Потом мы ста­ли ез­дить к ней все ре­же, по­то­му как вста­ли с чет­ве­ре­нек и пош­ли са­ми...

Потом мы ста­ли ее из­бе­гать: нам ка­за­лось, что она-де дов­ле­ет над на­ми, на­вя­зы­вая свой пе­да­го­ги­чес­кий стиль и не да­вая рас­ц­весть на­ше­му соб­с­т­вен­но­му, един­с­т­вен­но­му и не­пов­то­ри­мо­му.

Потом он рас­ц­вел, этот наш соб­с­т­вен­ный стиль, да пыш­ным цве­том! И мы ста­ли меж­ду со­бой под­т­ру­ни­вать над Ли­ди­ным пе­да­го­ги­чес­ким сти­лем - как нам тог­да ка­за­лось, «арха­ичес­ким» (ну а мы-то, ра­зу­ме­ет­ся, бы­ли в са­мом что ни на есть аван­гар­де!). Мы поч­ти пе­рес­та­ли ей зво­нить (бо­ялись ра­зоб­ла­че­ния?).

Потом мы ста­ли стар­ше и доб­рее. Ез­ди­ли к ней с оп­ре­де­лен­ной ре­гу­ляр­нос­тью, пи­ли чай и в со­тый раз выс­лу­ши­ва­ли ее рас­ска­зы, под­дер­жи­вая на ли­це дип­ло­ма­ти­чес­кое удив­ле­ние (или вос­хи­ще­ние - по си­ту­ации)...

И вот не так дав­но мы сно­ва бы­ли у Ли­дии Кон­с­тан­ти­нов­ны, Ли­ды, на­ше­го Учи­те­ля. И, по­жа­луй, впер­вые не она нам что-то в оче­ред­ной раз объ­яс­ня­ла-разъ­яс­ня­ла-втол­ко­вы­ва­ла, а мы са­ми за­да­ва­ли ей воп­ро­сы. И воп­ро­сы эти ока­за­лись очень прос­тые. И глав­ные.

О

Потом мы ста­ли ез­дить к ней все ре­же, по­то­му как вста­ли с чет­ве­ре­нек и пош­ли са­ми... - student2.ru

Дин из наших самых простых вопросов был такой: «А что такое нормальная жизнь ребенка, каким таким нормам соответствует?». Ответ: «А психофизическим качествам, присущим каждому возрасту. Например, дети начинают лучше всего договариваться между собой примерно в семь лет. И если мы упустим момент, не станем это свойство ребенка на своих уроках сохранять и поддерживать, то потом, позже, детям будет гораздо сложнее договориться друг с другом, а нам, взрослым, - сформировать у них это умение договариваться».

Я пом­ню свое тог­даш­нее воз­ра­же­ние: что вот мы, дес­кать, прош­ли че­рез со­вет­с­кую шко­лу, где в клас­се со­рок че­ло­век в за­ты­лок друг дру­гу си­дят, - и ни­че­го, вро­де не уро­ды, до­го­во­рить­ся друг с дру­гом мо­жем. Ли­да: «Да, но мы иг­ра­ли! От­си­жи­ва­ли свои ча­сы в шко­ле и шли иг­рать во двор. В иг­ре мы учи­лись го­во­рить, до­го­ва­ри­вать­ся, дей­с­т­во­вать. И по­это­му бы­ли сох­ран­ны».

Тут Се­ре­жа вспом­нил, как наб­лю­дал за деть­ми в Ныт­ве. Они швы­ря­лись шиш­ка­ми, ди­ко но­си­лись и ора­ли. А за­те­ять иг­ру - в го­ло­ву не при­хо­ди­ло. То ли игр не зна­ют, то ли не мо­гут до­го­во­рить­ся?

А к Оль­ге Пет­ров­не нын­че приш­ли се­ми­лет­ки, ко­то­рые здо­ро­во от­ли­ча­ют­ся от пре­ды­ду­щих (3 го­да на­зад) тем, что со­вер­шен­но не уме­ют иг­рать. Она на уро­ке это об­на­ру­жи­ла и по­ра­зи­лась.

Современные де­ти не уме­ют иг­рать. Мы ста­ли ду­мать: а где им иг­рать? Дво­ров фак­ти­чес­ки не ста­ло: пос­ле вся­ких пут­чей и те­рак­тов ро­ди­те­ли бо­ят­ся вы­пус­кать де­тей на ули­цу. Вот де­ти и си­дят до­ма - с ком­пь­юте­ром и те­ле­ви­зо­ром до­го­ва­ри­ва­ют­ся. А в шко­ле - по 6-7 уро­ков си­дят, в за­ты­лок друг друж­ке смот­рят, кое-как до звон­ка пе­ре­би­ва­ют­ся-пе­ре­мо­га­ют­ся.

Лида го­во­рит: «Вы дол­ж­ны на сво­их уро­ках да­вать де­тям воз­мож­ность нор­маль­ной жиз­ни. Что­бы они мог­ли дви­гать­ся, до­го­ва­ри­вать­ся, пред­по­ла­гать и рас­по­ла­гать, и по-сво­ему по­ни­мать. Что­бы сох­ра­нить каж­до­го ре­бен­ка как че­ло­ве­ка го­во­ря­ще­го (дру­гим лю­дям), слу­ша­юще­го (дру­гих лю­дей), дей­с­т­ву­юще­го (вмес­те с дру­ги­ми)»...

С

Потом мы ста­ли ез­дить к ней все ре­же, по­то­му как вста­ли с чет­ве­ре­нек и пош­ли са­ми... - student2.ru

Ейчас модно носиться с развитием, развивающим обучением, развивающими играми и так далее. «Развитие, - говорит Лида, - это когда детям якобы дается возможность предполагать, думать. В отличие от формирования, где никаких предположений, четкая инструкция, предписание, алгоритм.

Наши рекомендации