры школы;
‑ обеспечение диагностики состояния школьного коллектива, оптимизация его функционирования и дальнейшего развития.
Работа администрации с учителями строится по следующим направлениям:
‑ научная подготовка по предмету (в соответствии с последними достижениями науки);
‑ совершенствование методического мастерства учителя на основе овладения передовым педагогическим опытом, ознакомления с новейшими достижениями в области педагогики и психологии;
‑ подготовка по вопросам работы в качестве классного руководителя, организатора внеурочного времени учащихся;
‑ повышение общекультурного уровня учителя;
‑ педагогическое становление молодых учителей.
Настоящие направления в основном реализуются через научно-методическую работы в школе.
В школе должна быть создана система методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Цели методической работы в школе:
• освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;
• повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы;
• обмен опытом между педагогами и пропаганда передового актуального педагогического опыта. Для его реализации издаются методические материалы, проводятся лекции и консультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения учителей.
Задачи (функции) методической работы в школе:
‑ компенсаторская – преодоление пробелов в подготовке учителя (воспитателя);
‑ адаптационная – приспособление к изменяющимся условиям, новым запросам общества, родителей;
‑ мотивационная – формирование мотивации учителей на активное участие в научно-методической работе, инновационных проектах;
‑ инновационная – обновление теоретических знаний и совершенствование умений, формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;
‑ развивающая – осуществление качественного, творческого роста учителя;
‑ ориентационная – оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
‑ индивидуализирующая – оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.
Работа по повышению профессионального мастерства учителя в школе осуществляется педагогическим советом, методическими комиссиями (объединениями) учителей, деятельностью кафедр. Учителя небольших школ участвуют в работе межшкольных, школьных методических объединений. Кроме того, в школах создаются проблемные (инновационные) группы учителей, работающих над решением психолого-педагогических вопросов учебно-воспитательной работы; на правах совещательного органа функционируют научно-методические советы школы; создаются школы передового педагогического опыта, школа молодого учителя, проводятся методические оперативки. Проводятся научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных педагогов или методических объединений.
В системе методической работы школы особое внимание уделяется самообразованию учителя. Каждый учитель школы имеет тему, над которой он работает. Результаты его самообразовательной деятельности могут быть представлены в виде доклада, реферата, выступления на совещании, конференции, статьи или перейти в научно-поисковую деятельность над определенной проблемой, которая может закончиться написанием и защитой диссертации.
Федеральным законом № 273 «Об образовании в РФ» предусмотрено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (ст. 47 п.5.) (ранее было не реже чем один раз в пять лет).
Повышение квалификации понимается как:
1) вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией;
2) форма освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда.
В соответствии с планами повышения квалификации учителей они проходят специальное обучение на специальных факультетах педагогических учебных заведений, а также в Институтах повышения квалификации работников образования, Институтах усовершенствования учителей.
С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, установления соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в России с 1972 года была введена их аттестация.
Аттестация предваряется обязательным прохождением курсов повышения квалификации.
В 2014 году Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 утверждён новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный документ определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.
Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (часть 1 ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основными задачами проведения аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Новый Порядок предусматривает два вида аттестации:
1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.
2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
‑ стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
‑ стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
‑ выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
‑ личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
‑ достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
‑ достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;
‑ выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
‑ личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
‑ активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Характеристика аттестации доказывает, что она является способом совершенствования педагогической деятельности.
Одним из эффективных средств развития профессионализма педагогов физической культуры в условиях аттестации выступает портфолио педагогического работника как индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
Целью портфолио при подготовке к процедуре аттестации является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога.
Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
- повышения или подтверждения квалификационной категории педагога,
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.