Учебные бои с технической направленностью

Боевое действие, или вариант тактического замысла, уже усвоенный в процессе обучения, при попытке пере­нести его в соревновательный бой подчас не приносит желаемого результата, несмотря на отличную школьную технику, «теоретическое» понимание сути боя и наличие психомоторных качеств. Причина состоит в трудности сочетания в бою на фоне распределенного внимания трех компонентов: поисков тактической ситуации, соблюдения дистанции и выбора технически правильного выполнения боевого действия в экстремальной ситуации.

Эти помехи создаются партнером — противником, ре­шающим в единоборстве те же задачи.

Связующим звеном между соревновательным боем и «урочной», школьной техникой, закрепленной в контровых упражнениях, является учебно-тренировочный бой. Он занимает у спортсменов 1-й группы 15—25% времени специальной подготовки, у спортсменов 2-й — 35%, а мастера спорта должны уделять учебным боям во всем их многообразии почти половину тренировочного време­ни. Учебными эти бои называются потому, что в них решаются конкретные учебные задачи, а не задача на­нести противнику необходимое количество уколов, обес­печивающее победу. К сожалению, многие тренеры, ув­лекшись доступной им постановкой «урочной» техники в индивидуальных уроках, получая при этом большую на­грузку, чем его ученики, забывают (а многие и не знают) о совершенствовании боевых действий и тактических уме­ний, составляющих главную цель учебных боев.

То, что мы называем «учебные бои», без ясно постав­ленных задач, правильной их организации и без руково­дящей роли опытного тренера, как правило, превращаются в вольные бои, где эмоции участников препятствуют решению узконаправленных учебных задач.

Спортсмен, проводящий бои под влиянием эмоций, обычно забывает цель, поставленную ему тренером, и в погоне за результатом или пользуется своими излюблен­ными приемами, или, в зависимости от навязанной ему тактики, часто вынужден применять не свойственные ему и не вошедшие в его боевой репертуар действия.

Разумеется, прием, скрупулезно разученный спортсме­ном и тренером в индивидуальном уроке, без самоконтро­ля, на фоне эмоционального возбуждения в условиях бесконтрольного вольного боя, многократно и хаотически повторяется, что ведет к образованию технически устой­чивых ошибок, трудно корригируемых впоследствии.

Учебные (по-настоящему учебные) бои отличаются от вольных конкретностью задач. Главная цель учебного боя — совершенствование боевых действий и тактических умений применительно не к тренеру, а к будущим про­тивникам, которые отличаются стилем ведения боя, тех­никой и тактикой.

Результат не имеет решающего значения, так как фехтовальщик опробует в учебном бою свои излюблен­ные приемы, шлифует технико-тактические действия, не занявшие еще прочного места в личном репертуаре; кроме того, он работает над отстающими звеньями своего нападения и обороны и решает другие многочисленные задачи, которые должны ставиться тренером.

Поскольку даже в учебном бою партнеры становятся: соперниками, противодействующими друг другу в борьбе замыслов, то на первый план, особенно у спортсменов старших разрядов, здесь выступает тактика, являющаяся наиболее действенным средством развития и совер­шенствования «чувства боя».

Учебно-тренировочные бои в зависимости от решаемых задач могут иметь техническую, тактическую и боевую направленность, хотя в каждом из них в большинстве случаев эти задачи решаются комплексно, с акцентом на главной задаче.

Учебные бои с технической доминантой решают общую задачу совершенствования вариативной боевой техники определенных боевых действий применительно к данному типу бойца. Взяв для тренировки один или два пусковых или отстающих приема, спортсмен, сочетая их с ранее освоенными действиями, имеющими скорее отвлекающее значение, создает такие условия боя, которые позволял бы чаще использовать заданные приемы. В этом виде боев благодаря предварительной договоренности об ус­ловиях проведения боев или стимуляторах в виде поощ­рения, определяемых тренером, возможно более частое применение конкретных технических приемов, составляю­щих цель задания.

Предлагаем разновидности боев с технической на­правленностью.

1. Бои на техническую правильность боевых действий.Занимающиеся разбиты по парам, лицом друг к другу, на дистанции 4 м, что соответствует началу боя. По рас­поряжению тренера через исходное положение с последу­ющим салютом принимают боевую стойку и по его коман­де «Начинайте!» вступают в учебный бой. Фехтовальщи­ки, не обращая внимания на полученные и нанесенные уколы, находясь в непрерывном маневрировании и по-бо­евому общаясь с партнером, проводят все изученные приемы и действия школьной техники, закрепленной в контровых и других упражнениях.

Если один из спортсменов нарушает правильность формы или движения какого-то боевого действия, тре­нер командует: «Стоп!» — и называет фамилию бойца, технически неверно выполнившего прием, кратко объяс­няет всем суть ошибки, правильную технику данного прие­ма и штрафует его одним очком. Затем подаются команды: «К бою!», «Начинайте!» — и упражнение возобновляет­ся до следующей технической ошибки одного из зани­мающихся.

Спортсмен, получивший первый, к примеру, 3 штраф­ных очка, выбывает из учебного боя и занимает послед­нее место. Следующий получивший 3 штрафных очка занимает предпоследнее место и т. д. до тех пор, пока не останется лучшая технически подготовленная пара, которая демонстрирует перед всеми образцовую технику передвижений и выполнения боевых приемов в процес­се продолжающегося поединка за 1-е и 2-е места. По­бедителя в финальной паре можно определить с помощью обычного боя на 3—5 уколов, ударов.

Участники по мере выбывания из соревнований уса­живаются на скамейки для штрафников (в порядке вы­бывания), что позволяет определить занятое в соревно­ваниях место каждого, и наблюдают за оставшимися на дорожке. Участник, временно оставшийся без пары, не сходит со своего места, а ждет выбывания из соревно­ваний следующего бойца и занимает его место.

Тренер на возвышении (стул, скамейка) находится у стенки посреди зала, держит в поле зрения все упраж­няющиеся пары и вовремя подмечает их ошибки. Для контроля он ведет протокол, где против фамилии ставит штрафные единицы и определяет порядок выбывания из упражнения, а также занятое место в этом виде учебно­го боя.

Практика показала, что ученики даже высоких раз­рядов из-за естественного нежелания первыми занять место на штрафной скамейке стараются в течение 15— 20 мин продемонстрировать хорошую технику в бою. Этот вид учебного боя можно проводить как в группе, пред­ставленной различными видами оружия, так и в одном виде оружия.

2. Бой на результат с ограниченным или полным объ­емом боевых действий, но с зачетом уколов, нанесенных в правильной технике боевого приема.Он способствует самоконтролю соревнующихся за техникой выполнения приема, поскольку укол может быть не засчитан, если боевое действие, в котором он нанесен, не отвечает тех­нической правильности выполнения приема. Таким обра­зом, партнеры по бою, чтобы выиграть поединок, прихо­дят к единственному верному решению — действовать как учили.

В бою этого вида вопрос о качестве туше и тактиче­ской правоте, как в обычном бою, решают угловые судьи (сабля) и руководитель боя; правильность техники в ту­ширующем действии определяет или тренер (который может выступать в роли старшего судьи), или руководи­тель боя, назначенный ведущим занятия из более опыт­ных спортсменов.

Практика показала, что при объективном отношении участников поединка бои подобного вида могут прово­диться и без постоянного вмешательства судьи-тренера: признание своих технических ошибок и получение в схватке туше позволяют активизировать творческую дея­тельность занимающихся.

3. Бой на красивое и правильное выполнение приемов (оценка по десятибалльной шкале). Подобные бои, как известно, у венгерских фехтовальщиков практикуются даже в официальных соревнованиях между спортсмена­ми, не имеющими разрядов. Спортсмен, получивший за технику боя определенный проходной балл, допускается к обычным соревнованиям на результат.

Тренер, проводящий подобные соревнования (или официальная комиссия, как в Венгрии), при объявлении окончательного балла должен кратко объяснить техни­ческие ошибки бойца, за которые ему снизили балл, и рассказать (а при необходимости и показать), как пра­вильно выполнить то или иное действие.

4. Бой, проводимый в замедленном темпе. В этом виде боя партнеры могут иногда помогать друг другу специальными действиями, создающими благоприятные условия для проведения того или иного тренируемого боевого действия. Возможны даже кратковременные ос­тановки в статических положениях и повторы предшест­вующих моментов. Бои в замедленном темпе позволяют менять скорость, проверять статические ощущения, пе­реходить от медленных движений к «взрывным» и пе­реключаться с одних действий на другие, создавая пред­посылки к ведению боя «на видение» (сабля). Абсолют­ный результат не имеет решающего значения.

5. Бой на технически правильные, скоростные, простые ответы в рапире.Проводится с помощью электрофиксатора на аппарате с установленным минимальным опере­жением, равным примерно времени вытягивания во­оруженной руки (≈70 мс). Оба спортсмена (или один) получают задание: любое атакующее действие (или контратаку) повторять незамедлительно в той же линии или с переменой линии. Защищающийся, чтобы избежать возобновления атаки, обязан после парада немедленно (а значит, и быстро) нанести ответное действие. В слу­чае задержки ответа или медленного его выполнения, даже при тактической правоте отвечающего, его сигналь­ная лампочка не сработает из-за специально постав­ленного опережения фиксатора. Задание можно изме­нить, потребовав от защищающегося ответа с оппози­цией (шпага).

Этот вид боев для 2-й группы лучше проводить по преимуществу на простые действия и на укороченном поле боя, исключающем частые пассивные отступления и побуждающем к активной защите оружием.

6. Бои типа «разведка-действие» для тренировки тех­ники атакующих действий. Спортсмены, находясь на бо­евой дистанции, маневрируют, сохраняя ее. Тренер ста­вит обязательное условие: при проведении разведыва­тельного действия в виде обмана, батмана или захвата одного из партнеров другой соответственно реагирует взятием постоянной защиты или темповым движением. Выяснив характер реакции, боец, проведший разведку, в действительной атаке повторяет то же действие, что и при разведке, на которую защищающийся по условиям боя должен аналогично отреагировать, а атакующий не­замедлительно после разведывательного действия с вы­падом — атаковать в открывающийся сектор.

Атакованный на месте пытается закрыться и нанести ответ. Право атаковать принадлежит любому из спорт­сменов после предварительной разведки.

Например, фех­тование на рапирах:

Партнер «А» Партнер «Б»
Маневрируют в шестых позициях
На месте показывает в разведке укол в 4-й сектор Стоя на месте, закрывается круговой 6-й защитой
Выяснив характер реакции против своего обмана, колет удвоенным переводом в 4-й сектор На месте против обмана в 4-й сектор обязательно повторяет круговую 6-ю защиту, пытаясь перехватить развитие атаки, и против удвоенного перевода пытается защититься 4-й прямой или вторично 6-й круговой защитой
Маневрируют: партнер «А» — в 6-й позиции, партнер «Б» — в 8-й
Берет 4-ю прямую защиту с ша- гом назад С шагом вперед показывает обман в 4-й сектор перевод в 3-й сектор
С шагом назад пытается перехватить клинок «Б» 4-й защитой с последующим ответом; в случае неудачи закрывается прямой 6-й защитой и отвечает переводом или прямо Делает шаг вперед и с выпадом проводит атаку обманом прямо в 4-й сектор перевод в 3-й сектор
Маневрируют в шестых позициях
С шагом вперед проводит разведку контрбатманом в 6-е соединение На месте вытягивает руку
Закрывается в исходное положение
Атакует с контрбатманом в 6-е соединение, колет прямо или с переводом во 2-й или 3-й сектор После вытягивания руки закрывается 6-й или 4-й защитой и отвечает
Дальнейшее развитие этого вида условного боя может происходить с наслаиванием темпа атак. Например:
Оба маневрируют в нижних правых позициях
Проводит разведку обманом в 3-й сектор Показывает 6-ю защиту и 4-ю страхующую
Снова маневрируют в нижних правых позициях
Выяснив характер реакции «Б» атакует обманом прямо в 3-й сектор, обманывает с переводом в 4-й сектор и переводит в 3-й сектор Пытается поймать клинок «А» в 6-ю или 4-ю защиту (повторяя реакцию на разведку «А»); в случае неудачи закрывается 6-й защитой и наносит ответ

7. Бой на узкой дорожке (20—40 см) или на невысо­кой гимнастической скамейке. Направлен на искоренение технических погрешностей боевой стойки и выпада при устойчивых боковых смещениях. Боец, пересекший бо­ковую линию суженного поля боя, штрафуется уколом (ударом).

Методические указания

Каждый из приведенных выше видов боев способ­ствует совершенствованию необходимых качеств, умений, специализированных реакцией в различной степени. Так, бои 1—5 и 8 рекомендуются для фехтовальщиков 1-й груп­пы, бои 6—7 — для 2-й и 3-й групп.

Только после того, как спортсмен 1-й группы будет многократно и успешно использовать в учебном бою, а иногда и в соревнованиях, тренируемое боевое дей­ствие, начальную задачу следует считать выполненной.

У спортсменов 1-й группы учебные бои должны пре­обладать над вольными боями с фиксированием резуль­татов.

Поединки, проводимые фехтовальщиком без органи­зующей роли тренера, при отсутствии навыков самосто­ятельной работы часто ведут к негативным результа­там — созданию неправильных двигательных и тактиче­ских стереотипов.

Неверное использование учебных боев может привести к тому, что спортсмен, добросовестно выполняющий труд­ное для него задание тренера, часто проигрывает и приходит к неправильному выводу о явном превос­ходстве своего противника — моральный фактор, не­желательный в условиях соревновательного боя. Чтобы учебная настроенность не приводила к выхолащиванию одного из важнейших стимулов роста — спортивного са­молюбия, каждый учебный бой или группу их обязатель­но следует заканчивать вольным боем «на счет». Здесь ради победы соперники прибегают к приемам, дающим положительный эффект, доказывают, кто есть кто, а тренер снисходительно относится к некоторой утечке боевой техники.

Учебные бои могут быть частью общего урока, что не исключает, а предполагает специальные уроки, посвящен­ные только тренировочным боям. Из практики передовых коллективов можно отметить, что один день в недельном цикле соревновательного периода отводится учебным бо­ям. На таких тренировках тренер имеет возможность сам увидеть достижения своих учеников и сделать вы­воды для дальнейшей работы.

Контрольные нормативы. Для проверки успеваемости приводим нормативы на освоение боевых действий в учебных боях.

Учебный бой 1. Попасть в финал соревнований (2 че­ловека) — «отлично». Попасть в полуфинал (4 челове­ка) — «хорошо». Оставшиеся (4 человека) — «посред­ственно». Первые выбывшие из соревнований (2 челове­ка) — «неудовлетворительно».

Примечание. Группа начальной подготовки насчитывает 12 человек.

Учебный бой 2. В 3-минутном (чистого времени) бою нанести противнику с правильной техникой: 3 укола — «отлично», 2 — «хорошо», 1 — «посредственно»; оцен­ка «неудовлетворительно» выставляется ученику, кото­рый, возможно, и выиграл бой, но нанес укол с непра­вильной техникой действий.

Наши рекомендации