Манипулирование контрастами

Гримасы

Глядя в зеркало, стройте гримасы, передавая мимикой различные эмоции (гнев, радость, удивление, страх, восторг и др.). Обратите внимание на вовлечение в работу всех групп мышц: лба, щек, век, губ.

Гримасничая, необходимо искать новые, неожиданные выражения, мимические движения, передающие разнообразие оттенков чувств.

Для губ и языка

Несколько раз сделайте движение губами, как при произнесении звуков, меняя различные положения - губы сомкнуты, "трубочкой", "пятачком", вращение губ в положении "пятачок" вверх, вниз, вправо, влево.

Языком дотронуться до зубов - до альвеол - до гортани. Счет 1-2-3.

Языком коснуться внутренней стороны щеки правой - левой. Счет 1-2.

Языком "раздвинуть" соединенные зубы, резко "выбросить" язык; расслабить, резко "съесть" язык.

Языком коснуться кончика носа, затем - подбородка. Счет 1-2.

Губу нижнюю "почесать" верхней челюстью, верхнюю губу "почесать" нижней челюстью. Счет 1 - 2.

Губы растягиваются, как бы произнося звук "и"; губы вытягиваются вперед, как бы произнося звук "у". Счет 1 - 2.

Упражнения для выработки навыков правильного речевого дыхания

Упражнения для развития активности дыхания

Насос

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь - выдох. Теперь делайте то же самое, но со звуком: наклоняясь, как бы выбрасываете изо рта очередную порцию воды - "фффуу!". Сложите губы, как бы для свиста, и с силой выдыхайте воздух: "фффуу!". Не торопитесь; распрямляясь, успевайте делать полный глубокий вдох. Проделайте наклоны 4- 5 раз подряд. Постепенно можно увеличить число наклонов.

Вежливый поклон

Позиция первая - поднимитесь на носки, руки в стороны (вдох). Позиция вторая - медленно наклоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. Склонившись, произнесите растянутое на звуке "с" слово "Здрассссте". Следите за тем, чтобы последний слог "те" прозвучал громко, отчетливо, для чего сохраните для него полновесную порцию воздуха.

Упражнения для тренировки организованного выдоха

Цветочный магазин

Исходное положение - стоя. Выдохните на звук "п-фф" и втяните при этом живот. Делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. После этого на звук "п-фф" медленно и плавно выдыхайте. Вдох - короткий, выдох - длинный. Повторите 2-3 раза.

Звукоподражание

Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, тонкий звон комара, жужжание пчелы, карканье вороны, рокот мотора и т. п.

Трубач

Прижмите к губам мундштук воображаемой трубы (это может быть ваш кулак) и, выдувая воздух, протрубите (без звука) какой-нибудь бодрый, энергичный мотив:

Закаляйся, если хочешь быть здоров,

Постарайся обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

Не торопитесь, выдувайте воздух ритмично, медленно, торжественно. Следите, чтобы вдох был полным, глубоким, а выдох - энергичным.

Упражнения для распределения выдоха

Егорки

Возьмем для тренировки известную детскую считалку про Егорок: "Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка... 33 Егорки". Распределите вдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте дыхательную паузу после каждого третьего "Егорки": "Как на горке, на пригорке (вдох) стоят 33 Егорки(вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егор-ка(вдох)...и так до конца. Когда почувствуете, что эта порция вами освоена, переходите на более длительный счет: вдох через 8,11 "Егорок".

На одном дыхании

Произнесение большого по объему речевого периода "на одном дыхании": глубоко вздохнуть и на выдохе проговорить текст. Например, из Гомера:

"Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный:

- Робким ничтожным меня справедливо бы все называли,

Если б во всем, что ни скажешь, тебе угождал я, безмолвный......

Упражнения для появления навыка добора дыхания

Технику добора дыхания можно отрабатывать на приведенном выше тексте "Егорки". Произнеся первую часть фразы "Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки" на одном дыхании (громко, отчетливо, не торопясь), делайте добор воздуха после каждого "Егорки": "Раз Егорка (добор), два Егорка (добор)..." и так до конца. Не смущайтесь тем, что у вас еще недостаточно воздуха, пополняйте его запас, но каждый раз добирая не более того, что было израсходовано! Следите за тем, чтобы воздух не расходовался в паузах, а только на очередное слово.

Вдох и выдох соотносятся в идеальном артистическом дыхании как 1/20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и так, чтобы аудитория этого не слышала.

Люфтпаузы (паузы для добора дыхания) не должны разрывать течения мысли. Не допускайте утечки воздуха между словами и в паузах. Не торопитесь, соблюдайте размер, держите четкий ритм, договаривайте каждое слово. Экономьте распределяемый воздух так, чтобы последнее слово в строке было так же полнозвучно, как и первое. Текст для примера: "Людей, которые бессознательно искажают привычные выражения и слова, приспосабливая их к новой действительности, кто-то удачно назвал народными исказителями. Исказители от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя сказанное, добиваются подчас не меньшего эффекта" (Ф. Кривин).

Упражнения для совершенствования голосового аппарата

В обыденной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой. Но когда учителю приходится говорить перед классом, говорить активно, убеждая десятки людей, и длительное время, то бытовых навыков речи, привычных приемов голосоведения уже недостает.

Необходимые для профессиональной деятельности учителя голосовые качества можно тренировать с помощью многих упражнений. Для удобства классифицируем их на упражнения, развивающие свободное звучание голоса (1), умение правильного посыла звука (2), выработку верной резонации (3), звуковысотный диапазон голоса (4).

Баюканье

Для создания наилучших условий для свободного звучания голоса сначала необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. Зажим в гортани можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Его следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих. После этого попытайтесь установить свой естественный, свободный голос, то есть такое его звучание, которое является для каждого максимально органичным, возникает легко, без мышечных усилий. Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа "Баюканье".

Сядьте удобно, свободно, но не развалясь и сохраняя прямую осанку. Представьте, что вам нужно убаюкать малыша. Вы устали, хотите спать, а малыш никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим голосом сквозь сомкнутые губы: "Ммм-ммм...". Чуть раскачивайтесь в такт баюканью, не пойте, не включайте голос, а именно негромко, не раскрывая рта, спокойно, без резких звуковых толчков, но достаточно энергично имитируйте пение. Дыхание

активное, ровное. Рот прикрыт, звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию. Затем попробуйте в конце каждого созвучия приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком "а": "Мм-мм-ма...". Не открывайте рот широко. Пусть гласные чуть вырываются через губы, собранные как для свиста, не "полощите" звуком горло, звук возникает на кончиках губ.

Скакалка

В работе над речевым голосом учитель не может обойти такой важный элемент, как посыл звука, связанный не с увеличением силы звука, а с умением направить его в сторону слушателей. Легкий, но энергичный толчок диафрагмы при выдохе позволяет как бы подбросить звук кверху, как мячик, послать его на большое расстояние.

Читайте отрывок вслух, скандируя по слогам, в ритме человека, который прыгает со скакалкой. Не торопитесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не "разваливайте" гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте, что вы говорите в рупор мегафона.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки.

И не чувствую одышки.

Голос звучен, льется ровно,

И не прыгаю я словно.

Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз!

Можно прыгать целый час!

Произнесение слова "с позывом": как бы посылая вдаль через большое пространство; лучше брать слова с открытыми слогами: А-ле-нуш-ка!!! Е-ка-те-ри-на!!! Э-во-лю-ци-я!!!

Стон

Сядьте прямо и вообразите, что у вас болит горло или голова. Негромко стоните с целью успокоить боль, отвлечься от нее. При этом все должно быть свободно, плечи опущены, шея расслаблена. Медленно двигайте головой, продолжая стонать. Не зажимайте звука. Стон свободный, на средней ноте, свойственной вашей разговорной речи. Рот закрыт, но не плотно. Медленно, без напряжения слегка опустите нижнюю челюсть - "мма...", и сейчас же закройте рот. Главное - мышечная свобода, работает только дыхательный аппарат. Тренируйте на "стоне" всевозможные сочетания: ммум-ммом-ммам-ммэм-ммим-ммым-мм. Продолжая стонать, слитно, как одно слово, произнесите фразу "Мам, меду нам". Постепенно переходите сначала к повышению, а потом к понижению голоса. Затем чередуйте произнесение фразы полунапевно, слитно и речево, разговорно, отрывисто - "Мам! Меду нам!". При этом в речевом аппарате ничего не меняется, все так же мягко, свободно в области глотки. Только диафрагма вздрогнула. Проследите, чтобы не было чрезмерной активности при речевом произнесении, чтобы сохранялась свобода и легкость звучания. В конце потренируйте волевое произнесение знакомых сочетаний слогов: My! Mo! Ma! Мэ! Мы! Ми!

Книжки

Основной характеристикой выразительности звучащего голоса учителя служит его звуковысотный диапазон. Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне: для тренированного голоса этот диапазон - примерно две октавы. Однако в обыденной речи используется такой диапазон нечасто, что приводит к звуковому монотону. Монотонный, ровно звучащий в узком интервале 3-4 тонов голос учителя притупляет восприятие, поэтому так важны упражнения по развитию диапазона голоса.

Тише - громче, выше - ниже

Произносите стихотворные строчки, поочередно заменяя громкость произнесения, например:

- Идет бычок, качается, (громко)

Вздыхает на ходу... (тихо)

Стихи

Читайте стихотворные строки с последовательным понижением регистра голоса. Например, "Аквалангист":

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать аквалангистом.

Я опускаюсь ниже, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном.

Хоть опустился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

А это текстовое упражнение в стихах читайте, сочетая короткий вдох и длительный выдох с полноценным звучанием. Стихотворение полезно и выучить наизусть.

Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком -

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

Зов

Чтобы развить "полетность" голоса, надо уметь и на негромком звучании посылать звук вдаль. Выработать ощущение того, что говорить следует, как бы посылая звук "к себе", а не "от себя". Действуйте с задачей привлечь внимание класса к себе. Перед тем, как начать говорить, скажите мысленно: "Внимание - начинаю". Голос должен звучать спокойно, зазывно. Как нельзя сразу отдавать всего, что есть внутри (чувств, эмоций), так нельзя сразу взбираться на самые высокие тона голоса. В постепенности подъема и спуска голоса заключены уверенность и покой. Слушатель никогда не должен замечать предела вашего диапазона голоса. Поэтому надо научиться пользоваться приемом голосовых "оттяжек". Повышая слово или строку, в начале каждой следующей строки нужно делать небольшое понижение голоса, с тем чтобы повысить ударное слово в последующей мысли. Затем опять немного понизить голос, чтобы иметь возможность повысить его далее по "диапазонной лесенке".

Дикционные упражнения

Основную причину того, что часто человеческая мысль трансформируется до неузнаваемости при воплощении в звучащей речи, можно увидеть в том, что многие люди не имеют элементарных знаний в области техники речи, к которой, в частности, относится дикция: четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Четкая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов (губ, языка). Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки - артикуляционной гимнастики, позволяющей управлять нужными группами мышц.

Все вышеприведенные упражнения будущий учитель может использовать для тренировки гласных, так как гласные включаются во все голосовые упражнения. Особую важность для четкой речи педагога представляет тренировка согласных звуков. Необходимо помнить, что взрывные звуки требуют плотной смычки речевых органов и активного преодоления этого препятствия струей выдыхаемого воздуха. Для их тренировки полезны следующие упражнения.

Пробка

Проверьте, насколько хорошо подготовлены ваши губные мышцы к образованию взрывных звуков "п" и "б". Плотно сожмите губы, натяните их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвите смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами. Не освобождайте губ, пусть их смычку разорвет воздушная струя.

Косарь

Представьте, что вы точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ccc-ззз...ссс-ззз...ссс-ззз... Коса наточена, можно косить. Взмах косы - и она звучно режет траву: жжж…жжж…

Телеграмма

Представьте, что вы как будто выстукиваете телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал!..лэ-лэ-лэл!..ло-ло-лол!..лу-лу-лул!..лы-лы-лыл!..ли-ли-лил!.. Ударение - на последний слог. Держите ритм.

Колыбельная

Вспомните знакомую мелодию колыбельной песни. Напевайте эту мелодию на всех гласных - а, о, у, э, ы, и. Запомните состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение того, что "качаешь" гласные диафрагмой. Шире раскрывайте рот и добивайтесь свободы мышц нижней челюсти.

Хочу молока

Вы "больны" и обращаетесь к маме: "Ах, больной я. Ай-ай-ай. Молока мне, мама, дай!". Рот раскрывается хорошо, но не слишком.

Все естественно, челюсть опускается мягко на ударной гласной "а". Весь текст звучит слитно и протяжно. Поищите легкое звучание голоса в разных высотах, но не занижайте голоса, чтобы не "сесть на горло". Развивайте пока только "центр" своего голоса - 3-4 наиболее удобных тона.

Эхо

Произнесите дважды "Ау-у". Первый раз - "зовете". Второй - отдаленное эхо. Последите, что делается с мышцами щек и губ (их напряжение и расслабление). Старайтесь убирать пестроту звучания гласных, когда "звук "а" вылетает из живота, звук "е" - из голосовой щели, "и" - протискивается из сдавленного горла, звук "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь" (К.С. Станиславский).

Произнесите четко и громко следующие звукосочетания:

наа,нао,наэ,нау; паа,пао,паэ,пау;

заа,зао,заэ,зау; ноа,ноо,ноэ,ноу.

Следите за тем, чтобы не утрачивались гласные:

по азбуке; на обществе; по адресу; за этажеркой; по этажам;

за окнами; за очерком; по обручу; по этому; на оттиски;

подкупить - за откупом; нащупать - на ощупь; озабоченный - за обочиной;

застава - за отставкой; на зиму - на озимый; по глазу - по огласке;

по зернышку - по озеру; обоз - на обоз; на врага - на овраге;

утро - по утрам; пугало - по углам; навез - на овес.

Вкусно

Произнесение слова с опорой на гласные звуки, наполняя удовольствием, оживляя в сознании предмет называемый, например: д-о-м! с-о-лнце! дисцип-ли-на!

Взрываю

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их, - п! пь! т! ть! к! кь!

Произнесите парные согласные: глухой и звонкий, поочередно добавляя гласный звук к трудному сочетанию. Получится вот что:

бпа, дта, вфа, гка, зса, жша...

бпэ, дтэ, вфэ, гкэ, зсэ, жшэ... и т.д.

Произнесите следующее: к бдительности; к птице; об ткацкий станок; абстракция; обструкция; обстрелять; взбежал; вправил; вкрадчив; на ум взбрести; о нем вздыхать; курок взвел.

Имитатор

Займитесь имитированием различных звуков: стук колес поезда; пулеметная очередь; цокот подков; быстрое звяканье ножниц; падающие капли дождя; чириканье воробья; кваканье лягушки (но не искажайте при этом тембр - окраску голоса); дрожащий от холода звук "в".

Произнесите следующее:

Кап-кап-кап-каплет дождик.

Каковы стихи поэта?

Сам народ сказал про это:

"Цикал-цикал мотоцикл

И нацикал целый цикл".

Скороговорки

Быстро и четко произнесите скороговорки:

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, а перескороговоренные не перевыскороговариваются.

У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Осип охрип, Архип осип.

Побежали поросята по росе, потерялись поросята, да не все.

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Тараторит у грота оратор, проторил оратор тропу к ратникам.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Упражнения на создание перспективы звучащей речи

Иногда ученики, слушая речь учителя, понимают каждое отдельное предложение и не понимают содержания в целом. Это бывает связано с неумением учителя отразить необходимую логику в звучащей фразе, построить перспективу устной речи. Упражнения, воспитывающие у студента навык создания логической перспективы речи, можно найти в сборнике "Учителю о педагогической технике" (М., 1987).

Упражнения для развития интонационной выразительности голоса

Болтуны

Представьте, что на уроке вы заметили беседу на постороннюю тему. В этот момент вы произносили следующую фразу: "В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них". Постарайтесь, не отвлекаясь, изменить речь и обратить на себя внимание болтунов. Для этого измените, укрупните речь, растягивая гласные, укрупняя и удлиняя их. Включайте в действие сочные "верхи" и "низы".

Телеведущий

Проследите за речью ведущих в различных телеиграх-соревнованиях. Выделите приемы, которые используют ведущие для придания игрокам энтузиазма и азарта.

Манипулирование контрастами

Произнесите фразу "Вы не должны были так поступать, даже если вы уверены в своей правоте" с постепенным нарастанием громкости в голосе. Максимальная громкость должна быть на слове "уверены". Затем как бы прыгните назад, на исходную позицию, и следующие слова произнесите "на басах" и достаточно тихо. Таким образом, у вас вновь появится возможность добиваться прироста силы в голосе, настойчивости. Кроме того, контрастная смена силы и высоты звучания голоса часто успешно маскирует отсутствие изобретательности в подборе аргументов или даже восполняет это отсутствие, потому что создается впечатление смены аргументации.

Темп

Попробуйте в разном темпе проговорить небольшой текст из 4-5 предложений. Не забывайте, что медленный темп речи, казалось бы, облегчает восприятие слушателей, но не дает стимула к непроизвольному вниманию, создает так называемую "информационную пустоту". А слишком быстрый темп затрудняет слушателей и разрушает внимание.

Упражнения на интонирование знаков препинания

Добьюсь ответа

Произнесите следующее:

Видели ли Лидию?

Полили ли лилию?

Полили иль нет?

Почувствуйте желание во что бы то ни стало получить ответ. Все выше и выше поднимается ваш голос, изменяется темп. Задавая вопросы, не увеличивайте силу звука, чтобы яснее ощутить движение голоса вверх.

Двоеточие

Это очень действенный знак препинания, собирающий внимание слушателей к восприятию дальнейшей речи. Произнесите:

Не хвастайся успехами до срока:

Кто хвастается, тем до них далеко.

Чаще используйте в своей речи двоеточие, чтобы заинтересовывать слушателей тем, что будет сказано дальше, собрать внимание на самом важном, подготовить их к восприятию необходимой мысли.

Запятая и точка

Речь не должна быть "рваной", она должна иметь хорошие голосовые "загибы" на запятых и ярко выраженное понижение голоса на точке. Запятая усиливает общение, крепче связывает со слушателями. Например:

Будь слово как рубин, пылающий огнем.

По весу легок он, а по цене весом.

Главное слово

Чрезвычайно важно уметь выделять главное слово в предложении, являющееся смысловым центром и отражающее отношение говорящего к сообщаемому. Оно выделяется понижением или повышением голоса, усилением, паузами, протяженностью слова.

При этом речь становится понятной и легко воспринимаемой слушателями. Следует научиться снимать ударения со всех остальных слов, кроме главного, что облегчает фразу. Произнесите фразу, выделяя только одно, главное, слово (слова меняйте): Его речь сильно захватила всех слушателей.

Понижение голоса на ударном слове придает речи окраску убежденности и покоя от сознания правоты. Понижение голоса на главном, ударном, слове при утвердительной интонации является характерным признаком мелодики русской речи. Речь наша волнообразная, поэтому всегда надо начинать говорить в среднем тоне, чтобы иметь возможность повышать голос, развивая мысль, и понижать тон голоса на точке.

Не своим голосом

Произнесите одну и ту же фразу "голосами разных животных" - кролика, бегемота, коня, лисы, мышки, медведя, белочки, коровы, собаки, змеи, ежа и других - так, чтобы резко изменялся ритм, регистр голоса, интонации, окраска; фразу лучше брать нейтрально-информационную, например; "Сегодня очень хорошая погода".

Ведите диалог "языком разных животных", условно обозначенным в сказках; так, корова говорит "му", кошка - "мяу", собака - "тяв", змея - "шиш-ш" и т.д.; надо разделиться на диады, канва разговора задается преподавателем либо одним из студентов, развитие сюжета непредсказуемо; главное в этом упражнении - интонации, умение их слышать, умение их создавать.

Что будет дальше

По первой фразе вашего сокурсника, направленной в адрес аудитории, по ее интонационной окраске определите содержание предстоящего с аудиторией общения.

Подтекст

Произнесите текст с подтекстом. Пусть ваши сокурсники определят этот подтекст. Упражнение проводится на самых простых коротких фразах нейтрального содержания, типа "Стол стоит", "Облака плывут" и пр.

Оттенки

Произнесите скороговорки с различной интонацией: весело, грустно, по-деловому, жестко, оповещательно, по-дружески, гневно, раздумывающе, удивленно и т.д.

Произнесите фразы с различными оттенками речи (в зависимости от педагогической ситуации): "Кто дежурный?", "Идите сюда", "Выполнили ли вы задание?", "Прошу внимания", "Да, конечно", "Будьте добры", "Нет, никогда" и др.

Музыкальные фразы

Прочитайте про себя, а затем и вслух написанные ниже предложения. Озвучьте слова, как если бы вы играли на каком-нибудь музыкальном инструменте. Внимательно прислушайтесь к вашей внутренней музыке. Повторите фразы несколько раз, добиваясь лучшего звучания. Произнесите фразу в уме, а затем и вслух с разной скоростью и разными голосами.

Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить; новая школа - это по-новому работающий учитель; выпускники делятся на два типа: те, кто научился учиться, и те, кто научился думать; учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизни ее учеников.

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.

[АРЬ] АРЬ-АРЬ-АРЬ На стене висит фонарь   [БА] БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба   [БЕ] БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе   [БЫ] БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид...борьбы   БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по...грибы   [ВА] ВА-ВА-ВА! ВА-ВА-ВА Во дворе растет… трава   [ГА] ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги –...дуга   ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу...рога   ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки...берега   ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...Яга   [ГИ] ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем...круги   [ДА] ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась …вода   [ЖА] ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три...коржа   ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два...этажа   [ЖЕ] ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в...гараже   [ЖИ] ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают...моржи   ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые –...ужи   ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все...ножи   [ЖУ] ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода...дрожу   ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь...ежу   [ЗА] ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит …коза   [ЛА] ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Есть у птицы два...крыла   ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Подметать нужна...метла   ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Над цветком жужжит...пчела   ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Нам забили два...гола   [ЛО] ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Едем к бабушке в...село     ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В телефон кричим...«алло!»   ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Снег прошел, вокруг...бело   ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В шубе мне всегда...тепло   [ЛУ] ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Кто наказан, тот в...углу   ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Пальцы белые в...мелу   ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Нитку вдели мы в...иглу   [ЛЫ] ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! В небесах парят...орлы   ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! Шваброй мыли мы...полы   [РА] РА-РА-РА! РА-РА-РА! День вчерашний звать... вчера   РА-РА-РА! РА-РА-РА! Мышкин домик звать... нора   РА-РА-РА! РА-РА-РА! Кожа дерева –... кора   РА-РА-РА! РА-РА-РА! Словно в Африке,.. жара  
РА-РА-РА! РА-РА-РА! Дым поднялся от... костра   РА-РА-РА! РА-РА-РА! Стук в лесу от... топора   РА-РА-РА! РА-РА-РА! Детям спички – не... игра   [РО] РО-РО-РО! РО-РО-РО! У меня в руке …ведро   РО-РО-РО! РО-РО-РО! У ореха есть...ядро   РО-РО-РО! РО-РО-РО! Эскалатор есть в...метро     РО-РО-РО! РО-РО-РО! У Мальвины друг –...Пьеро   РО-РО-РО! РО-РО-РО! Потерял павлин...перо   [РУ] РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Сосны стройные в...бору   РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Флаги вьются на...ветру   РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Скачет с сумкой... кенгуру   [РЫ] РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Рубят бревна...топоры   РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Надуваем мы...шары   РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Шприц в руках у мед...сестры   [ЦА] ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два...конца   ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два...кольца   ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела...птенца   [ЦЫ] ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках...огурцы   [ЧА] ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней...грача   ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из...кирпича   [ЧИ] ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки...ключи   ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут...ткачи   ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют...трубачи   [ЧУ] ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к...врачу   ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми...свечу   ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по...мячу   [ША] ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась...лапша   ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали... малыша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни...гроша   ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос...карандаша   [ЩА] ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у...плюща   [ЩИ] ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы...плащи   ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! Борщ без свеклы – это...щи  

Наши рекомендации