Лекционная часть.
Время: 5 минут.
1.Авторитарный стиль
При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Это выражается в том, что воспитатель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Любая инициатива дошкольников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки. Такой стиль общения способствует развитию у детей пассивности, слепого послушания, снижает инициативность и самостоятельность, отрицательно влияет на характер взаимоотношения между детьми. В группе такого воспитателя дошкольники, особенно старшего возраста, пытаются разговаривать со сверстниками тоном приказа, заимствуя у педагога авторитарные формы и способы общения.
2.Попустительский или игнорирующий стиль
Попустительский стиль характеризуется стремлением педагога максимально обеспечить свою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность. Формально выполняя свои обязанности, такой педагог на деле пытается самоустраниться от руководства коллективом детей.
Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, своеобразного «мирного сосуществования», в основе чего лежит равнодушие. Дисциплина в группах, руководимых такими педагогами, нередко бывает неудовлетворительной.
3.Демократический стиль
«Один в поле не воин» — гласит старинная пословица. Пожалуй, нигде так убедительно не проявляется справедливость этой мудрости, как в воспитании подрастающего поколения. Любые усилия даже самого знающего и опытного наставника пропадут в пустую, если он не добьется поддержки от своих подопечных, не увидит в них возможных союзников и помощников.
При демократическом стиле руководства педагог не только никогда не бывает, одинок, но и в меньшинстве оказывается крайне редко. Все дело в том, что основной рычаг управления, используемый таким педагогам, - опора на коллектив.
Демократический стиль руководства детьми – единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и дошкольников.
Ведущий: «Все три стиля по своему в огромной степени влияют на детей. Иногда, если посмотреть на ребенка, сразу можно понять, какого стиля воспитания придерживаются в его семье. Педагог, который хорошо умеет отслеживать этот нюанс, более всех преуспевает в общении с детьми, так как лучше в таком случае видит их проблемы. Давайте сейчас немного попрактикуемся.»
Упражнение 3. «Дети из разных семей»
Цель: развитие внимания, эмпатии, закрепление знаний о стилях воспитания.
Время: 10-15 минут.
Материал: метафорические ассоциативные карты «Из сундука прошлого».
Участникам предлагается не глядя взять по одной карте со стола и, после недолгого рассмотрения, по кругу рассказать о стиле воспитания, который они видят на своих картах.
Ведущий: «Мы с вами узнали, каким может быть идеальный педагог, но до сих пор ещё не знаем, как он, не смотря на весь груз ответственности, возложенный на его плечи, выдерживает такой непомерный стресс. Возможно у вас, уважаемые участники, есть какие-то способы, которые помогают в борьбе со стрессом?
Упражнение 4. «Антистресс»
Цель: рассмотрение методов релаксации.
Время: 5 минут.
Материал: бумага, карандаши или ручки.
Каждый из участников записывает на бумаге свой способ релаксации, затем складывает лист и кладет в корзину. Позже ведущий зачитывает записки вслух.
Упражнение 5. «Твердость и мягкость»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Время: 3 минуты.
Участники по команде психолога до упора напрягают ту или иную часть тела. И по команде расслабляют.
Упражнение 6. «Магазин жизненных сил»
Цель: активизация внутренних ресурсов, самоанализ.
Время: 7 минут.
Раздаточный материал: психологические открытки «Сокровищница жизненных сил».
Ведущий предлагает написать на бумаге те отрицательное чувство, которое преследует участников последнее время, и обменять свои записки на одну жизненную силу. В конце каждый участник вслух зачитывает свою жизненную силу и, если она ему нужна, говорит «спасибо, я оставляю себе».
Заключение.
На этой ноте мы заканчиваем наш мастер-класс. Может, вы что-нибудь узнали нового о себе или о члене коллектива? Какие упражнения понравились больше всего?