И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. —С. 19-31,53-63,149-162,170-179.
2. АсмоловА. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 307-364.
3. БодалевА. А. Психология о личности. — М., 1988. — С. 37-60.
4. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — С. 39-124.
5. ГамезоМ. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 60-72.
6. КонИ. С. Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1978. — С. 6-74.
7. Лейтес И. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984. —С. 8-69.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.—М.: Политиздат, 1982. — С.159-230.
9. МерлинВ. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
10. Обозов Н. Н., ЩёкинГ. В. Психология работы с людьми. — К.: Политиздат, 1990. —С. 124-129.
11. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.—С. 191-230.
12. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991.—287 с.
13. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987. —С. 8-75.
14. Психология индивидуальных различий: Тексты. —М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 21-74, 167-172,270-317.
15. Лстшзлогия: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, И. Г. Ярошевского.— М.: Политиздат, 1990. — С. 191-194.
16. РейнвалъдН. И. Личность как предмет психологического анализа.—Харьков: Выща шк., 1974. — С. 85-144.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989.—Т. 1. —С. 103-122.
18. СтолинВ. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 7-71.
19. Теплое Б. М. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985.—Т. 1. —С. 15-315.
20. ХъеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. —СПб.: Питер Ком, 1998. — 608 с.
21. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: 2-е изд. — М.: Логос, 1996.
Тема 4. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
Изучив данную тему, вы должны уметь:
• дать общую характеристику психических процессов и состояний человека;
• выделить сущность и свойства познавательных и эмоционально-волевых процессов;
• раскрыть возможности управления психическими процессами и саморегуляции психических состояний.
4.1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Человек познает окружающий мир с помощью внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и воображения. Каждый из этих познавательных процессов обеспечивает познание определенных свойств окружающего мира.
Внимание как ориентировочно-поисковый процесс направляет и сосредоточивает сознание на определенных объектах действительности при одновременном отвлечении от других, обусловливает избирательность, отбор информации, поступающей через органы чувств.
Внимание связано с деятельностью ряда мозговых структур, прежде всего ретикулярной формации и нейронов внимания, располагающихся в основном в лобных долях коры больших полушарий.
Внимание характеризуют:
• объем— показатель количества объектов, одновременно находящихся в поле внимания (у взрослого человека в среднем равен пяти —семи объектам);
• устойчивость— временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания;
• концентрация— показатель степени сосредоточенности сознания на объекте;
• распределение— способность удерживать внимание на нескольких объектах одновременно, что дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания;
• переключение— показатель скорости перехода от одного вида деятельности к другому;
• предметность— способность вьщелять определенные комплексы сигналов в соответствии с установками и личной значимостью; например, слушая музыку, человек не обращает внимания на другие звуки. В зависимости от условий возникновения выделяют различные виды внимания (табл. 1).
Таблица 1 Виды внимания
Вид внимания | Условие возникновения | Особенности проявления |
Непроизвольное | Воздействие сильного или значимого раздражителя | Осуществляется непреднамеренно, не требует волевых усилий; легко происходят переключение и прекращение |
Произвольное | Постановка и принятие задачи как пути решения проблемы | Требует волевых усилий, сохранения контроля за поведением, при длительной концентрации вызывает утомление |
Послепроизвольное | Увлеченность процессом решения задачи | Высокая сосредоточенность на решении задачи при снятии напряжения, не требует значительных волевых усилий |
Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, способствующие привлечению внимания:
- характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики — величина объекта и пр.);
- отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для человека, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание прежде всего).
Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факторы, снижающиеего устойчивость:
- монотонность и стереотипность выполняемых действий;
- однообразие и недостаточность (избыток) информации.
Итак, внимание особым образом организует процессы психического отражения действительности, первичной формой которых является ощущение — психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Фактически ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системой (и прежде всего корой головного мозга) раздражителей, возникающих в процессе жизнедеятельности человека.
Анатомо-физиологический аппарат, служащий для приема и переработки таких раздражителей, И. Павлов назвал анализатором.
Каждый анализатор состоит из таких органов:
• рецептора(органа чувств) — сенсорных клеток, "настроенных" на прием определенных раздражителей (слуховых, вкусовых и пр.) и преобразующих их воздействия в электрохимические импульсы;
• нервных (проводящих) путей,передающих эти импульсы в центральную нервную систему;
• центра анализатора— специализированного участка в коре головного мозга, в котором импульсы "декодируются", физиологический процесс превращается в психический (ощущения) и человек осознает, что на него действует, — шум, запах, тепло и пр.
Выделяют следующие виды ощущений:
- внешние,возникающие при воздействии раздражителей на рецепторы, расположенные на внешней поверхности тела, — зрительные (наиболее важные для функционирования человеческой психики), слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые;
- органические,сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущение боли, голода, жажды и пр.);
- кинестетические,с помощью которых мозг получает информацию о положении и движении различных частей тела; их рецепторы располагаются в мышцах и сухожилиях.
Хотя каждый тип ощущения отличается своеобразием, имеются общие свойства, характерные для всех видов ощущений:
• наличие порога ощущений— зависимости между силой раздра
жителя и вызываемой им интенсивностью ощущения; при этом ми
нимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение впер
вые, называется нижним абсолютным порогом ощущений;наи
большая сила раздражителя, при которой ощущение либо исчезает,
либо качественно меняется (например, превращается в болевое при
увеличении громкости звука), называется верхним абсолютным
порогом ощущений;по сути, порог ощущений является характе
ристикой чувствительности анализаторов;
• адаптация ощущений— способность органов чувств менять свои свойства (чуствительность) при изменении условий; например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза может изменяться в десятки раз;
• взаимодействие ощущений— изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителей, действующих на другие органы чувств, когда устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других и наоборот (сильные раздражители снижают чувствительность сопутствующих анализаторов).
Усиленное взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под действием одного раздражителя могут возникнуть добавочные ощущения, характерные для другого, — синестезия(от греч. synaisthesis — совместное чувство). Например, музыка может вызвать цветовые ощущения, некоторые цвета могут вызвать ощущения прохлады или тепла.
Повышение чувствительности анализаторов — сенсибилизация — в результате взаимодействия ощущений, а также социальных упражнений обусловливает возможность компенсации сенсорных дефектов, усовершенствования ощущений.
В результате переработки информации органами чувств отдельные ощущения объединяются в целостные образы предметов и явлений окружающего. Процесс создания этих образов называется восприятием.
В основе восприятия лежат не только нервные связи, образующиеся в пределах одного анализатора, но и межанализаторные нервные связи.
К основным свойствам восприятия относят:
• константность— неизменность образа восприятия при изменяющихся физических условиях; например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения; благодаря этому человек может воспринимать и познавать мир устойчивых вещей, сохраняющих свои основные признаки при малейшем изменении, например, освещенности или расстояния до воспринимаемого объекта;
• предметность— восприятие внешнего мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме обособленных в пространстве предметов; при этом воспринимаемая реальность разделяется на два слоя — образ предмета (фигуру) и образ окружающего предмет пространства (фон); интересно, что в качестве фигуры и фона выделяются различные объекты в зависимости от прошлого опыта человека (рис. 3); такая зависимость от содержания психической деятельности человека называется апперцепцией (от лат. ad— K,perceptio — восприятие);
Рис. 3.Фигура и фон(по А. Петровскому)
• целостность— независимость воспринимаемого образа от иска
жения и замены его компонентов; например, можно сохранить пор
третное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и
другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а
в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллю
зии восприятия, например иллюзию стрелы (рис. 4);
Рис. 4. Иллюзия стрелы
(длина средней части первой стрелы кажется больше длины второй; объясняется установкой: если больше целое, то больше и его части)
• обобщенность— возможность правильного опознания объекта и
отнесения его к определенному классу независимо от его индиви
дуальных особенностей; так, мы можем опознать стол как таковой
независимо от его формы, размеров и пр.; прочитать любой текст
независимо от особенностей шрифта или почерка.
Данные свойства не являются врожденными и развиваются в течение жизни.
Условиями становления адекватного восприятия (и чувственных форм познания в целом) являются активность человека, установление обратной связи в практическом взаимодействии с окружающим миром, обеспечение определенного минимума и привычной структурированности поступающей извне информации.
Эти условия и свойства необходимо учитывать человеку при развитии восприятия, наблюдательности (учась не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать и т. п.) в результате наблюдения — преднамеренного, планомерного восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Образы, возникшие в процессе восприятия, сохраняет и дает возможность в дальнейшем работать над ними память человека — процесс запечатления, сохранения и восстановления прошлого опыта. Она основана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также воздействий, поступающих изнутри организма.
Выделяют несколько уровней памяти в зависимости от длительности сохранения информации:
• мгновенная(сенсорная) память — сохраняет информацию о том, как воспринимается мир на уровне рецепторов в течение 0,3-1,0 с; особое значение имеет мгновенная зрительная (иконическая) память, которая, задерживая образы на период закрывания глаз во время моргания и других движений, обеспечивает слитное восприятие мира; с помощью иконической памяти человек может получить значительно больше информации, чем потом воспроизвести; этот факт используется в известном феномене "25-го кадра", когда при монтаже в киноленту вклеивается каждый 25-й кадр с информацией, постепенно накапливающейся, как показали исследования, в подсознании;
• кратковременнаяпамять — обеспечивает оперативное сохранение и переработку информации, поступающей от органов чувств ограниченными порциями (7+2 структурные единицы);
• промежуточнаяпамять — сохраняет информацию в течение нескольких часов и отличается значительно большей емкостью, чем кратковременная; интересна гипотеза, согласно которой в период ночного сна информация малыми порциями (7+2 единицы) поступает в кратковременную память, где перерабатывается (на стадии "медленного сна") и сохраняется для дальнейшей переработки (на стадии "быстрого сна");
• долговременнаяпамять — сохраняет информацию в течение всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основным механизмом перевода информации из кратковременной памяти в долговременную считают повторение.
Виды памятиразличают по таким показателям: - типу запоминаемой информации (двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая память);
- степени участия волевого процесса в запоминании и воспроизведении информации (произвольная и непроизвольная память);
- степени осмысленности запоминания (механическая, логическая, или смысловая, память).
Среди процессов памяти — запоминания, хранения и воспроизведения информации — последний считают основной функцией памяти.
Хотя память зависит от множества факторов (особенностей нервной системы, среды, характера деятельности, установки, особенностей личности), существует общий путь ее улучшения — овладение приемами продуктивного запоминания.
Приемы продуктивного запоминания Р. Грановская разделяет на две группы:
• основанные на привнесении извне искусственных логических связей в запоминаемый материал (мнемонические приемы);
• основанные на выявлении логических связей в запоминаемом материале.
Мнемонические приемы(от греч. mnemonikon — искусство запоминания) основаны на образовании ассоциативных связей между элементами запоминаемого и опорного ряда. В качестве опорного ряда могут выступать хорошо знакомые объекты (расположение комнат в квартире, домов на улице); зрительные образы; слова, организованные в осмысленную фразу.
Так, для запоминания порядка цветов в спектре используют фразу "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", в которой первые буквы каждого слова одновременно являются первыми буквами соответствующего цвета спектра. Номера телефонов запоминают, увязывая их с хорошо знакомыми датами событий или разбивая на части в определенной ритмической структуре.
Приемы, основанные на выявлении логических связейв запоминаемом материале, включают ряд логических операций: смысловую группировку (разбиение материала на части), выделение смысловых опорных пунктов (давая название каждой выделенной части), составление плана. Кроме того, установлено, что запоминание материала улучшается, если он включен в активную деятельность. Поэтому, кстати, лучше материал прочитать и несколько раз пересказать, нежели просто читать его несколько раз, не пересказывая.
Качество запоминания зависит и от количества повторений. Целесообразно повторять информацию с определенными интервалами — через 15-20 мин, через 8-9 и 24 ч.
Не менее важно создание положительного эмоционального фона и установки (в виде самоинструкции) на долговременное запоминание.
Итак, в памяти сохраняются и перерабатываются образы внешнего мира, возникают вторичные образы — представления,которые в дальнейшем обеспечивают возможность обобщить воспринимаемую информацию, выделить в ней логические связи. За это отвечает мышление — высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми предметами и явлениями.
В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга.
Непосредственное, чувственное познание предметов и явлений в ощущениях и восприятиях сменяется в мышлении логическим познанием:наблюдая за одними явлениями, мы судим о других, которые определенным образом связаны с ними. Таким образом, мышление открывает путь для получения новых знаний, выявления скрытых свойств вещей, в том числе вообще недоступных органам человеческих чувств. Например, рентгеновские лучи были открыты по их воздействию на фотографическую пластину.
Основные свойства мышления:
- отвлеченность,которая состоит в том, что, думая о каких-либо явлениях, мы выделяем только те их признаки, которые важны для решения проблемы, отвлекаясь от несущественных;
- обобщенность,предполагающая в результате выделения важных, существенных признаков сосредоточение мысли на том общем, что характеризует целые классы явлений.
Сам процесс мышления развертывается в определенной последовательности с помощью таких операций:
• сравнение— сопоставление выделенных признаков предметов и явлений с целью отыскания сходных и различных их свойств;
• анализ(от греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное расчленение предмета или явления на части, выделение определенных его элементов, свойств, связей;
• синтез(от греч. synthesis — соединение, составление) — мысленное воссоединение целого из частей, соединение различных сторон, элементов предметов или явлений в единое целое;
• абстракция(от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное вычленение существенных свойств, признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных;
• обобщение— мысленное объединение предметов или явлений по их общим существенным признакам;
• конкретизация— мысленный переход от общего к единичному,
использование выявленных закономерностей в конкретных примерах.
Мышление оперирует элементарными (образ, представление) и логическими формами мышления.К последним относят:
- понятие— форму мышления, отражающую существенные свойства, связи и отношения предметов или явлений, выраженную словом или группой слов;
- суждение— форму мышления, содержащую утверждение или отрицание связи между предметами и явлениями;
- умозаключение— форму мышления, при которой на основе нескольких суждений выводится новое суждение.
Выделяют такие виды мышления: наглядно-действенное,осуществляемое во время практических действий с конкретными предметами; наглядно-образное,предполагающее оперирование образами и представлениями; словесно-логическое (абстрактное),оперирующее логическими формами мышления.
Все виды человеческого мышления неразрывно связаны с речью — процессом формулирования и передачи мысли посредством языка. В речи устанавливаются связи между значениями слов, поэтому она является единственно возможной формой словесно-логического мышления. Исследования показали, что ни одна сложная мысль не может быть выражена без внутренней речи, проявления которой в виде электрических разрядов можно зарегистрировать специальными приборами. Аналогичные электрические разряды регистрируются и при неречевых видах мышления.
Развитие мышления возможно прежде всего при условии осознания закономерностей мыслительной деятельности. Повышает продуктивность мыслительной деятельности развитие таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина ума, критичность, широта ума и пр.
Если мышление оперирует в основном понятиями, то воображение (форма психического отражения, состоящая в создании новых образов на основе воспринятых ранее) оперирует представлениями.
В основе воображения лежит процесс образования новых сочетаний из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. В результате воображение делает возможным предвидение конечного результата деятельности, а также обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Приемами воображения являются:
• агглютинация(от лат. agglutinare — склеивать) — комбинация,
слияние отдельных элементов или частей различных предметов
в единый образ;
• акцентирование— увеличение или уменьшение отдельных признаков, частей предмета;
• схематизация—подчеркивание черт сходства различных объектов и сглаживание их различий (как, например, в узорах и орнаментах);
• типизация— выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, создание обобщенных, типичных образов.
В зависимости от степени активности человека выделяют следующие виды воображения:
- пассивное,которое может быть преднамеренным (грезы — образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не предполагающие воплощения в жизнь) и непреднамеренным (сновидения, галлюцинации и пр.);
- активное,подразделяющееся на воссоздающее(создание образов со слов других людей, на основе письменных и вещественных документов) и творческое(создание нового, оригинального образа).
Особым видом воображения является мечтакак образ желаемого будущего. В зависимости от степени возможности осуществления мечта может быть реальной и нереальной. Нереальная мечта замыкает человека в своем внутреннем мире, не дает возможности реализовать себя как личность. Реальная мечта является необходимым условием претворения в жизнь творческого потенциала человека.
Воображение и творчество как процесс создания новых, оригинальных продуктов и идей неразрывно взаимосвязаны.
Несмотря на необычность, оригинальность образов воображения, творческое воображение осуществляется в соответствии с определенными закономерностями, приемами. На этой основе разрабатываются теория и методы решения творческих задач, а также методы активизации поиска творческих идей, к которым прежде всего относят:
• метод "мозговой атаки"(брейнсторминг), заключающийся в преодолении стереотипных форм принятия решений посредством идей, не оценивая их как истинные или ложные (такая оценка производится позже, в расчете на то, что среди высказанных идей окажутся несколько, содержащих удачные решения);
• метод фокальных объектов,предполагающий перенесение признаков случайно выбранных объектов на изучаемый (фокальный) с целью получения необычных сочетаний, способных преодолеть психологическую инерцию (например, если случайным объектом
взят "орел", а фокальным— "ручка", получают сочетание типа "крылатая ручка" и т. п., развивая которые иногда можно прийти к оригинальным идеям); • метод контрольных вопросов,предусматривающий применение наводящих вопросов типа "А если сделать наоборот?" и др.
4.2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ
Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к познаваемым предметам и явлениям — с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциям (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — специфической форме психического отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или неприятного.
В основе эмоций лежит сложная деятельность коры, подкорки и вегетативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональными изменениями организма — работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, желез внутренней секреции.
Посредством эмоций человек узнает, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки переживания человека. Таким образом, эмоции выполняют сигнальную функцию.Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функцииэмоций. Выделяют также коммуникативную функциюэмоций. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике позволяют информировать других людей о своем отношении к предметам и явлениям действительности.
Виды эмоцийразличают в зависимости от направленности (положительные и отрицательные) и степени влияния на активность человека (стенические — от греч. sthenos — силы, повышающие активность, и астенические, снижающие ее).
Формами проявления эмоциональных процессов, по А. Леонтьеву, являются:
• аффекты— кратковременные и бурно протекающие эмоциональные процессы, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушениями контроля за поведением;
• собственно эмоции— непосредственные временные переживания не только совершившихся событий (как аффекты), но и вероятных или вспоминаемых;
• настроение— длительное переживание определенных эмоций, окрашивающее все поведение человека;
• стресс(от англ. stress — давление, напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (см. подразд. 4.3);
• чувства— высший уровень развития эмоций, характеризующий устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значимость.
В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:
- моральные(переживание человеком его отношения к другим людям и к обществу в целом);
- интеллектуальные(выражают отношения личности к процессу познания);
- эстетические(чувства красоты, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений действительности);
- практические(от греч. praxia — действие, переживание человеком его отношения к трудовой, учебной и другим видам деятельности).
Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с личностью, отражая в сознании человека процесс и результат удовлетворения его потребностей. Эмоциональность является врожденной, но чувства развиваются в течение жизни человека, в процессе развития его личности. Большое значение при этом имеет развитие эмпатии(от греч. етра-theia — сопереживание) — способности сопереживания, постижения эмоционального мира другого человека. Эмпатия — одно из важнейших свойств личности, без которого невозможна эмоциональная культура. Составляющими эмоциональной культуры, обеспечивающими ее высокий уровень развития, являются развитость высших чувств человека, способность выражать и сохранять эти чувства, управлять эмоциями.
Возможность управления эмоциями (см. подразд. 4.3) во многом зависит от уровня развития воли — особой формы психической активности личности, направленной на преодоление трудностей при достижении
поставленной цели путем сознательной организации и саморегуляции человеком своего поведения и деятельности.
Воля выполняет побудительную функцию,обусловливая активность человека, и тормозную,проявляющуюся в сдерживании нежелательных проявлений активности.
В волевом действии выделяют несколько основных этапов (рис. 5).
Осознание цели деятельности Осознание ряда возможностей достижения цели
___________ i__________
Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности
___________ i__________
Борьба мотивов
___________ i__________
Выбор одной из возможностей, подкрепленной "победившим мотивом", принятие решения
___________ i__________
Исполнение принятого решения
Рис. 5. Структура волевого акта
Воля проявляется в таких качествах личности, как целеустремленность (умение человека подчинять свои действия поставленным целям), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, препятствующие осуществлению принятого решения), решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые и обоснованные решения), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), самостоятельность (умение не поддаваться влияниям различных факторов, отвлекающих от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений), исполнительность (умение выполнять свои обязательства в срок) и др.
В зависимости от развитости этих качеств человек может обладать силой или слабостью воли.
Устойчивым волевым качеством личности является локус контроля
(от лат. locus — местоположение и фр. controle — проверка) — склонность человека возлагать ответственность за принятие решения и результаты деятельности на внешние обстоятельства (экстернальный локус контроля) или на самого себя (интернальный локус контроля). Исследования показывают, что экстернальный локус контроля связывают с такими чертами личности, как безответственность, неуверенность в своих силах, нерешительность и пр. Относящиеся к этой категории люди найдут оправдание любым своим поступкам, ссылаясь на неблагоприятные внешние условия. Да, человек не свободен от социальных условий, но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, принять свое решение, неся за него личную ответственность.
Развитие (самовоспитание) воли возможно при соблюдении ряда условий:
- систематической тренировке в преодолении трудностей начиная со сравнительно незначительных трудностей в повседневной жизни (режим дня, занятия спортом и т. п.);
- обязательном осуществлении принятых решений;
- постановке привлекательной, личностно значимой и социально полезной цели;
- выделении и прохождении ряда этапов на пути к поставленной цели.
4.3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ
Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния — характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени.
При этом психические процессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис. 6).
Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.
Виды психических состоянийвыделяют в зависимости от таких параметров:
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОЯВЛЕНИЯ психики
СВОЙСТВА личности |
ПРОЦЕССЫ |
СОСТОЯНИЯ |
- устойчивый интерес
-творческий подъем
-убежденность
-сомнения -апатия
-угнетенность -другие
-направленность -темперамент -характер - способности
познавательные
~1
- ощущение
- восприятие
- память
- мышление -воображение -речь
- внимание
эмоционально-волевые
- чувства -воля
Рис. 6. Взаимосвязь основных видов проявления психики
(по М. Гамезо, И. Домашенко)
- влияния на личность (положительные и отрицательные, стеничес-кие и астенические);
- преобладающих форм психики (эмоциональные, волевые, интеллектуальные);
- глубины (глубокие, поверхностные);
- времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);
- степени осознанности.
Предметом специального внимания в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса. Взависимости от причин различают стрессы физиологический и психологический. Физиологический стрессвызывают механические, физические воздействия — сильный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.
Психологический стрессможет возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.
При этом происходит мобилизация защитных сил организма для поиска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное напряжение, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных возможностей организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу— исчерпыванию энергоресурсов организма, развитию целого ряда физических и даже психических заболеваний.
Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниямии выхода из стресса:
• понижение субъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями;
• разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;
• переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы, что уменьшает эмоциональную напряженность;
• предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением;
• по возможности, активизация чувства юмора;
• овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении;
• использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Раскройте значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека.
2. Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.
3. Перечислите факторы, способствующие привлечению внимания. Используете ли вы их в своей деятельности?
4. Чем отличается восприятие от ощущения? Можно ли сказать, что восприятие — это сумма ощущений?
5. Часто студенты, работая с учебным материалом, составляют его конспект. Почему этот прием способствует лучшему запоминанию материала?
6. Раскройте отличие мышления от чувственных форм познания (ощущения и восприятия).
7. В чем основное отличие воображения от представлений памяти?
8. Можно ли влиять на развитие психических процессов? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.
9. Как вы думаете, насколько у вас развита эмпатия? Эмоциональная культура?
10. Проанализируйте проявления вашего волевого поведения при подготовке к
экзамену "Основы психологии и педагогики". Какие приемы работы над собой, по вашему мнению, способствуют формированию волевых качеств личности?
Ь
Сравните свой ответ на вопрос 9 с результатами опросника И. Юсупова по определению развитости эмпатийных тенденций. Для этого, отвечая на каждое из 36 утверждений, оцените свои ответы определенным количеством баллов:
0— "не знаю"; 1— "нет, никогда"; 2— "иногда"; 3— "часто"; 4 — "почти всегда"; 5 — "да, всегда".
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии "Жизнь замечательных людей".
2. Взрослых детей раздражает забота родителей.
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю "Современные ритмы".
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются длительное время.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.
9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда все прощал родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
20. Печальные события в фильмах и книгах могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь чем-то помочь ему.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне всегда хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Прежде чем подсчитывать полученные результаты, проверьте степень откровенности ваших ответов. Не ответили ли вы "не знаю" на некоторые из утверждений под номерами 3,9,11,13,28,36, а также не пометили ли пункты 11,13,15,27 ответами "да, всегда"? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов. Подсчитайте количество баллов, которыми вы оценили ответы на вопросы 2, 5,8,9,10,12,13,15,16,19, 21,22,24,25,26,27,29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.
82-90 баллов— это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Вы плохо чувствуете себя в присутствии "тяжелых" людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко вы испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь обидеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами вы очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой вызывает бессонницу. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
63-81 балл— высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится "читать" их лица и "заглядывать" в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душев-
ность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
37-62 балла— нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к особо чувствительным лицам. В межличностных отношениях вы более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но чаще всего они находятся под вашим контролем. В общении вы внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.
12-36 баллов— низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, которые есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой "панцирь" и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и меньше— очень низкий уровень эмпатийности. Эмпа-тийные тенденции вашей личности не развиты. Вы затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях вы нередко оказываетесь в неудобном
положении, во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Вы любите острые ощущения, предпочитаете зрелищные спортивные состязания. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Вы с иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима "гимнастика чувств".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ