Результаты диагностики адаптационного периода, в %.
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | |
лёгкая | ||||
средняя | ||||
тяжёлая |
Опытом работы по вопросам адаптации детей к условиям детского сада делилась с педагогами ДОУ:
2008г. – выступление «Обеспечение успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» в рамках педсовета «Организация работы коллектива в 2008-2009 учебном году»
Моя методическая тема «Использование малых фольклорных форм с целью активизации речи детей раннего возраста»
Цель моей работы: «Прививать любовь к устному народному творчеству; активизировать речь детей, используя малые фольклорные формы»
Задачи:
· Знакомить детей с устным народным творчеством.
· Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.
· Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д., используя фольклор.
Для реализации поставленных задач разработала перспективное тематическое планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей раннего возраста с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.
При составлении плана руководствуюсь следующими принципами:
· Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым.
· Принцип познавательной активности. Достигаю его эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей.
· Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия).
· Принцип поэтапности. Меняю части занятия.
· Принцип вариативности. Помогаю закреплять и расширять знания детей.
·
Направления в моей работе
· Использование фольклора на занятиях по активизации речи.
· Использование фольклорных произведений в повседневной жизни.
·
Занятия по активизации речи провожу по методике Борисенко М.Г. , Лукиной М.А.: «Начинаем говорить», «Диагностика развития», «Развиваем речь малыша: Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет». Они проходят как яркое общение с малышами. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата. Пояснения подкрепляю показом наглядного дидактического материала. Применяю приём инсценирования: динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. При разучивании потешек использую не только действия с игрушками, кукольный театр, но и мнемокарты. Таким образом, использование на занятиях малых фольклорных форм делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Использую фольклор в повседневной жизни детей в группе. Во время умывания, использую потешку «Чистая водичка моет Ане личико», во время кормления – « Когда я кушаю, я никого не слушаю», при укладывании спать – «Баю-баюшки-баю не ложись на краю», при одевании - «Вот они сапожки Мишеньке на ножки». Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их и вводят в свою речь: во время кормления кукол приговаривают - «Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, душистую», когда поднимают упавшего – «Не плач, не плач, куплю калач», укачивая кукол – «Баю-баю-баю куколку качаю».
Для решения поставленных задач в группе создала соответствующую развивающую среду.
Выбрала достаточно освещенное место для книжного уголка, в котором разместила:
ü разработанные мной картотеки - «Художественное слово», «Сказки», «Пословицы, поговорки, припевки, заклички», «Хороводные игры».
ü иллюстрации к стихам, сказкам, песенкам, потешкам;
ü книги с произведениями русского фольклора и фольклора народов мира.
ü фигурки для фланелеграфа – для ознакомления и заучивания произведений.
ü оформленные мною дидактические игры для активизации речи «Машенька пошла гулять» (подбор одежды, обуви соответственно сезону), «Кто как кричит», «Кто где живёт», «Расскажи сказку» и др.
В группе создала театральный уголок, где разместила кукольный, пальчиковый, настольный театры. Сшила новые атрибуты русского национального костюма: шаль, картуз, юбки, фартуки, сарафаны. Изготовила фигурки персонажей из бросового материала для использования их в различных видах театра.
По своей методической теме для достижения наилучших результатов веду работу с родителями по данному направлению.
1. Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».
2. Оформила папки-передвижки:
« Потешки для плачущего ребёнка»
« Потешки при одевании и раздевании»
«Потешки при умывании»
«Заклички , пестушки , песенки – для детей»
3. Оформила консультации
«Пальчиковые игры в активизации речи»
«Баю-баюшки-баю»
«Когда я ем, я глух и нем»
«Как использовать русское народное творчество дома»
4. Привлекаю родителей к созданию теневого театра, пополнению развивающей среды, к изготовлению атрибутов в уголок «Ряжения».
5. Провожу совместные развлечения родителей с детьми
«В гостях у Колобка»
«Вместе с бабашкой Ариной»
«Котя-котенька-коток»