Раздел III. Развитие навыков письма и чтения.
Здесь мы расскажем о том, как помочь ребёнку овладеть письмом и чтением с помощью упражнений, придуманных Марией Монтессори и её последователями. Подбирая упражнения, мы встали перед нелёгкой задачей. Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению, и как технические приемы предложенные упражнения -только один из таких способов. Дети подвергаются дрессировке не хуже медведей и обезьянок, но в том-то и отличие педагогики М. Монтессори, что чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребёнка.
Например, общеизвестно, что к пяти годам дети в группах Монтессори начинают читать. Но это не правило. Моему сыну было уже шесть, когда он пришёл из детского сада и сказал маме: «Дай мне книгу, я хочу читать». Так и читал три дня подряд на занятиях и дома. Такой эффект, который М. Монтессори назвала «взрыв чтения», - результат долгой самостоятельной работы ребёнка, и не только в области языка.
Две простые идеи лежат в основе Монтессори-метода. Первая - ребёнок лучше, чем любой взрослый, знает, что ему нужно в каждый конкретный момент его жизни, и имеет внутренние силы для развития. Вторая - внимательный взрослый может помочь ребёнку не потеряться в чужом и подчас враждебном ему мире.
Именно поэтому учитель в Монтессори-группе наблюдает за самостоятельной работой детей и обычно показывает ребёнку упражнение только тогда, когда видит, что малыш к этому готов. Родителям иногда трудно это определить, но если ребёнок явно заскучал и начал отвлекаться, лучше не настаивать на продолжении. Впрочем, заскучать он может и потому, что взрослый сопровождает показ очень долгими и непонятными ребёнку объяснениями. Надо помнить, что занятия не должны быть для ребёнка тяжелой повинностью. Предполагается, что «урок» длится не более 3-5 минут, а признак его успешности - дальнейшая самостоятельная работа ребёнка. Итак, Монтессори предлагает такую триаду: специальная развивающая среда - свободный выбор - короткий урок. В нашей книге урок даётся под рубрикой «УПРАЖНЕНИЕ».
Обычно прежде чем показывать что-то детям, учитель сам, желательно не один раз, должен проделать и проговорить всё то, что он собирается предъявить ребёнку. Родителям тоже следует обдумать, как и что показать и сказать ребёнку. Порядок действий и примерный текст даны в «Упражнениях», но важно не только то, что вы скажете, но и как (насколько точно и доступно, каким тоном и с какими интонациями).
Всё это не заменит работу профессионалов с вашими детьми в правильно подготовленной Монтессори-группе, но даст ребёнку шанс естественно войти в увлекательный мир чтения. Правда, придётся не жалеть сил и времени. Поэтому несколько слов о системе и о том, что осталось за рамками этой книги.
Базой для чтения становится устная речь. Говоря с детьми, давая им точные уроки с новыми для них словами, вы расширяете их словарный запас, помогаете детям почувствовать красоту точного, правильно выстроенного высказывания. Поэтому следите за тем, как вы говорите с ребёнком.
Но прежде чем ребёнок начнёт читать, М. Монтессори предлагает научить его писать. Ведь письмо, как процесс, в котором преобладают психомоторные механизмы, легче, чем чтение, в которое вовлечен интеллект ребёнка. Этот пародокс, с точки зрения традиционных методик, объясняется тем, что Монтессори под чтением понимает не простое узнавание букв и умение складывать их в слова с определенной скоростью, а понимание ребёнком смысла прочитанного. В этом процессе малыш интерпретирует чужие мысли, а при письме только выражает свои, что, несомненно, более просто даже для взрослого человека.
Но и обучение письму у Монтессори нетрадиционно. Так, подготовка детей к письму происходит путем параллельного развития различных и не связанных между собой навыков, необходимых при письме. И в какой-то момент ребёнок приходит к «написанию» букв из бархатной (шершавой) бумаги. Знакомство с каждым символом проводится в виде знаменитого трёхступенчатого урока. Учитель показывает ребёнку две-три буквы и называет их. На втором этапе просит ребёнка найти названную букву. А на третьем, указывая на карточку, просит самостоятельно назвать букву. Ребёнок обводит буквы пальчиками, потом карандашом. Иногда, вспоминая название звука (у Монтессори даётся не буква, а звук, то есть не как пишется, а как читается буква), дети многократно обводят шершавую букву пальчиком.
Но истинный анализ и синтез звуков в слове проводится с помощью подвижного алфавита. Это набор букв, из которых ребёнок может сложить слово. Перед тем как составить слово, ребёнку нужно чётко произнести его и сопоставить каждому звуку символ. Вначале ребёнку предлагаются простые слова без звуковых сложностей. Подвижный алфавит также служит прекрасным средством совершенствования правописания. Для исправления обнаруженной ошибки ребёнку не надо переписывать всё слово, достаточно заменить букву или убрать лишнюю. После слов дети начинают писать фразы и даже маленькие рассказы. Теперь можно переходить к чтению.
Неудобство этого, на наш взгляд, наиболее эффективного пути заключается в том, что взрослому приходится даже на подготовительной к письму и чтению стадии делать множество специальных материалов, которые мы описываем в рубрике «Материал». Мы предлагаем вам наш вариант и думаем, что не так уж страшно купить вместо куклы Барби и её бесчисленных аксессуаров муляжи овощей, фруктов и животных. Эти нехитрые игрушки при умелом использовании будут работать на развитие вашего ребёнка. Подвижный алфавит можно купить, а можно использовать магнитную азбуку или сделать буквы самим. Желательно каждую букву иметь в нескольких экземплярах. Бумажная разрезная азбука здесь не годится - буква должна быть объемной.
Не столь сложно подобрать и красивые прищепки. Они послужат не только
для подготовки пальцев ребёнка к письму, но и помогут малышу освоить работу с
ножницами. Наверное, самый сложный материал - это рамки (упражнения 7, 8,
9). Пусть они будут если не фирменные металлические, то самодельные картон
ные, простых форм. К сожалению, сложные фигурные рамки (которые легко
купить) практически непригодны для работы - рука ребёнка не может кра
сиво и точно воспроизвести сложный контур, часто ломается карандаш,
и поэтому такая работа вызывает раздражение.
Расширение словарного запаса
ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ СЛОВ. КЛАССИФИКАЦИЯ
Цель. Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям.
Материал. Три коробочки или корзинки с муляжами фруктов, животных и с тем, что использует человек в повседневной жизни: очки, расчёска, машинка, зубная щётка, карандаш и т.д. (содержимое последней коробочки можно постоянно менять, складывая туда то, что может быть определено общим понятием).
УПРАЖНЕНИЕ 1
Предложите малышу выложить из одной коробочки и назвать те предметы, которые он уже знает. Отложите их в сторону. Незнакомые предметы достаньте из коробочки сами и назовите их (не больше двух-трех предметов за одну игру). Например: кораблик, паровоз, вертолёт. Поиграйте некоторое время с новыми предметами, повторяя их название: «Дай мне паровозик», «Возьми себе кораблик», «Поставь вертолёт на окно» и т.д.
В конце игры спросите у малыша, поочередно указывая на эти предметы: «Что это?» Когда ребёнок назовёт их, взрослый собирает все предметы вместе и даёт общее понятие: «Это транспорт».
Повторяйте игру с муляжами овощей, фруктов, животных. В конце каждой игры давайте общее понятие.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Ребёнок беспорядочно выкладывает предметы из трёх коробочек, называя уже знакомые ему предметы. Попросите его сложить в одну коробочку только то, чем пользуется человек, в другую то, что относится к растениям, в третью - животных. Предложите ребёнку самостоятельно повторить это и проверьте выполненную работу.
Ты помнишь Ёжика, Мышку и Мишку-малышку? Вот раз уехали их папы и мамы по делам, а деток одних оставили. Стали зверята порядок наводить, вещи и игрушки по местам убирать. Подобрали очки, которые на пол упали, расчёску, щётку зубную -и в одну коробочку сложили. «Потому что это не игрушки, а вещи, которыми мы пользуемся», - сказал Ёжик. «А я все машинки, самолетики, кораблики тоже в одну коробочку сложил, потому что это транспорт», - сказал Мишка. «А я яблоко хочу к очкам и расчёске положить. Я им тоже пользуюсь, каждый день ем», -сказала Мышка. А ты как думаешь, в какую коробку яблоко положить?
РАЗВИТИЕ
Цель. Расширение словарного запаса, представлений о живой природе. Материал. Серия карточек,
УПРАЖНЕНИЕ 3
Разложите перед ребёнком серию карточек с картинками, представляющими развитие плода. Например: зёрнышко, росток, молодое деревце, цветущее дерево, апельсин в разрезе с зёрнышками (в разрезе). Объясните малышу порядок появления плода, выкладывая карточки в правильный ряд. Потом перемешайте карточки и попросите ребёнка разложить карточки самостоятельно. В конце проверьте правильность выполненной работы. Можно подготовить карточки по развитию зверей, растений, насекомых (яйцо - цыпленок - курица; гусеница - куколка - бабочка и т. д.).
СЕМЬЯ
Цель. Расширение словарного запаса. Материал. Муляжи животных одной группы.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Попросите ребёнка взять коробочку с одной группой животных (например: бык, корова, телёнок) и назвать их. Взрослый повторяет за ребёнком или уточняет: папа - бык, мама - корова, ребёнок - телёнок. Играем в игру, где взрослый часто повторяет названия членов семьи. Папа-бык пошел к воде, мама-корова кормит телёнка и т.д. В конце игры спросите у ребёнка:«Как мы называем ребёнка в этой семье?» и т.д. Повторяйте эту игру с другими семьями, время от времени возвращаясь к уже изученным животным.
Решили зверята пообедать. «Не хочу сейчас обедать, -сказала Мышка. - Давайте сначала играть. Я буду мама-корова, Ёжик - папа-бык. А Мишка будет коровий ребёнок. Как его называют-то?». Ты знаешь, как зовут сына коровы? Каких детёнышей ты ещё знаешь?
Подготовка руки к письму
ВИНТИК, ЕЩЁ ВИНТИК
Цель.Развитие кисти, концентрация внимания, координация движений. Материал.Две коробки с разными крупными шурупами и гайками.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Ребенок берёт из одной коробки шуруп и подбирает к нему парную гайку из другой коробки и навинчивает её на шуруп. После показа взрослого это упражнение ребёнок может выполнять самостоятельно.
СОЛНЫШКО, СВЕТИ
Цель.Развитие трёх пишущих пальцев. Материал.Прищепки и полоска картона.
УПРАЖНЕНИЕ 6
Взрослый берёт одну прищепку тремя пальцами и показывает ребёнку, как её прицепить к картону. Далее малыш может повторить упражнение под присмотром взрослого и затем работать самостоятельно. Позже можно заменить картон туго натянутой верёвкой.
ШТРИХОВКА
Цель.Тренировка руки при обводке плоских фигур, штриховка, соблюдение границы при штриховке.
Материал.Раечки-вкладыши (десять рамок с вкладышами различной геометрической формы). Кроме классических рамок молено использовать и другие вкладыши, но не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки.
УПРАЖНЕНИЕ 7
Взрослый кладёт под лист картонную подкладку, затем обводит внутренний контур рамки. Убирает её. Вкладыш совмещается с нарисованной фигурой и обводится карандашом другого цвета (начинать необходимо с левого нижнего угла вверх, не отрывая руки). Вкладыш убирается. Фигура заштриховывается без отрыва руки и перехода границ. Движение имитирует письмо. Ребёнок повторяет упражнение самостоятельно.
Упражнение повторяется с другими вкладышами. Потом возможна комбинация фигур и штриховка линиями разной частоты и цвета. Ребёнок сам придумывает различные комбинации, создавая разнообразные орнаменты.
Постирала Мышка после обеда салфеточки и только начала их на верёвку вешать, а верёвка возьми и оборвись. «Не беда, -утешает подругу Мишка, - здесь гвоздик выпал, сейчас я тебе помогу». Нашел Мишка новый гвоздик, крепко к дереву прибил и верёвку на него привязал. «Вот теперь вешай салфеточки!» А Мышка их ещё и прищепками прикрепила, чтобы от ветра не улетели. Ёжик говорит: «А я сейчас картинки нарисую и на стенку повешу. Красиво получится!»
ВЫКАЛЫВАНИЕ
Цель.Тренировка руки при обводке плоских фигур.
Материал. Рамки — вкладыши (десять рамок с вкладышами различной геометрической формы). Кроме классических рамок можно использовать и другие вкладыши, но не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки. Шило или крупная кнопка с головкой.
Перед показом этого и следующего упражнения побеседуй- / / /
те с ребёнком об осторожном обращении с колющими предме *
тами. Дайте ребёнку осторожно попробовать острый конец.
УПРАЖНЕНИЕ 8
Взрослый помещает на лист бумаги плоскую форму и обводит её карандашом с левого нижнего угла вверх и направо, не отрывая руки. Под бумагу с рисунком кладём подкладку из картона или линолеума. Обкалываем по контуру шилом. В завершении работы отсоединяем полученную фигуру от листа бумаги. Ребёнок может работать с различными фигурами или их комбинациями.
ВЫШИВКА
Цель.Тренировка руки при обводке плоских фигур.
Материал.Рамки - вкладыши (десять рамок с вкладышами различной геометрической формы). Кроме классических рамок можно использовать и другие вкладыши, но не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того оке размера, что и рамки. Шило, иголка с разноцветными нитками. Необходимо выбрать иголку с большим ушком и показать ребёнку, как вставлять нитку.
УПРАЖНЕНИЕ 9
Как в предыдущем упражнении, обкалываем контур, делая отверстия на расстоянии одного сантиметра друг от друга (для упражнения желательно использовать более плотную бумагу). Берём иголку с ниткой и начинаем вышивать по контуру, не пропуская сделанные отверстия. Ребёнок может, комбинируя формы и цвет ниток, получить оригинальный орнамент.
ПРИЧЁСКА КУКЛЫ
Цель.Развитие мускулатуры руки, концентрация внимания.
Материал.Бумага и подкладка из картона, шило, иголка с разноцветными нитками, ножницы.
УПРАЖНЕНИЕ 10
Взрослый заготавливает рисунки с контуром в форме головы куклы. Показываем ребёнку, как вырезать эту фигуру. По верхней части вырезанного контура, немного отступив от края шилом, прокалываем отверстия. Вставляем в отверстия заготовленные нитки, получая волосы для куклы. Ребёнок может нарисовать глаза, нос, рот.
«Знаешь, Ёжик, - сказала Мышка, - картинки ведь и вышивать можно. Хочешь попробовать?» Взяли зверята нитки, большие иголки. Мишка говорит: «Я звезду вышью. Только дырочки для ниток сначала шилом проколю, а то мне иголкой трудно». «Ой, а я себе дочку-куколку сделаю! - придумала Мышка. - Сейчас личико нарисую и волосики ей пришью». Давай и мы с тобой что-нибудь вышьем, хорошо?
Звуковые игры
НАЙДИ ОБЩИЙ ЗВУК
Цель. Научить ребёнка различать звуки в слове на слух и подготовить к грамотному написанию букв.
Материал. Три коробочки с мелкими игрушками (или карточками с изображениями предметов - 3-4 в каждой коробке). В первой коробке — предметы, в названии которых есть общий звук в начале слова, во второй - тот же звук в середине, в третьей — в конце слова. Таких групп игрушек (картинок) желательно иметь на каждый звук в алфавите.
УПРАЖНЕНИЕ 11
Достаём из коробочки предметы и просим ребёнка назвать их (используем уже знакомые ему предметы). Например: слон, собака, сумочка. Повторите эти названия несколько раз, выделяя звук «с» в начале слова. Помогите ребёнку понять, какой звук общий для всех этих слов. Упражнение повторите с другой группой игрушек, в которой звук в середине, в конце слова. Избегайте сложных слов, где звук повторяется дважды (например, «сосна», «соска» и т.д.).
ЗВУКОВОЙ ПАРОВОЗИК
Цель. Научить ребёнка различать звуки в слове на слух и подготовить к грамотному написанию слов.
Материал. То же, что в предыдущем упражнении.
УПРАЖНЕНИЕМ
Игрушки (например, со звуком «с» в начале, середине и конце слова) вынимаются из коробочек и перемешиваются. Ребёнок должен разложить их по вагонам паровозика: в первый вагон - со звуком в начале слова, во второй - со звуком в середине, в третий - со звуком в конце слова. Предназначено для самостоятельной работы ребёнка.
ЦЕПОЧКА СЛОВ
Цель. Научишь ребёнка различать звуки в слове на слух и подготовить к грамотному написанию слов. Закрепление соотношения звука и его символа.
Материал. Коробка с отделениями (по числу звуков), в каждом из которых лежат предметы, начинающиеся на один из звуков. В каждом отделении по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.
УПРАЖНЕНИЕ 13
Ребёнок выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который оканчивается предыдущее. Например: куб -белка - ананас - самолёт - телефон - носок.
Ту-ту! Чух-чух-чух! - это поезд бежит по рельсам. Мишка за Ёжика, Мышка за Мишку. Ту-ту! Бежал-бежал поезд в далёкие края и остановился на погрузку. «Сейчас будем в вагоны загружать звуки», - сказал Ёжик. «Звуки? Как это?» - удивились Мышка и Мишка. «Возьмём звук «К» и придумаем с ним слова, чтобы этот звук в начале, в середине или в конце слова был. Я придумываю первое слово - корова». «Я придумал подушку, здесь «К» в середине», - обрадовался Мишка. «Да-а, -расстроилась Мышка, - мне самое трудное слово оставили. Зато я вот какое красивое придумала - сапожок!» Молодцы зверята!