Внутришкольное руководство.

Внутришкольное руководство включает в себя разнообразные виды деятельности руководителей, прежде всего планирование работы школы, налаживание всей работы с учетом специфики педагогического коллектива как трудового коллектива особого типа, сбор и обработка информации, кадровая политика администрации, руководство методической работой и повышением квалификации учителей, организация аттестации, обобщение и внедрение педагогического опыта и достижений науки в практику работы школы (Г.М. Коджаспирова).

Руководство деятельностью педагогического коллектива проявляется в так называемой «кадровой политике» директора школы. Кадровая политика – свод правил и принципов конкретной организации в области работы с персоналом, необходимый и достаточный для достижения стоящих перед организацией стратегических целей и реализации ее миссии. Кадровая политика складывается из следующих составляющих ее элементов.

Политика занятости – привлечение высококвалифицированных специалистов, создание привлекательных условий труда и обеспечение его безопасности, а также возможностей для развития работников с целью повышения степени их удовлетворенности работой.

Политика обучения – формирование соответствующей базы обучения в целях повышения квалификационного уровня и расширения возможностей профессионального роста педагогов.

Политика оплаты труда – предоставление более высокой заработной платы, чем в других школах, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью учителя.

Политика благосостояния – обеспечение социальных условий, привлекательных для педагогов и взаимовыгодных для них и школы.

Политика трудовых отношений – установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов.

Кадровая политика реализуется через кадровое планирование, комплектование штата, адаптацию новых сотрудников, обучение и развитие персонала, оценку и контроль работы, активизацию человеческого потенциала.

Задачируководства кадрами:

‑ подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед каждым работником;

‑ анализ и регулировка социально-психологического климата в коллективе;

‑ стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

‑ создание условий для профессионального роста подчиненных;

‑ анализ и оптимизация существующей структуры неформальных отношений в коллективе;

‑ анализ и совершенствование организационной культуры школы;

‑ обеспечение диагностики состояния школьного коллектива, оптимизация его функционирования и дальнейшего развития.

Работа администрации с учителями строится по следующим направлениям:

‑ научная подготовка по предмету (в соответствии с последними достижениями науки);

‑ совершенствование методического мастерства учителя на основе овладения передовым педагогическим опытом, ознакомления с новейшими достижениями в области педагогики и психологии;

‑ подготовка по вопросам работы в качестве классного руководителя, организатора внеурочного времени учащихся;

‑ повышение общекультурного уровня учителя;

‑ педагогическое становление молодых учителей.

Настоящие направления в основном реализуются через научно-методическую работы в школе.

В школе должна быть создана система методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

Цели методической работы в школе:

• освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;

• повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы;

• обмен опытом между педагогами и пропаганда передового актуального педагогического опыта. Для его реализации издаются методические материалы, проводятся лекции и консультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения учителей.

Задачи (функции) методической работы в школе:

‑ компенсаторская – преодоление пробелов в подготовке учителя (воспитателя);

‑ адаптационная – приспособление к изменяющимся условиям, новым запросам общества, родителей;

‑ мотивационная – формирование мотивации учителей на активное участие в научно-методической работе, инновационных проектах;

‑ инновационная – обновление теоретических знаний и совершенствование умений, формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы;

‑ развивающая – осуществление качественного, творческого роста учителя;

‑ ориентационная – оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;

‑ индивидуализирующая – оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

Работа по повышению профессионального мастерства учителя в школе осуществляется педагогическим советом, методическими комиссиями (объединениями) учителей, деятельностью кафедр. Учителя небольших школ участвуют в работе межшкольных, школьных методических объединений. Кроме того, в школах создаются проблемные (инновационные) группы учителей, работающих над решением психолого-педагогических вопросов учебно-воспитательной работы; на правах совещательного органа функционируют научно-методические советы школы; создаются школы передового педагогического опыта, школа молодого учителя, проводятся методические оперативки. Проводятся научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных педагогов или методических объединений.

В системе методической работы школы особое внимание уделяется самообразованию учителя. Каждый учитель школы имеет тему, над которой он работает. Результаты его самообразовательной деятельности могут быть представлены в виде доклада, реферата, выступления на совещании, конференции, статьи или перейти в научно-поисковую деятельность над определенной проблемой, которая может закончиться написанием и защитой диссертации.

Федеральным законом № 273 «Об образовании в РФ» предусмотрено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (ст. 47 п.5.) (ранее было не реже чем один раз в пять лет).

Повышение квалификации понимается как:

1) вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией;

2) форма освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда.

В соответствии с планами повышения квалификации учителей они проходят специальное обучение на специальных факультетах педагогических учебных заведений, а также в Институтах повышения квалификации работников образования, Институтах усовершенствования учителей.

С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, установления соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в России с 1972 года была введена их аттестация.

Аттестация предваряется обязательным прохождением курсов повышения квалификации.

В 2014 году Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 утверждён новый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный документ определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории (часть 1 ст. 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основными задачами проведения аттестации являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Новый Порядок предусматривает два вида аттестации:

1. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями.

2. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

‑ стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

‑ стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

‑ выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

‑ личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

‑ достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

‑ достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662;

‑ выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

‑ личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

‑ активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Характеристика аттестации доказывает, что она является способом совершенствования педагогической деятельности.

Одним из эффективных средств развития профессионализма педагогов физической культуры в условиях аттестации выступает портфолио педагогического работника как индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.

Целью портфолио при подготовке к процедуре аттестации является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога.

Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:

- повышения или подтверждения квалификационной категории педагога,

- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.

Наши рекомендации