ФЗ от 24.07.1998 года в редакции 20.07.2000 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой, творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В главе 1 настоящего закона содержатся его общие положения. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия (статья 1): ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия); дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; социальная адаптация; социальная реабилитация; социальные службы для детей; социальная инфраструктура для детей. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка (статья 2) и основывается на Конституции РФ (статья 3).
В статье 4 настоящего закона приводятся основные цели государственной политики в интересах детей(осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей), и основные принципы этой политики.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации приводятся в статье 5. К ним относятся:
- установление основ федеральной политики в интересах детей;
- выбор приоритетных направлений деятельности;
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
- установление государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей;
- формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка;
- финансирование федеральных мероприятий в интересах детей за счет средств федерального бюджета, внебюджетных и иных не запрещенных законом источников;
- установление льгот в целях экономического стимулирования участников реализации государственной политики в интересах детей;
- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;
- исполнение международных обязательств Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.
В главе 2излагаются направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации.
К ним относится содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов(статья 7). Это содействие должны оказывать: органы государственной власти и органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица; родители ребенка и лица, их заменяющие; педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, несут ответственность за работу с детьми.
Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей,установленных законодательством РФ (статья 8). Государственные минимальные социальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг по:
- гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему и высшему профессиональному образованию, воспитанию;
- бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами;
- гарантированному обеспечению детей по достижении ими возраста 15 лет правом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством РФ;
- социальной защите детей, в том числе путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечению права на жилищев соответствии с законодательством РФ;
- организации оздоровления и отдыха детей, в особенности детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
- оказанию квалифицированной юридической помощи.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни определяются с учетом региональных различий, и субъекты РФ могут устанавливать дополнительные социальные стандарты
Дети имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни. При их несоответствии должностные лица несут административную ответственность.
Защите прав ребенка в области его образования и воспитанияпосвященастатья 9. В ней, в частности, разрешается детям старше 8 лет создавать общественные объединения (организации), за исключением политических и религиозных, а администрация не вправе им препятствовать.
Обучающиеся и воспитанники (за исключением дошкольных и младших школьных учреждений) вправе ходатайствовать перед администрацией о проведение с их участием дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, ущемляющих права ребенка. Если они не согласны с решением администрации образовательного учреждения, то вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы. Обучающиеся и воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, а администрация не вправе препятствовать их проведению, если это не противоречит уставам образовательного учреждения и не препятствует образовательному и воспитательному процессам.
Обеспечение прав детей на охрану здоровья регламентируется статьей 10. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывают детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение детей.
В статье 12 говорится, что органы государственной власти РФ устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на неблагоприятных в экологическом отношении территориях.
Мероприятия по защите прав и законных интересов в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости детей, начиная с 14 лет, представлены в статье 11.
При приеме на работу детей старше 15 лет им гарантируется: вознаграждение за труд; охрана труда; сокращенное рабочее время; отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проводится ежегодный обязательный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора и другие льготы, установленные законодательством РФ.
В статье 13 описываются мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры. При принятии решений по вопросам социально-экономического развития территорий необходимо учитывать нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей, принятые с учетом региональных особенностей и традиций.
Объекты социальной инфраструктуры для детей не могут подвергнуться изменениям без предварительной экспертной оценки последствий этого для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания.
Имущество, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей, может использоваться только по прямому назначению. Заключение договора об аренде указанного имущества не возможно без экспертной оценки последствий такого договора для интересов детей.
Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается.
Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей, может осуществляться только с учетом гарантированного обеспечения государственных минимальных социальных стандартов для основных показателей качества жизни детей.
Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию(статья 14). Подтверждается необходимость защитить ребенка от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видео продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях обеспечения безопасности, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту, которая должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав этих детей(статья 15).
В целях защиты прав детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы, которые в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Она включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации, которые осуществляются этими службами самостоятельно или совместно с другими учреждениями.
Общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные, ущемляющие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия органов государственной власти, учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов по работе с детьми.
При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, необходимо обеспечить гуманное обращение с несовершеннолетними, оказать им квалифицированную юридическую помощь.
Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, проведение правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.
Глава 3 посвящена организационным основам гарантий прав ребенка. В статьях 16 и 17 обозначена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и выделены основные направления их работы по защите прав и законных интересов детей.
Государственная поддержка общественных объединений и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей, регламентирована в статье 18. Она заключается в льготах и компенсациях. Финансовая поддержка может осуществляться как на конкурсной основе, так и на условиях государственного заказа. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детейрегламентированыстатьей 19.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправлении разрабатывают и осуществляют соответственно федеральные, региональные и местные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства (статья 20).
Финансирование целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных и иных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством (статья 21).
Государственный доклад о положении детей в Российской Федерациии тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и международной общественности объективной систематизированной аналитической информацией (статья 22).
Судебный порядок беспошлинного разрешения споров, при реализации настоящего Федерального закона, является гарантией его исполнения (глава 4. статья 23).
В главе 5 приводятся сроки вступления в силу настоящего Федерального закона (статья 24). Президенту и Правительству предписывается привести в соответствие с настоящим Федеральным законом свои нормативные правовые акты
(статья 25).
Источник: Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 3 (196)