Новичок в редакции: сложности адаптационного периода

Самоопределение журналиста в редакционном коллективе – это процесс осознания им своего места и своей позиции в системе групповых взаимоотношений. На этом этапе происходит сознательный межличностный выбор, формируются избирательные связи с коллегами, устанавливаются различного рода деловые и неформальные контакты. В условиях редакции межличностные связи журналистов формируются на основе деятельности, общения и психологического отражения.

Предметно-практические взаимоотношения возникают под влиянием технологических, организационных и творческих операций по выпуску печатного издания. Коммуникативные связи появляются в ходе информационного обмена и зависят от психологических характеристик человека (непосредственность в общении, открытость, скрытность и другие качества, определяющие психологические особенности коммуникативного поведения).

При анализе психологического отражения важно, по мнению психологов, учитывать такие моменты в межличностных взаимоотношениях людей, как адекватность взаимного познания партнеров по взаимодействию, степень проникновения участников редакционного процесса в психологическую сущность друг друга, степень их взаимного «понимания – непонимания» в процессе решения совместных задач и т.д.

В редакционном коллективе, как и в любой производственной организации, установление межличностных взаимоотношений между представителями одной профессии происходит уже на стадии адаптационного периода, который может быть охарактеризован через динамику мотивов индивидуального выбора человеком своих партнеров по совместной деятельности. Мотивы действий и поступков заложены в самом сознании личности. При этом отечественные психологи утверждают, что формирование побудительных сил, определяющих мотивацию действий и поступков людей, связано с социальной сущностью личности. Этому способствует существование различных связей человека с другими людьми, а также постоянных взаимоотношений индивида с группой. В процессе общения индивид вырабатывает тактику поведения, позволяющую ему адекватно реагировать на все внешние воздействия и соответствующим образом действовать в коллективе.

Как же протекают столь сложные психологические процессы при вхождении новичка в редакционный коллектив? По нашим наблюдениям, в адаптационный период доминирующую роль в поиске партнеров по взаимодействию играют имеющие непосредственный характер симпатии – антипатии, способствующие установлению первоначальных контактов с будущими коллегами. В дальнейшем предпочтительные отношения к тому или иному сотруднику опосредуются различными представлениями человека об идейных убеждениях партнеров по взаимодействию, конкретными знаниями о личностных и профессиональных качествах коллег по работе, а также осознанием собственных моральных обязанностей перед коллективом.

Кроме этого на благоприятное протекание процесса адаптации новичка в коллективе влияют непосредственные оценки членов редакции. Там, где установки журналистов по отношению к своим новым коллегам носят антигуманный характер, где человеку необоснованно приписывают «негативные», нежелательные качества, там «адаптирующая способность» коллективов очень низка. И наоборот: там, где сотрудники редакции склонны отмечать положительные личные качества новичка, аналогичные тем, которыми они сами обладают, как правило, имеет место действенная групповая эмоциональная идентификация с новым членом коллектива.

Рассмотрим, как все эти процессы разворачиваются на практике. После окончания университета молодой журналист Н. устроился в престижную городскую газету. Вот как он охарактеризовал свои первоначальные взаимоотношения с коллегами: «Мне до прихода в данную редакцию всегда казалось, что здесь творят такие ассы журналистики, к которым и не подступишься. Но каково было мое удивление, когда один из заместителей главного редактора на моем направлении написал: “согреть и приютить” и отправил с этой “визой” в отдел новостей. Здесь меня действительно встретили хорошо. Хотя потом заметил, что люди здесь занятые и возиться им с новичками некогда. Либо ты заявляешь о себе, либо ты расстаешься с газетой. Впрочем, взаимоотношения с коллегами наладились сразу, хотя поначалу перед многими из них комплексовал. Возможно, и они заметили это, но виду не подавали, а наоборот, всячески старались поддержать...»[23]. Далее Н. подробно остановился на своих непростых взаимоотношениях с редактором отдела социально-экономических проблем. Ему, по его мнению, в этом плане не повезло: руководитель данного подразделения всячески подавлял инициативу молодого журналиста, нещадно правил его материалы, вселяя в него неуверенность в собственные силы. И неудивительно, что молодой сотрудник, засомневавшись в собственных творческих возможностях, принял решение уйти из газеты. Но перед этим поделился своими проблемами с одним из членов редколлегии, к которому испытывал особое доверие. Поддержка более опытного коллеги оказалась для начинающего журналиста решающей, так как тот не только помог ему проанализировать все его ошибки, но и предложил перейти в его «команду», где и постарался создать для новичка благоприятные условия работы.

Если журналист Н. в своем межличностном выборе коллег больше ориентировался на тех, кто мог оказать ему моральную поддержку, то В. отдавал предпочтение тем, кто мог бы помочь ему в профессиональном становлении.

«С самого начала я попал в очень сильный отдел, – рассказывает журналист В. – Там работали настоящие профессионалы. Они, в общем-то, и предопределили мою творческую судьбу. Особенно я благодарен заведующей отделом экономической теории. С ее помощью вошел в курс редакционной жизни, разобрался в теоретической проблематике еженедельника, завел связи с ведущими экономистами. Да и сейчас мой наставник – человек широчайшей эрудиции – часто помогает при разработке каких-то сложных тем. Только в этом году совместно подготовили серию материалов под общей рубрикой “Рынок без мифов и иллюзий”, потом написали статью на целый разворот о “теневой экономике”. В процессе совместной работы коллега старалась передать мне свои знания, опыт и навыки»[24].

Знакомясь с методами работы коллег по редакции, молодой журналист пытался, как мы видим, перенять у них их профессиональный опыт. Чтобы достигнуть определенного уровня в освещении социально-экономических проблем, ему пришлось всерьез заняться самообразованием. Поэтому единственный для себя путь в налаживании взаимоотношений с коллегами, в их признании его профессиональной состоятельности он видел в повышении собственной квалификации и в совершенствовании своего профессионального мастерства. Сейчас В. – старший корреспондент отдела теории экономики одной из экономических газет.

В профессиональном становлении молодого журналиста роль наставника очень высока, В процессе вхождения в редакционный коллектив начинающие журналисты в своем межличностном выборе ориентируются на определенный круг людей, способных поддержать их как в человеческом, так и в профессиональном плане. Впрочем, в процессе редакционного самоопределения и углубления взаимоотношений между сотрудниками одной газеты их межличностные отношения не могут основываться лишь на непосредственно-эмоциональных отношениях. На смену им приходят другие критерии в оценке коллег по взаимодействию. В данном случае коллеги по редакции в своем межличностном выборе могут отдать предпочтение тем, кто разделяет их взгляды, способен, как и они, отстаивать политическую линию издания, наконец, придерживается тех же профессиональных принципов в своей творческой работе, что и они.

В процессе редакционного самоопределения начинающие журналисты могут ориентироваться на мнения наиболее авторитетных лиц, позиция и оценка которых имеют для них определенное значение. Эти люди обычно «выступают» в качестве своего рода призмы, благодаря которой личность стремится осуществлять акты социальной перцепции: видеть и оценивать значимые для нее объекты, цели, задачи, способы деятельности, других людей. Они становятся зеркалом, в котором журналист начинает видеть самого себя. Как уже говорилось, такой круг наиболее авторитетных людей называют референтной группой.

Таким образом, журналист в процессе редакционного самоопределения сам избирает тот круг людей, с которыми стремится наладить не только межличностные, но и деловые контакты. При этом его поведение в коллективе определяется относительно осознанными установками и некоторой независимостью в действиях, а его направленность в межличностном выборе зависит не только от моральных установок, но и от того опыта, с которым он пришел в редакцию. Исходя из социальной значимости ценностных ориентации редакционного коллектива, принятых личностью, можно предположительно говорить о различных уровнях самоопределения: групповом и индивидуальном. Групповое самоопределение предполагает защиту целей и задач, принятых журналистом в процессе совместной деятельности. А индивидуальное – признание тех нравственных ценностей, которые считаются в коллективе главенствующими.

В процессе редакционного самоопределения и углубления взаимоотношений между сотрудниками одной редакции их контакты основываются не только на непосредственно-эмоциональных отношениях, но и на принятии совместных целей деятельности.

Общеизвестно, что взаимосвязь индивидуального результата журналистской деятельности с коллективным продуктом редакции подразумевает объединение журналистов вокруг общих политических и идеологических целей. В социально-психологической литературе давно уже общепризнано, что цель представляет сложное двухплановое отражение действительности.[25] Во внутреннем плане она опосредует интересы человека, а во внешнем – его реальные возможности. Помимо познавательной стороны цель включает в себя эмоционально-волевые и оценочные компоненты. Формируясь на основе синтеза наглядно-чувственной и рационально-логической сторон сознания, она образует комплексное духовное явление.

Как правило, журналистские цели можно подразделить на общие (групповые) и индивидуальные по следующим признакам:

· по идейно-политической направленности газеты, определяющей ее характер, позицию и лицо;

· по ориентированности издания на читателей, с учетом их возраста, образования, профессий, интересов и т.д.;

· по личным задачам журналистов относительно общей линии редакции.

Общая цель отражает практическую связь людей в коллективе. Она может быть сформулирована в различных документах, манифестах, декларациях, лозунгах и т.д. Как показывает практика, сегодня многие издания стремятся придерживаться принципа свободы слова и плюрализма мнений, отстаивают собственную точку зрения и т.п. Общие установки издания являются исходными факторами формирования индивидуальных целей. Если первые из них воплощены в различного рода документах, то вторые чаще фиксируются на «внутреннем языке» определенной совокупности понятий, представлений, эмоций и не обязательно могут выражаться внешне (проявляясь в конечном счете лишь в поступках людей).

Исходным пунктом формирования индивидуальной цели является наличие у журналистов широкого спектра интересов. Фокусируя мысли и чувства человека на определенных аспектах действительности, они задают общее направление действий индивида. Функция интересов – «высвечивание» наиболее важных (с точки зрения личности) предметов действительности и создание постоянной «заряженности» человека на результаты труда.

Следующий этап – конкретизация общей цели и определение возможных путей ее реализации. В совокупности эти процессы приводят к выбору решения, которое может быть принято методом проб и ошибок, предварительным перебором ситуаций и оптимальным планированием. Найденное таким образом решение придает цели действенность. Причем ориентация на перспективную задачу – один из критериев выбора решения. Определение программных направлений помогает журналистам более четко проводить какую-либо политическую линию, а также всеми законными мерами отстаивать свою независимость от влияния различных общественных групп и движений.

Установление определенных контактов между участниками редакционного процесса позволяет им в дальнейшем организовать совместную работу по выпуску очередного номера.

В данном случае они не только обмениваются информацией, но и планируют общую деятельность, распределяют между собой задания, а также определяют различные варианты творческого сотрудничества.

Анализ различных сторон коммуникативной деятельности журналистов позволяет нам подойти к определению функций общения. Первая из них – организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); вторая – формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений); третья – познание людьми друг друга. Заметим, что эффективность группового взаимодействия журналистов во многом зависит от точности межличностного восприятия, основывающегося на взаимопонимании партнеров по общению.

Взаимопонимание в общении не дается журналистам в готовом виде. Оно вырабатывается, как показывает практика, в процессе предметно-ориентированных и действенных взаимоотношений. В редакционных коллективах, где люди не могут достичь определенного согласия по тем или иным вопросам, как правило, возникают конфликтные ситуации, и наоборот, там, где личности пытаются найти согласие по спорным проблемам, между ними складывается взаимопонимание.

Впрочем, на практике все эти вопросы решаются неоднозначно, так как у каждого журналиста всегда имеется своя точка зрения на ту или иную проблему. Например, на межличностное взаимопонимание могут отрицательно повлиять и идейные разногласия, происходящие между сотрудниками одной редакции, и отсутствие в редакции здоровой критики и самокритики, и спор по каким-то творческим вопросам, способный привести к открытой конфронтации. При этом в каждом конкретном случае мы можем наблюдать различную реакцию журналистов на ту или иную ситуацию. В процессе совместной деятельности каждый журналист стремится проявить свои индивидуальные качества, и в силу этих различий людям порой бывает трудно наладить взаимоотношения. Но подобное отличие личностей друг от друга не может быть, на наш взгляд, абсолютным по всем психологическим параметрам. Наряду с неповторимыми индивидуальными психологическими особенностями у участников редакционного процесса можно обнаружить типичные и общие характеристики, которые и создают при взаимодействии двух партнеров условия, объединяющие, связывающие их в единое целое. Наиболее общим признаком, включаемым в понятие «совместимость», считается взаимное соответствие психологических свойств работников редакции. Это может быть наличие у журналистов общих творческих интересов, приверженность к каким-то идеям, сходность темпераментов, характеров и т.д. При этом совместимость как феномен общения людей может определяться как процесс и как результат. В первом случае происходит «притирка» характеров, потребностей, мотивов поведения. Во втором результатом совместимости становится удовлетворенность партнеров друг другом (мыслями или чувствами).

Наши исследования показали, что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают: общность идейных взглядов, моральные качества партнеров, критичность к себе и терпимость к окружающим, полное доверие друг к другу и т.д. Психологическая несовместимость между журналистами может возникнуть тогда, когда личности имеют различные ценностные установки, когда между ними отсутствуют дружеские связи и т.д.

Под срабатываемостью мы прежде всего понимаем согласование между партнерами индивидуальных стилей работы, навыков их деятельности, хорошее знание своих профессиональных обязанностей. Например, одни журналисты могут заранее организовывать свою деятельность, планируют ее, другие склонны трудиться более стихийно. Одни более оперативны при выполнении редакционных заданий, другие более медлительны. Конечно, в таких ситуациях очень важна координация участников взаимодействия с учетом их индивидуальных особенностей. Поэтому степень срабатываемости свидетельствует прежде всего о рациональном распределении труда между журналистами.

Итак, в процессе самоопределения в редакционном коллективе журналисты осуществляют свой межличностный выбор, устанавливают определенные контакты с коллегами по совместной деятельности. Знакомясь с психологическими характеристиками своих будущих коллег, оценивая их профессиональные качества, а также сопоставляя свои идейные взгляды с позицией группы, личность избирательно подходит к выбору своих партнеров. Являясь объектами и субъектами общения, журналисты познают друг друга, определяя для себя, с кем из партнеров они психологически совместимы, а с кем – нет, с кем могут сработаться, а с кем – нет. От успешности в налаживании межличностных контактов во многом зависит слаженность работы редакционного коллектива.

в начало

Наши рекомендации