И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. —С. 19-31,53-63,149-162,170-179.

2. АсмоловА. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — С. 307-364.

3. БодалевА. А. Психология о личности. — М., 1988. — С. 37-60.

4. БожовичЛ. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Про­свещение, 1968. — С. 39-124.

5. ГамезоМ. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 60-72.

6. КонИ. С. Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1978. — С. 6-74.

7. Лейтес И. С. Способности и одаренность в детские годы. — М.: Знание, 1984. —С. 8-69.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.—М.: Политиздат, 1982. — С.159-230.

9. МерлинВ. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 256 с.

10. Обозов Н. Н., ЩёкинГ. В. Психология работы с людьми. — К.: Политиздат, 1990. —С. 124-129.

11. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1986.—С. 191-230.

12. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991.—287 с.

13. Петровский А. В. Психология развивающейся личности. — М.: Педагогика, 1987. —С. 8-75.

14. Психология индивидуальных различий: Тексты. —М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 21-74, 167-172,270-317.

15. Лстшзлогия: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, И. Г. Ярошевского.— М.: Политиздат, 1990. — С. 191-194.

16. РейнвалъдН. И. Личность как предмет психологического анализа.—Харь­ков: Выща шк., 1974. — С. 85-144.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989.—Т. 1. —С. 103-122.

18. СтолинВ. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 7-71.

19. Теплое Б. М. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985.—Т. 1. —С. 15-315.

20. ХъеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. —СПб.: Питер Ком, 1998. — 608 с.

21. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: 2-е изд. — М.: Логос, 1996.

Тема 4. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Изучив данную тему, вы должны уметь:

• дать общую характеристику психических процессов и состояний человека;

• выделить сущность и свойства познавательных и эмоционально-волевых процессов;

• раскрыть возможности управления психическими процессами и саморегуляции психических состояний.

4.1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Человек познает окружающий мир с помощью внимания, ощущений, восприятия, памяти, мышления и воображения. Каждый из этих позна­вательных процессов обеспечивает познание определенных свойств окружающего мира.

Внимание как ориентировочно-поисковый процесс направляет и со­средоточивает сознание на определенных объектах действительности при одновременном отвлечении от других, обусловливает избирательность, отбор информации, поступающей через органы чувств.

Внимание связано с деятельностью ряда мозговых структур, прежде всего ретикулярной формации и нейронов внимания, располагающихся в основном в лобных долях коры больших полушарий.

Внимание характеризуют:

• объем— показатель количества объектов, одновременно находя­щихся в поле внимания (у взрослого человека в среднем равен пяти —семи объектам);

• устойчивость— временная характеристика внимания, показатель длительности сохранения интенсивности внимания;

• концентрация— показатель степени сосредоточенности сознания на объекте;

• распределение— способность удерживать внимание на несколь­ких объектах одновременно, что дает возможность совершать сра­зу несколько действий, сохраняя их в поле внимания;

• переключение— показатель скорости перехода от одного вида де­ятельности к другому;

• предметность— способность вьщелять определенные комплексы сигналов в соответствии с установками и личной значимостью; например, слушая музыку, человек не обращает внимания на дру­гие звуки. В зависимости от условий возникновения выделяют различные виды внимания (табл. 1).

Таблица 1 Виды внимания

Вид внимания Условие возникновения Особенности проявления
Непроизвольное Воздействие сильного или значимого раздражителя Осуществляется непредна­меренно, не требует волевых усилий; легко происходят переключение и прекращение
Произвольное Постановка и принятие задачи как пути решения проблемы Требует волевых усилий, сохранения контроля за поведением, при дли­тельной концентрации вызывает утомление
Послепроизвольное Увлеченность процессом решения задачи Высокая сосредоточенность на решении задачи при снятии напряжения, не требует значительных волевых усилий

Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, способствующие привлечению вни­мания:

- характер раздражения (новизна, контраст, физические характерис­тики — величина объекта и пр.);

- отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для чело­века, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание прежде всего).

Для поддержания внимания следует также нейтрализовать факторы, снижающиеего устойчивость:

- монотонность и стереотипность выполняемых действий;

- однообразие и недостаточность (избыток) информации.

Итак, внимание особым образом организует процессы психическо­го отражения действительности, первичной формой которых является ощущение — психический процесс отражения отдельных свойств пред­метов и явлений окружающего мира.

Фактически ощущения представляют собой продукты переработки центральной нервной системой (и прежде всего корой головного мозга) раздражителей, возникающих в процессе жизнедеятельности человека.

Анатомо-физиологический аппарат, служащий для приема и перера­ботки таких раздражителей, И. Павлов назвал анализатором.

Каждый анализатор состоит из таких органов:

• рецептора(органа чувств) — сенсорных клеток, "настроенных" на прием определенных раздражителей (слуховых, вкусовых и пр.) и преобразующих их воздействия в электрохимические импульсы;

• нервных (проводящих) путей,передающих эти импульсы в цент­ральную нервную систему;

• центра анализатора— специализированного участка в коре го­ловного мозга, в котором импульсы "декодируются", физиологи­ческий процесс превращается в психический (ощущения) и человек осознает, что на него действует, — шум, запах, тепло и пр.

Выделяют следующие виды ощущений:

- внешние,возникающие при воздействии раздражителей на рецеп­торы, расположенные на внешней поверхности тела, — зритель­ные (наиболее важные для функционирования человеческой пси­хики), слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые;

- органические,сигнализирующие о том, что происходит в организ­ме (ощущение боли, голода, жажды и пр.);

- кинестетические,с помощью которых мозг получает информацию о положении и движении различных частей тела; их рецепторы рас­полагаются в мышцах и сухожилиях.

Хотя каждый тип ощущения отличается своеобразием, имеются об­щие свойства, характерные для всех видов ощущений:

• наличие порога ощущений— зависимости между силой раздра­
жителя и вызываемой им интенсивностью ощущения; при этом ми­
нимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение впер­
вые, называется нижним абсолютным порогом ощущений;наи­
большая сила раздражителя, при которой ощущение либо исчезает,
либо качественно меняется (например, превращается в болевое при
увеличении громкости звука), называется верхним абсолютным
порогом ощущений;по сути, порог ощущений является характе­
ристикой чувствительности анализаторов;

• адаптация ощущений— способность органов чувств менять свои свойства (чуствительность) при изменении условий; например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза может изме­няться в десятки раз;

• взаимодействие ощущений— изменение чувствительности ана­лизатора под влиянием раздражителей, действующих на другие органы чувств, когда устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других и наоборот (сильные раздра­жители снижают чувствительность сопутствующих анализаторов).

Усиленное взаимодействие анализаторов может привести к тому, что под действием одного раздражителя могут возникнуть добавочные ощу­щения, характерные для другого, — синестезия(от греч. synaisthesis — совместное чувство). Например, музыка может вызвать цветовые ощу­щения, некоторые цвета могут вызвать ощущения прохлады или тепла.

Повышение чувствительности анализаторов — сенсибилизация — в результате взаимодействия ощущений, а также социальных упражне­ний обусловливает возможность компенсации сенсорных дефектов, усо­вершенствования ощущений.

В результате переработки информации органами чувств отдельные ощущения объединяются в целостные образы предметов и явлений ок­ружающего. Процесс создания этих образов называется восприятием.

В основе восприятия лежат не только нервные связи, образующиеся в пределах одного анализатора, но и межанализаторные нервные связи.

К основным свойствам восприятия относят:

• константность— неизменность образа восприятия при изменяю­щихся физических условиях; например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий на­блюдения; благодаря этому человек может воспринимать и позна­вать мир устойчивых вещей, сохраняющих свои основные призна­ки при малейшем изменении, например, освещенности или рассто­яния до воспринимаемого объекта;

• предметность— восприятие внешнего мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме обособленных в про­странстве предметов; при этом воспринимаемая реальность раз­деляется на два слоя — образ предмета (фигуру) и образ окружа­ющего предмет пространства (фон); интересно, что в качестве фигуры и фона выделяются различные объекты в зависимости от прошлого опыта человека (рис. 3); такая зависимость от содержа­ния психической деятельности человека называется апперцепцией (от лат. ad— K,perceptio — восприятие);

Рис. 3.Фигура и фон(по А. Петровскому)

• целостность— независимость воспринимаемого образа от иска­
жения и замены его компонентов; например, можно сохранить пор­
третное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и
другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а
в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллю­
зии восприятия, например иллюзию стрелы (рис. 4);

Рис. 4. Иллюзия стрелы

(длина средней части первой стрелы кажется больше длины второй; объясняется установкой: если больше целое, то больше и его части)

• обобщенность— возможность правильного опознания объекта и
отнесения его к определенному классу независимо от его индиви­
дуальных особенностей; так, мы можем опознать стол как таковой
независимо от его формы, размеров и пр.; прочитать любой текст
независимо от особенностей шрифта или почерка.

Данные свойства не являются врожденными и развиваются в течение жизни.

Условиями становления адекватного восприятия (и чувственных форм познания в целом) являются активность человека, установление обрат­ной связи в практическом взаимодействии с окружающим миром, обес­печение определенного минимума и привычной структурированности по­ступающей извне информации.

Эти условия и свойства необходимо учитывать человеку при разви­тии восприятия, наблюдательности (учась не только смотреть, но и ви­деть, не только слушать, но и слышать и т. п.) в результате наблюдения — преднамеренного, планомерного восприятия предметов и явлений окру­жающего мира.

Образы, возникшие в процессе восприятия, сохраняет и дает возмож­ность в дальнейшем работать над ними память человека — процесс запечатления, сохранения и восстановления прошлого опыта. Она осно­вана на свойстве мозга сохранять следы внешних воздействий, а также воздействий, поступающих изнутри организма.

Выделяют несколько уровней памяти в зависимости от длительности сохранения информации:

• мгновенная(сенсорная) память — сохраняет информацию о том, как воспринимается мир на уровне рецепторов в течение 0,3-1,0 с; особое значение имеет мгновенная зрительная (иконическая) па­мять, которая, задерживая образы на период закрывания глаз во время моргания и других движений, обеспечивает слитное вос­приятие мира; с помощью иконической памяти человек может по­лучить значительно больше информации, чем потом воспроизвес­ти; этот факт используется в известном феномене "25-го кадра", когда при монтаже в киноленту вклеивается каждый 25-й кадр с информацией, постепенно накапливающейся, как показали ис­следования, в подсознании;

• кратковременнаяпамять — обеспечивает оперативное сохране­ние и переработку информации, поступающей от органов чувств ограниченными порциями (7+2 структурные единицы);

• промежуточнаяпамять — сохраняет информацию в течение не­скольких часов и отличается значительно большей емкостью, чем кратковременная; интересна гипотеза, согласно которой в период ночного сна информация малыми порциями (7+2 единицы) посту­пает в кратковременную память, где перерабатывается (на стадии "медленного сна") и сохраняется для дальнейшей переработки (на стадии "быстрого сна");

• долговременнаяпамять — сохраняет информацию в течение всей жизни человека и имеет неограниченный объем; при этом основ­ным механизмом перевода информации из кратковременной памя­ти в долговременную считают повторение.

Виды памятиразличают по таким показателям: - типу запоминаемой информации (двигательная, образная, эмоцио­нальная, словесно-логическая память);

- степени участия волевого процесса в запоминании и воспроизве­дении информации (произвольная и непроизвольная память);

- степени осмысленности запоминания (механическая, логическая, или смысловая, память).

Среди процессов памяти — запоминания, хранения и воспроизве­дения информации — последний считают основной функцией памяти.

Хотя память зависит от множества факторов (особенностей нервной системы, среды, характера деятельности, установки, особенностей лич­ности), существует общий путь ее улучшения — овладение приемами продуктивного запоминания.

Приемы продуктивного запоминания Р. Грановская разделяет на две группы:

• основанные на привнесении извне искусственных логических свя­зей в запоминаемый материал (мнемонические приемы);

• основанные на выявлении логических связей в запоминаемом ма­териале.

Мнемонические приемы(от греч. mnemonikon — искусство запоми­нания) основаны на образовании ассоциативных связей между элемента­ми запоминаемого и опорного ряда. В качестве опорного ряда могут вы­ступать хорошо знакомые объекты (расположение комнат в квартире, домов на улице); зрительные образы; слова, организованные в осмыс­ленную фразу.

Так, для запоминания порядка цветов в спектре используют фразу "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", в которой первые бук­вы каждого слова одновременно являются первыми буквами соответству­ющего цвета спектра. Номера телефонов запоминают, увязывая их с хо­рошо знакомыми датами событий или разбивая на части в определенной ритмической структуре.

Приемы, основанные на выявлении логических связейв запоми­наемом материале, включают ряд логических операций: смысловую группировку (разбиение материала на части), выделение смысловых опорных пунктов (давая название каждой выделенной части), состав­ление плана. Кроме того, установлено, что запоминание материала улуч­шается, если он включен в активную деятельность. Поэтому, кстати, лучше материал прочитать и несколько раз пересказать, нежели просто читать его несколько раз, не пересказывая.

Качество запоминания зависит и от количества повторений. Целесо­образно повторять информацию с определенными интервалами — через 15-20 мин, через 8-9 и 24 ч.

Не менее важно создание положительного эмоционального фона и установки (в виде самоинструкции) на долговременное запоминание.

Итак, в памяти сохраняются и перерабатываются образы внешнего мира, возникают вторичные образы — представления,которые в даль­нейшем обеспечивают возможность обобщить воспринимаемую инфор­мацию, выделить в ней логические связи. За это отвечает мышление — высшая форма психического отражения, устанавливающая связи и отно­шения между познаваемыми предметами и явлениями.

В основе мышления лежит сложная аналитико-синтетическая дея­тельность коры головного мозга.

Непосредственное, чувственное познание предметов и явлений в ощу­щениях и восприятиях сменяется в мышлении логическим познанием:наблюдая за одними явлениями, мы судим о других, которые определен­ным образом связаны с ними. Таким образом, мышление открывает путь для получения новых знаний, выявления скрытых свойств вещей, в том числе вообще недоступных органам человеческих чувств. Например, рентгеновские лучи были открыты по их воздействию на фотографичес­кую пластину.

Основные свойства мышления:

- отвлеченность,которая состоит в том, что, думая о каких-либо яв­лениях, мы выделяем только те их признаки, которые важны для решения проблемы, отвлекаясь от несущественных;

- обобщенность,предполагающая в результате выделения важных, существенных признаков сосредоточение мысли на том общем, что характеризует целые классы явлений.

Сам процесс мышления развертывается в определенной последо­вательности с помощью таких операций:

• сравнение— сопоставление выделенных признаков предметов и явлений с целью отыскания сходных и различных их свойств;

• анализ(от греч. analysis — разложение, расчленение) — мыслен­ное расчленение предмета или явления на части, выделение опре­деленных его элементов, свойств, связей;

• синтез(от греч. synthesis — соединение, составление) — мыслен­ное воссоединение целого из частей, соединение различных сто­рон, элементов предметов или явлений в единое целое;

• абстракция(от лат. abstractio — отвлечение) — мысленное вычле­нение существенных свойств, признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных;

• обобщение— мысленное объединение предметов или явлений по их общим существенным признакам;

• конкретизация— мысленный переход от общего к единичному,
использование выявленных закономерностей в конкретных примерах.

Мышление оперирует элементарными (образ, представление) и логи­ческими формами мышления.К последним относят:

- понятие— форму мышления, отражающую существенные свой­ства, связи и отношения предметов или явлений, выраженную сло­вом или группой слов;

- суждение— форму мышления, содержащую утверждение или от­рицание связи между предметами и явлениями;

- умозаключение— форму мышления, при которой на основе не­скольких суждений выводится новое суждение.

Выделяют такие виды мышления: наглядно-действенное,осущест­вляемое во время практических действий с конкретными предметами; наглядно-образное,предполагающее оперирование образами и пред­ставлениями; словесно-логическое (абстрактное),оперирующее логи­ческими формами мышления.

Все виды человеческого мышления неразрывно связаны с речью — процессом формулирования и передачи мысли посредством языка. В речи устанавливаются связи между значениями слов, поэтому она явля­ется единственно возможной формой словесно-логического мышления. Исследования показали, что ни одна сложная мысль не может быть выра­жена без внутренней речи, проявления которой в виде электрических раз­рядов можно зарегистрировать специальными приборами. Аналогичные электрические разряды регистрируются и при неречевых видах мышления.

Развитие мышления возможно прежде всего при условии осознания закономерностей мыслительной деятельности. Повышает продуктив­ность мыслительной деятельности развитие таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина ума, критичность, широта ума и пр.

Если мышление оперирует в основном понятиями, то воображение (форма психического отражения, состоящая в создании новых образов на основе воспринятых ранее) оперирует представлениями.

В основе воображения лежит процесс образования новых сочетаний из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. В результа­те воображение делает возможным предвидение конечного результата деятельности, а также обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Приемами воображения являются:

• агглютинация(от лат. agglutinare — склеивать) — комбинация,
слияние отдельных элементов или частей различных предметов
в единый образ;

• акцентирование— увеличение или уменьшение отдельных при­знаков, частей предмета;

• схематизация—подчеркивание черт сходства различных объектов и сглаживание их различий (как, например, в узорах и орнамен­тах);

• типизация— выделение существенного, повторяющегося в одно­родных образах, создание обобщенных, типичных образов.

В зависимости от степени активности человека выделяют следующие виды воображения:

- пассивное,которое может быть преднамеренным (грезы — об­разы фантазии, преднамеренно вызванные, но не предполагающие воплощения в жизнь) и непреднамеренным (сновидения, галлю­цинации и пр.);

- активное,подразделяющееся на воссоздающее(создание образов со слов других людей, на основе письменных и вещественных документов) и творческое(создание нового, оригинального об­раза).

Особым видом воображения является мечтакак образ желаемого бу­дущего. В зависимости от степени возможности осуществления мечта может быть реальной и нереальной. Нереальная мечта замыкает челове­ка в своем внутреннем мире, не дает возможности реализовать себя как личность. Реальная мечта является необходимым условием претворения в жизнь творческого потенциала человека.

Воображение и творчество как процесс создания новых, оригиналь­ных продуктов и идей неразрывно взаимосвязаны.

Несмотря на необычность, оригинальность образов воображения, творческое воображение осуществляется в соответствии с определен­ными закономерностями, приемами. На этой основе разрабатываются теория и методы решения творческих задач, а также методы активизации поиска творческих идей, к которым прежде всего относят:

• метод "мозговой атаки"(брейнсторминг), заключающийся в пре­одолении стереотипных форм принятия решений посредством идей, не оценивая их как истинные или ложные (такая оценка про­изводится позже, в расчете на то, что среди высказанных идей ока­жутся несколько, содержащих удачные решения);

• метод фокальных объектов,предполагающий перенесение при­знаков случайно выбранных объектов на изучаемый (фокальный) с целью получения необычных сочетаний, способных преодолеть психологическую инерцию (например, если случайным объектом

взят "орел", а фокальным— "ручка", получают сочетание типа "крылатая ручка" и т. п., развивая которые иногда можно прийти к оригинальным идеям); • метод контрольных вопросов,предусматривающий применение наводящих вопросов типа "А если сделать наоборот?" и др.

4.2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Человек, познавая окружающий мир, определенным образом отно­сится к познаваемым предметам и явлениям — с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно прежде всего благодаря эмоциям (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — специфической форме психи­ческого отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или не­приятного.

В основе эмоций лежит сложная деятельность коры, подкорки и веге­тативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональ­ными изменениями организма — работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыха­ния, желез внутренней секреции.

Посредством эмоций человек узнает, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки пе­реживания человека. Таким образом, эмоции выполняют сигнальную функцию.Кроме того, устойчивые переживания определенным образом изменяют поведение человека, направляют и поддерживают его, что позволяет говорить о регулирующей функцииэмоций. Выделяют так­же коммуникативную функциюэмоций. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике позволяют информировать других людей о сво­ем отношении к предметам и явлениям действительности.

Виды эмоцийразличают в зависимости от направленности (положи­тельные и отрицательные) и степени влияния на активность человека (стенические — от греч. sthenos — силы, повышающие активность, и астенические, снижающие ее).

Формами проявления эмоциональных процессов, по А. Леонтьеву, являются:

• аффекты— кратковременные и бурно протекающие эмоциональ­ные процессы, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушениями контроля за поведением;

• собственно эмоции— непосредственные временные переживания не только совершившихся событий (как аффекты), но и вероятных или вспоминаемых;

• настроение— длительное переживание определенных эмоций, окрашивающее все поведение человека;

• стресс(от англ. stress — давление, напряжение) — эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (см. подразд. 4.3);

• чувства— высший уровень развития эмоций, характеризующий устойчивое переживание человеком своего отношения к предме­там и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значи­мость.

В зависимости от направленности выделяют следующие виды чувств:

- моральные(переживание человеком его отношения к другим лю­дям и к обществу в целом);

- интеллектуальные(выражают отношения личности к процессу познания);

- эстетические(чувства красоты, проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений действительности);

- практические(от греч. praxia — действие, переживание чело­веком его отношения к трудовой, учебной и другим видам дея­тельности).

Таким образом, эмоции и чувства неразрывно связаны с личностью, отражая в сознании человека процесс и результат удовлетворения его потребностей. Эмоциональность является врожденной, но чувства раз­виваются в течение жизни человека, в процессе развития его личности. Большое значение при этом имеет развитие эмпатии(от греч. етра-theia — сопереживание) — способности сопереживания, постижения эмоционального мира другого человека. Эмпатия — одно из важнейших свойств личности, без которого невозможна эмоциональная культура. Составляющими эмоциональной культуры, обеспечивающими ее высо­кий уровень развития, являются развитость высших чувств человека, спо­собность выражать и сохранять эти чувства, управлять эмоциями.

Возможность управления эмоциями (см. подразд. 4.3) во многом за­висит от уровня развития воли — особой формы психической активнос­ти личности, направленной на преодоление трудностей при достижении

поставленной цели путем сознательной организации и саморегуляции человеком своего поведения и деятельности.

Воля выполняет побудительную функцию,обусловливая активность человека, и тормозную,проявляющуюся в сдерживании нежелательных проявлений активности.

В волевом действии выделяют несколько основных этапов (рис. 5).

Осознание цели деятельности Осознание ряда возможностей достижения цели

___________ i__________

Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности

___________ i__________

Борьба мотивов

___________ i__________

Выбор одной из возможностей, подкрепленной "победившим мотивом", принятие решения

___________ i__________

Исполнение принятого решения

Рис. 5. Структура волевого акта

Воля проявляется в таких качествах личности, как целеустремлен­ность (умение человека подчинять свои действия поставленным целям), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями), выдержка (умение тормозить дей­ствия, чувства, мысли, препятствующие осуществлению принятого ре­шения), решительность (умение принимать и претворять в жизнь быст­рые и обоснованные решения), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), самостоятельность (умение не поддаваться влияниям различ­ных факторов, отвлекающих от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений), исполнительность (умение выполнять свои обязательства в срок) и др.

В зависимости от развитости этих качеств человек может обладать силой или слабостью воли.

Устойчивым волевым качеством личности является локус контроля

(от лат. locus — местоположение и фр. controle — проверка) — склон­ность человека возлагать ответственность за принятие решения и резуль­таты деятельности на внешние обстоятельства (экстернальный локус кон­троля) или на самого себя (интернальный локус контроля). Исследова­ния показывают, что экстернальный локус контроля связывают с такими чертами личности, как безответственность, неуверенность в своих си­лах, нерешительность и пр. Относящиеся к этой категории люди найдут оправдание любым своим поступкам, ссылаясь на неблагоприятные вне­шние условия. Да, человек не свободен от социальных условий, но он свободен занять свою позицию по отношению к ним, принять свое реше­ние, неся за него личную ответственность.

Развитие (самовоспитание) воли возможно при соблюдении ряда ус­ловий:

- систематической тренировке в преодолении трудностей начиная со сравнительно незначительных трудностей в повседневной жиз­ни (режим дня, занятия спортом и т. п.);

- обязательном осуществлении принятых решений;

- постановке привлекательной, личностно значимой и социально полезной цели;

- выделении и прохождении ряда этапов на пути к поставленной цели.

4.3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток време­ни зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, т. е. от его психического состояния — характеристики психической де­ятельности за определенный промежуток времени.

При этом психические процессы, психические состояния, психичес­кие свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис. 6).

Психические состояния влияют на протекание психических процес­сов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.

Виды психических состоянийвыделяют в зависимости от таких па­раметров:

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОЯВЛЕНИЯ психики






СВОЙСТВА личности

ПРОЦЕССЫ

СОСТОЯНИЯ



- устойчивый интерес

-творческий подъем

-убежденность

-сомнения -апатия

-угнетенность -другие

-направленность -темперамент -характер - способности



познавательные

~1

- ощущение

- восприятие

- память

- мышление -воображение -речь

- внимание

эмоционально-волевые

- чувства -воля

Рис. 6. Взаимосвязь основных видов проявления психики

(по М. Гамезо, И. Домашенко)

- влияния на личность (положительные и отрицательные, стеничес-кие и астенические);

- преобладающих форм психики (эмоциональные, волевые, интел­лектуальные);

- глубины (глубокие, поверхностные);

- времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

- степени осознанности.

Предметом специального внимания в психологии являются психичес­кие состояния людей в условиях стресса. Взависимости от причин раз­личают стрессы физиологический и психологический. Физиологичес­кий стрессвызывают механические, физические воздействия — силь­ный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

Психологический стрессможет возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.

При этом происходит мобилизация защитных сил организма для по­иска выхода из экстремальной ситуации. Если эмоциональное напряже­ние, возникающее при стрессе, не превышает приспособительных воз­можностей организма человека, стресс может оказать положительное, мобилизующее влияние на его активность. В противном случае стресс ведет к дистрессу— исчерпыванию энергоресурсов организма, разви­тию целого ряда физических и даже психических заболеваний.

Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в про­цессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознатель­ной саморегуляции психических состояний является принятие челове­ком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональны­ми состояниямии выхода из стресса:

• понижение субъективной значимости события, переоценка значи­мости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловечес­кими ценностями;

• разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физичес­кой нагрузке;

• переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы, что уменьшает эмоциональную напряженность;

• предварительная разработка запасных стратегий, путей отступле­ния, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряжен­ности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

• по возможности, активизация чувства юмора;

• овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной ре­лаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и само­внушении;

• использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обу­чения, например в компьютерных играх.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека.

2. Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.

3. Перечислите факторы, способствующие привлечению внимания. Использу­ете ли вы их в своей деятельности?

4. Чем отличается восприятие от ощущения? Можно ли сказать, что восприя­тие — это сумма ощущений?

5. Часто студенты, работая с учебным материалом, составляют его конспект. Почему этот прием способствует лучшему запоминанию материала?

6. Раскройте отличие мышления от чувственных форм познания (ощущения и восприятия).

7. В чем основное отличие воображения от представлений памяти?

8. Можно ли влиять на развитие психических процессов? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

9. Как вы думаете, насколько у вас развита эмпатия? Эмоциональная культура?
10. Проанализируйте проявления вашего волевого поведения при подготовке к

экзамену "Основы психологии и педагогики". Какие приемы работы над со­бой, по вашему мнению, способствуют формированию волевых качеств лич­ности?

Ь

Сравните свой ответ на вопрос 9 с результатами опросника И. Юсу­пова по определению развитости эмпатийных тенденций. Для этого, от­вечая на каждое из 36 утверждений, оцените свои ответы определенным количеством баллов:

0— "не знаю"; 1— "нет, никогда"; 2— "иногда"; 3— "часто"; 4 — "почти всегда"; 5 — "да, всегда".

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии "Жизнь замечательных людей".

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю "Современные ритмы".

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются длительное время.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между дву­мя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы не без причин.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейза­жами.

13. Я всегда все прощал родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чув­ствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Печальные события в фильмах и книгах могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнако­мых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь чем-то помочь ему.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число сви­детелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или раз­влечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настрое­ние своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выхо­дить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне всегда хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклас­сники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничто­жать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные пробле­мы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Прежде чем подсчитывать полученные результаты, проверьте сте­пень откровенности ваших ответов. Не ответили ли вы "не знаю" на некоторые из утверждений под номерами 3,9,11,13,28,36, а также не пометили ли пункты 11,13,15,27 ответами "да, всегда"? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых слу­чаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов. Подсчитайте количество баллов, которыми вы оценили ответы на вопросы 2, 5,8,9,10,12,13,15,16,19, 21,22,24,25,26,27,29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развито­сти эмпатийных тенденций.

82-90 баллов— это очень высокий уровень эмпатийности. У вас бо­лезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни сло­ва. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве гро­моотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Вы плохо чувствуете себя в присутствии "тяжелых" людей. Взрослые и дети охот­но доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко вы испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь обидеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами вы очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от слу­чайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой вызывает бессонницу. Будучи в расстроенных чувствах, нуждае­тесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психи­ческом здоровье.

63-81 балл— высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится "читать" их лица и "заглядывать" в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душев-

ность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромис­сные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке со­бытий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитичес­ким выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. По­стоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотли­вой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

37-62 балла— нормальный уровень эмпатийности, присущий по­давляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас "толстокожим", но в то же время вы не относитесь к особо чувствитель­ным лицам. В межличностных отношениях вы более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но чаще всего они находятся под вашим контролем. В общении вы внимательны, стараетесь понять боль­ше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собесед­ника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки ока­зываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов— низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете за­труднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружаю­щих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы — сторонник точных формулировок и рациональных реше­ний. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, которые есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчуж­денность; окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это ис­правимо, если вы раскроете свой "панцирь" и станете пристальнее всмат­риваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и меньше— очень низкий уровень эмпатийности. Эмпа-тийные тенденции вашей личности не развиты. Вы затрудняетесь пер­вым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особен­но трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях вы нередко оказываетесь в неудобном

положении, во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Вы любите острые ощущения, предпочитаете зрелищные спортивные со­стязания. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Вы с иронией относи­тесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима "гимнастика чувств".

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

Наши рекомендации