Формирование элементарных навыков письма и чтения — три раза в неделю

  Произношение   Формирование элементарных навыков письма и чтения
Неделя обуче­ния Звуки Кол-во заня­тий Диф­ференциа­ция зву­ков на слух Анализ звукового состава слов Бук­вы Чтение, выкладывание, подбор слов к буквенным схемам
Закрепление [С, 3, Ш, Ж] [Л, Л', Р, Р']   Анализ слов разно- Ь Слова с мягким знаком и двусловные предложения
[Ч] [Ч—Г— Щ] го звуко-слогового состава, произнесе­ние кото- Ч Слова разного звуко-сло-гового состава. Правило написания ЧА, ЧУ
[Ч, Т']   Ю Слова с буквой Ю
[Ц] [Ц—С—Т] рых не Ц Слова разного звуко-сло-гового состава. Короткие предложения
  [Ц, С]   расходится с написа­нием
[Ч, С, Т'] [Ц, С]   Ф Слова разного звуко-сло-гового состава. Короткие предложения
  [Щ] [Щ-Ш-С]    
  Произношение   Формирование элементарных навыков письма и чтения
Неделя обуче­ния Звуки Кол-во заня­тий Диф­ференциа­ция зву­ков на слух Анализ звукового состава слов Бук­вы Чтение, выкладывание, подбор слов к буквенным схемам
[Щ] *   щ Слова разного звуко-сло-
  [Щ-Ч]       гового состава. Правило написания ЩА, ЩУ
[Щ, Ч, Т] [С, Г] [Ц, С, С]     ь Слова с разделительным мягким знаком
Повторение пройденного     ъ Слова с разделительным твердым знаком
33 34 35 36 Упражнения на все звуки по усмотрению логопеда     Чтение послебукварных текстов; упражнения с разрезной азбукой; выкладывание слов по буквенным схемам; письмо, упражнения в занимательной форме
37 38 39 40 Подгрупповые и индивидуальные занятия в соответствии с индивидуальными планами
                         

В случае выявления нарушений словарного запаса, граммати­ческого строя речи и связной речи рекомендуется более детальное обследование по методикам Г. А. Каше, О. Е. Грибовой, Г. И. Жаренковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.

I. Анкетные данные

1. Где находился ребенок до поступления в группу

2. Жалобы родителей

3. Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений)

П. Уровень общего развития ребенка

1. Устойчивость внимания, работоспособность

2. Состояние общей и мелкой моторики

III. Общее звучание речи (разборчивость, темп, инто­нация )

1. Строение и подвижность артикуляционного аппарата

2. Произношение звуков:

• Свистящие

• Шипящие

• [Л], [Л']

• [Р], [Р']

• Аффрикаты

3. Различение звуков на слух и в произношении

4. Сформированность фонематического восприятия

Рекомендуется использовать пособие по диагностике речевых нарушений «Методы обследования речи детей», М., 2005 (под ред. Г. В. Чиркиной)

5. Произношение слов сложного слогового состава, имеющихся в лексическом запасе ребенка

Рекомендуется использовать классификацию А. К. Марковой и др.

6. Словарный запас

7. Грамматический строй речи

8. Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)

Заключение

В соответствии с клинико-педагогической классификацией: алалия, дизартрия, ринолалия, дислалия.

В соответствии с психоло­го-педагогической классификацией: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи.

Рекомендации

В случае выявления общего недоразвития речи у ребенка, логопе­дом могут быть даны рекомендации родителям ребенка обратить­ся на ПМПК для уточнения диагноза и определения типа образо­вательного учреждения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный режим дня в младшей группе (3—4 года) для детей с ОНР1

Режимные моменты Время
Прием детей, игры, утренняя гимнастика 7.00—8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20—9.05
Подготовка к занятиям 9.05—9.10
Занятия 9.10—9.30 9.40—9.55
Подготовка к прогулке 9.55—10.00
Прогулка, индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00—12.20
Оформление логопедической документации 12.20—13.00
Обед 12.20—13.00
Сон 13.00—15.10
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику 15.10—15.20
Индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда 15.20—15.40
Полдник 15.40—16.00
Физкультурные/музыкальные занятия 16.00—16.15
Самостоятельные игры детей 16.15—16.30
Подготовка к прогулке, прогулка 16.30—18.00
Игры, уход домой 18.45—19.00

1 Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду и может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ.

День недели Тип занятий Время
Поне­дельник 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.10—9.30
    2. Формирование элементарных математических представлений, группа 2 9.10—9.30
    3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.40—9.55
    4. Формирование элементарных математических представлений, группа 1 9.40—9.55
Вторник 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.10—9.30
  2. Ребенок и окружающий мир/ художественная литература, группа 2 9.10—9.30
  3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.40—9.55
  4. Ребенок и окружающий мир/ художественная литература, группа 1 9.40—9.55
Среда 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.10—9.30
  2. Рисование/лепка, группа 2 9.10—9.30
  3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.40—9.55
  4. Рисование/лепка, группа 1 9.40—9.55
  5. Музыкальное занятие 16.00—16.15
Четверг 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.10—9.30
  2. Конструирование/аппликация, группа 2 9.10—9.30
  3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.40—9.55
День недели Тип занятий Время
  4. Конструирование/аппликация, группа 1 9.40—9.55
  5. Физкультурное занятие 16.00—16.15
Пятница 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.10—9.30
  2. Музыкальное занятие, группа 2 9.10—9.30
  3. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.40—9.55
  4. Музыкальное занятие, группа 1 9.40—9.55
  5. Физкультурное занятие 16.30—16.45 (на прогулке)
Режимные моменты Время
Прием детей, игры, утренняя гимнастика 7.00—8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.55
Подготовка к занятиям, занятия по подгруппам 8.55—9.20 9.30—9.50
Подготовка к прогулке, прогулка 10.00—12.25
Индивидуальные и подгрупповые занятия, проводимые во время прогулки 10.00—12.35
Оформление логопедической документации 12.35—13.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед 12.40—13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10—15.00
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику 15.00—15.10
Индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда 15.00—15.25
Полдник 15.25—15.40
Игры детей, художественная и трудовая деятельность 15.40—16.20
Занятия воспитателя (если они предусмотрены сеткой занятий) 15.40—16.00
Подготовка к прогулке, прогулка 16.10—18.00
Игры, уход детей домой 18.45—19.00  
День недели Тип занятий Время
Поне­дельник 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.00—9.20
  Формирование элементарных математических представлений, группа 2 9.00—9.20 9.30—9.50
    2. Подгрупповое логопедическое за­нятие, группа 2 9.30—9.50
    Формирование элементарных математических представлений, группа 1 10.00—12.25
    Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия    
Вторник 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.00—9.20
    Ребенок и окружающий мир/худо­жественная литература, группа 2 9.00—9.20
    2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.30—9.50
    Ребенок и окружающий мир/худо­жественная литература, группа 1 9.30—9.50
    Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00—12.25
Среда 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.00—9.20
    Рисование/лепка, группа 2 9.00—9.20
    2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.30—9.50
    Рисование/лепка, группа 1 9.30—9.50
    Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00—12.25
    Музыкальное занятие 16.00—16.15
Четверг 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.00—9.20
  Конструирование/ аппликация, группа 2 9.00—9.20
  2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.30—9.50
  Конструирование/аппликация, группа 1 9.30—9.50
  Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00—12.25
  Физкультурное занятие 16.00—16.15
Пятница 1. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 1 9.00—9.20
  Музыкальное занятие, группа 2 9.00—9.20
  2. Подгрупповое логопедическое занятие, группа 2 9.30—9.50
  Музыкальное занятие, группа 1 9.30—9.50
  Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 10.00—12.25
  Физкультурное занятие 16.30—16.50 (на прогулке)
Режимные моменты Время
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство 7.00—8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.50
Подготовка к занятиям, занятия по подгруппам и фронтальные (групповые) 8.50—11.05
Игры, подготовка к прогулке, прогулка 11.05—12.35
Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия 11.05—12.35
Оформление логопедической документации 12.35—13.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед 12.35—13.15
Подготовка ко сну, дневной сон 13.15—15.00
Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику 15.00—15.25
Полдник 15.25—15.40
Игры, художественная и трудовая деятельность 15.40—16.30
Занятия воспитателя (если они предусмотре­ны сеткой занятий), а также индивидуальные и подгрупповые занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда 15.40—16.30
Подготовка к прогулке, прогулка 16.30—18.00
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину 18.00—18.20
Ужин 18.20—18.45
Игры, уход детей домой     18.45—19.00  
День недели Тип занятий Время Специалист
Поне­дель­ник 1Логопедическое фронтальное занятие 2.Ознакомление с окружающим 3. Лепка/аппли­кация 4.Физкультурное занятие 9.00—9.30   9.40—10.10   10.20—10.55 вечер Логопед   Воспитатель Воспитатель   Физ. работник
Втор­ник 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Развитие элементарных математических представлений 3. Рисование 4. Физкультурное занятие 9.00—9.30   9.40—10.10     10.20—10.55 вечер Логопед   Воспитатель   Воспитатель   Физ. работник
Среда 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Конструиро­вание/ручной труд 3. Музыкальное 4. Развитие речи 9.00—9.30   9.40—10.10   10.20—10.55 вечер Логопед   Воспитатель   Муз. работник Воспитатель
Чет­верг 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Развитие элементарных математических представлений 3. Рисование 4. Физкультурное занятие 9.00—9.30   9.40—10.10   10.20—10.55 вечер Логопед   Воспитатель   Воспитатель Физ. работник
Пят­ница 1. Логопедическое фронтальное занятие 2. Музыкальное 3. Ознакомление с художественной литературой 4. Развитие речи 9.00—9.30   9.40—10.10   10.20—10.55 вечер Логопед   Муз. работник Воспитатель   Воспитатель
             

1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, до­машний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о роди­телях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)

2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности про­текания беременности и родов, раннее физическое и психиче­ское развитие (когда начал сидеть, ходить, узнавать окру­жающих его родных и близких людей и т. д.), когда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя, когда появи­лись гуление и лепет; характер протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однообразие и т. д.), по­нимание простых обращений, просьб, время появления осмысленных слов, характер первых слов (целостность или слоговое воспроизведение, многозначность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрослыми, время появления пер­вых словосочетаний, характер поступательного развития ре­чи (замедленный, динамичный, прерывалось ли речевое раз­витие (когда, по какой причине, в чем выражалось))_

3. Заключения специалистов (отоларинголога, окули­ста, психоневролога и др.)_

4. Состояние неречевых процессов (способность уста­навливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность орга­нов артикуляционного аппарата)_

5. Обследование понимания названий игрушек, знако­мых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных дейст­вий, действий, выраженных возвратными глаголами, дей­ствий, близких по ситуации, вопросов по содержанию сюжетной картинки, пространственного расположения предметов (подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на полку; положи мяч под стул; карандаш — в коробку и т. д.), назначения предметов, названия признаков по ве­личине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего зна­чения слов, категории числа существительных, числа, ро­да, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, катего­рии рода прилагательных_

6. Обследование понимания коротких текстов (прослу­шивание текста, выполнение указательных действий с опо­рой на вопросы по содержанию)_

7. Обследование активного словаря и навыков речевого подражания (количество словесных единиц в активной ре­чи ребенка, частота использования отдельных слов, воз­можности повторения за логопедом слов из активного лек­сикона (в любом фонетическом оформлении, возможности повторения отдельных гласных звуков и их сочетаний ([у], [а], [о], [и]), возможность использования в речи звуко-комплексов и звукоподражаний, проявления многозначно­сти слов, возможности соединения лепетных слов в фраг­менты предложений («да ку» — дай куклу).

Логопедическое заключение*_

* Рекомендации к оценке полученных результатов обследова­ния:

— сопоставить уровень понимания речи с уровнем развития экспрессивной речи ребенка;

— определить количественный состав имеющихся у ребенка слов и отдифференцировать их по категориям:

• правильно произносимые слова (папа, мама, баба);

• слова-фрагменты («япа» — яблоко, «ко» — кошка, «ми-ка» — мишка);

• слоговые звукоподражания (му-му, га-га);

• контурные слова («ника» — книга, «ати» — очки, «та­тя» — рука);

• диффузные слова (не соотносящиеся с нормативными лек­семами) («вака» — кровать, «тика» — лошадка, «атя» — по­душка);

— четко определить возможность/невозможность употребле­ния простых предложений в самостоятельной речи.

При подведении итогов обследования необходимо сопоставить полученные результаты с условным эталоном речевого развития по возрастным этапам.

1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, до­машний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о роди­телях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)

2. Сведения о раннем развитии ребенка (особенности протекания беременности и родов, раннее физическое и психическое развитие (когда начал сидеть, ходить, узна­вать окружающих его родных и близких людей и т. д.), ко­гда стал реагировать на звук, откликаться на свое имя, ко­гда появились гуление и лепет, характер протекания лепетного этапа развития речи (низкая активность, однооб­разие и т. д., понимание простых обращений, просьб, вре­мя появления осмысленных слов, характер первых слов (целостность или слоговое воспроизведение, многознач­ность и т. д.), насколько активно повторяет слова за взрос­лыми, время появления первых словосочетаний, характер поступательного развития речи (замедленный, динамич­ный, прерывалось ли речевое развитие (когда, по какой причине, в чем выражалось))_

3. Заключения специалистов (отоларинголога, окули­ста, психоневролога и др.)_

4. Состояние неречевых процессов (способность уста­навливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность орга­нов артикуляционного аппарата)__

личине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего зна­чения слов, категории числа существительных, числа, ро­да, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, катего­рии рода прилагательных_

5. Обследование понимания названий игрушек, знако­мых ребенку, обиходных предметов, частей тела (на своем примере и на примере куклы), предметов, изображенных на сюжетных и предметных картинках, обиходных дейст­вий, действий, выраженных возвратными глаголами, дей­ствий, близких по ситуации; вопросов по содержанию сюжетной картинки, пространственного расположения предметов (подойди к шкафу, возьми книгу, положи ее на полку; положи мяч под стул; карандаш — в коробку и т. д.), назначения предметов, названия признаков по ве­личине, цвету, принадлежности и т. п., обобщающего зна­чения слов, категории числа существительных, числа, ро­да, вида глаголов, понимание префиксального изменения глаголов, залоговых отношений, падежных форм, катего­рии рода прилагательных_

6. Обследование понимания коротких текстов (прослу­шивание текста, выполнение указательных действий с опо­рой на вопросы по содержанию)

7. Обследование понимания названий грамматических категорий (числа существительных, глаголов, рода глаго­лов, вида глагола, их префиксального изменения, падеж­ных форм, рода прилагательных, падежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов ме­жду собой, временных отношений)_

8. Обследование состояния активной речи:

• объем и качественные характеристики предметно­го, глагольного словаря и словаря признаков (названия предметов и их частей, частей тела человека и животных, птиц и их детенышей, их жилищ, профессий и соответст­вующих действий и атрибутов, обобщающие слова, дейст­вия, связанные с окружающим животным и растительным миром)_,_

• навыки словообразования (уменьшительно-ласкатель­ные формы существительных и простые приставочные гла­голы) _

• навыки словоизменения (употребление падежных кон­струкций, согласование существительных с прилагатель­ными и порядковыми числительными)_

• возможности понимания и использования предлогов (простых и некоторых сложных)_

• возможности составления предложений с опорой на наводящие вопросы, по картинке и т. п. (максимальное ко­личество слов, употребляемых при составлении предложе­ния, взаимосвязанность слов в предложении и т. д.)_

• возможности объединения нескольких предложений в короткий рассказ_

9. Обследование звукопроизношения и возможности воспроизведения слов разной слоговой структуры и звуко-наполняемости (в соответствии с выделенными А. К. Мар­ковой классами слоговой структуры)_

10. Обследование фонематического восприятия (по­вторение слогов с оппозиционными звуками, при условии, что эти звуки произносятся правильно, определение нали­чия заданного звука в слогах, словах (после небольшого обучения))_

Логопедическое заключение*_

* При оценке детской речи необходимо сопоставить данные обследования с эталонами возрастной нормы.

1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, до­машний адрес, откуда поступил ребенок, сведения о роди­телях, жалобы родителей на речь ребенка, обращались ли ранее к логопеду)_

2. Раннее речевое развитие (когда появились гуление, лепет, первые слова и предложения; не прерывалось ли ре­чевое развитие; когда родители заметили отставание в ре­чевом развитии; какое участие семья принимала в стиму­ляции развития речи ребенка)_

3. Заключения специалистов (отоларинголога, окули­ста, психоневролога и др.)_

4. Состояние неречевых процессов (способность уста­навливать и поддерживать контакт, особенности внимания и памяти, особенности мыслительных операций, состояние общей и мелкой моторики, строение и подвижность орга­нов артикуляционного аппарата)_

5. Характеристика состояния речи ребенка на момент обследования (образец беседы, общее звучание речи (общая оценка темпа, выразительности, разборчивости речи, зву­чания голоса ит. д., наличие фразовой речи (указать, пред­ложения какой структуры используются в самостоятель­ной речи))_

6. Состояние звукопроизношения (произношение изо­лированно и в слогах, словах, фразах следующих звуков: гласные звуки первого ряда ([а, у, о, ы] и т. д.), йотирован­ные звуки ([я, ю, е] и т. д.), шипящие и свистящие ([с, с', з, з', ш, ж, щ, ч, ц]), звонкие/глухие ([т—д, п—б, в—ф]), твердые/мягкие ([т—т\ д—д', п—п', в—в']), заднеязычные ([к—к', г—г', х—х'] и т. д.))_

• состояние фонематического восприятия (выделение звука из ряда других звуков, в слогах, словах, подбор кар­тинок на заданный звук, самостоятельное придумывание слов с заданным звуком)_

7. Навыки звукового анализа и синтеза (выделение пер­вого гласного/согласного звука в слове; выделение послед­него согласного звука в слове; гласного звука в положении

• обследование слоговой структуры слова и звукона-полняемости (воспроизведение слов различной слоговой структуры и фраз, включающих слова сложной слоговой структуры)_

• обследование количественных и качественных пока­зателей развития лексического строя языка (выявление степени сформированности понимания и употребления на­именований предметов, глаголов, признаков с опорой на те­матические циклы)_

• понимание и употребление названий: профессий и ат­рибутов к ним; животных, птиц и их детенышей; глаголов, обозначающих голоса животных и птиц; чувств, эмоций; различных явлений природы; действий, связанных с раз­личной профессиональной деятельностью; глаголов, свя­занных с животным и растительным миром; семантически близких названий действий, признаков предметов, обозна­чающих величину, форму, цвет, вес, температуру, сезон­ность, подбор антонимов, синонимов, подбор однородных членов предложения к заданным словам, объяснение зна­чений слов, объяснение переносного значения слов и целых выражений_

8. Обследование словообразовательных навыков (объяс­нение значения производных слов, образование существи­тельных мужского, женского и среднего рода с умень­шительно-ласкательным и уничижительным значением, существительных с увеличительным значением, существи­тельных со значением единичности, названий профессий мужского и женского рода, существительных с суффикса­ми -ник-, -ниц-, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, относительных прилагательных, относи­тельных прилагательных, выражающих эмоциональную окраску, сложных слов, выявление словотворческих спо­собностей) _

9. Обследование грамматического строя речи (па-дежно-предложные конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой, временные отношения, употребление существительных единственного и множест­венного числа в именительном и родительном падежах,

употребление существительных в родительном падеже, существительных множественного числа в дательном и ви­нительном падежах, навыки согласования существитель­ных мужского, женского и среднего рода с прилагательны­ми и существительными)_

10. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по картине, по представлению (описанию), по се­рии картин, пересказа)_

Логопедическое заключение

Рекомендации

* При обследовании детей с IV уровнем речевого развития ре­комендуется, придерживаясь указанной схемы, усложнять мето­дику и содержание предлагаемых детям заданий: варьировать лексический материал, давать меньше опоры на наглядность, включать слова, выходящие за рамки повседневной речевой прак­тики, наращивать структуру предложных конструкций, до­биваться ответов полноценным развернутым высказыванием, включающим придаточные причины и следствия, добавлять твор­ческие виды рассказывания, усложнять лексические темы, изу­чать подробнее навыки звукового и слогового анализа и синтеза, владение элементами грамоты и т. д.

Документация логопеда, занимающегося в группе для детей с заиканием

1. Календарный план работы логопеда.

2. Тетрадь обследования заикающегося ребенка.

3. Тетрадь заданий воспитателю.

4. Индивидуальная тетрадь ребенка.

5. Отчет о работе.

/. Календарный план работы логопеда

Календарный план работы логопеда составляется сро­ком на одну неделю. В плане на каждый день пишется:

• тема занятия (например: «Рисование фруктов»);

• задачи: программные (например, закрепление уме­ния рисовать предмет округлой формы); коррекционные (упражнение детей в самостоятельных однословных отве­тах при наличии наглядной опоры); коррекционно-воспитательные (воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда или точно выполнять устные задания, пору­чения и т. д.);

• методические приемы (показ приемов изображения, объяснение, образец рисунка и т. д.);

• материал для занятия (бумага, карандаши, предмет­ные картинки);

• основные вопросы (перечень вопросов, которые будут задаваться детям).

Индивидуальная работа по преодолению нарушенного звукопроизношения планируется один раз в неделю на раз­ные подгруппы детей, подобранные по нарушению одних и тех же звуков.

В плане ежедневно заполняется графа «Учет». В учете пишется, как выполнены поставленные задачи в целом. Кроме того, выделяется графа «Индивидуальные про­явления детей», в которой отмечается улучшение или ухудшение речи отдельных детей, особенности их поведе­ния. Учет по индивидуальной работе с детьми пишется ежедневно.

Наши рекомендации