Результаты диагностики адаптационного периода, в %.

  2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011
лёгкая
средняя
тяжёлая

Опытом работы по вопросам адаптации детей к условиям детского сада делилась с педагогами ДОУ:

2008г. – выступление «Обеспечение успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» в рамках педсовета «Организация работы коллектива в 2008-2009 учебном году»

Моя методическая тема «Использование малых фольклорных форм с целью активизации речи детей раннего возраста»

Цель моей работы: «Прививать любовь к устному народному творчеству; активизировать речь детей, используя малые фольклорные формы»

Задачи:

· Знакомить детей с устным народным творчеством.

· Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.

· Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д., используя фольклор.

Для реализации поставленных задач разработала перспективное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей раннего возраста с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.

При составлении плана руководствуюсь следующими принципами:

· Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым.

· Принцип познавательной активности. Достигаю его эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей.

· Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия).

· Принцип поэтапности. Меняю части занятия.

· Принцип вариативности. Помогаю закреплять и расширять знания детей.

·

Направления в моей работе

· Использование фольклора на занятиях по активизации речи.

· Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.

·

Занятия по активизации речи провожу по методике Борисенко М.Г. , Лукиной М.А.: «Начинаем говорить», «Диагностика развития», «Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет». Они проходят как яркое общение с малышами. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения подкрепляю показом наглядного дидактического материала. Применяю приём инсценирования: динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. При разучивании потешек использую не только действия с игрушками, кукольный театр, но и мнемокарты. Таким образом, использование на занятиях малых фольклорных форм делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.

Использую фольклор в повседневной жизни детей в группе. Во время умывания, использую потешку «Чистая водичка моет Ане личико», во время кормления – « Когда я кушаю, я никого не слушаю», при укладывании спать – «Баю-баюшки-баю не ложись на краю», при одевании - «Вот они сапожки Мишеньке на ножки». Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их и вводят в свою речь: во время кормления кукол приговаривают - «Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, душистую», когда поднимают упавшего – «Не плач, не плач, куплю калач», укачивая кукол – «Баю-баю-баю куколку качаю».

Для решения поставленных задач в группе создала соответствующую развивающую среду.

Выбрала достаточно освещенное место для книжного уголка, в котором разместила:

ü разработанные мной картотеки - «Художественное слово», «Сказки», «Пословицы, поговорки, припевки, заклички», «Хороводные игры».

ü иллюстрации к стихам, сказкам, песенкам, потешкам;

ü книги с произведениями русского фольклора и фольклора народов мира.

ü фигурки для фланелеграфа – для ознакомления и заучивания произведений.

ü оформленные мною дидактические игры для активизации речи «Машенька пошла гулять» (подбор одежды, обуви соответственно сезону), «Кто как кричит», «Кто где живёт», «Расскажи сказку» и др.

В группе создала театральный уголок, где разместила кукольный, пальчиковый, настольный театры. Сшила новые атрибуты русского национального костюма: шаль, картуз, юбки, фартуки, сарафаны. Изготовила фигурки персонажей из бросового материала для использования их в различных видах театра.

По своей методической теме для достижения наилучших результатов веду работу с родителями по данному направлению.

1. Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».

2. Оформила папки-передвижки:

« Потешки для плачущего ребёнка»

« Потешки при одевании и раздевании»

«Потешки при умывании»

«Заклички , пестушки , песенки – для детей»

3. Оформила консультации

«Пальчиковые игры в активизации речи»

«Баю-баюшки-баю»

«Когда я ем, я глух и нем»

«Как использовать русское народное творчество дома»

4. Привлекаю родителей к созданию теневого театра, пополнению развивающей среды, к изготовлению атрибутов в уголок «Ряжения».

5. Провожу совместные развлечения родителей с детьми

«В гостях у Колобка»

«Вместе с бабашкой Ариной»

«Котя-котенька-коток»

Наши рекомендации