Учебные бои с технической направленностью
Боевое действие, или вариант тактического замысла, уже усвоенный в процессе обучения, при попытке перенести его в соревновательный бой подчас не приносит желаемого результата, несмотря на отличную школьную технику, «теоретическое» понимание сути боя и наличие психомоторных качеств. Причина состоит в трудности сочетания в бою на фоне распределенного внимания трех компонентов: поисков тактической ситуации, соблюдения дистанции и выбора технически правильного выполнения боевого действия в экстремальной ситуации.
Эти помехи создаются партнером — противником, решающим в единоборстве те же задачи.
Связующим звеном между соревновательным боем и «урочной», школьной техникой, закрепленной в контровых упражнениях, является учебно-тренировочный бой. Он занимает у спортсменов 1-й группы 15—25% времени специальной подготовки, у спортсменов 2-й — 35%, а мастера спорта должны уделять учебным боям во всем их многообразии почти половину тренировочного времени. Учебными эти бои называются потому, что в них решаются конкретные учебные задачи, а не задача нанести противнику необходимое количество уколов, обеспечивающее победу. К сожалению, многие тренеры, увлекшись доступной им постановкой «урочной» техники в индивидуальных уроках, получая при этом большую нагрузку, чем его ученики, забывают (а многие и не знают) о совершенствовании боевых действий и тактических умений, составляющих главную цель учебных боев.
То, что мы называем «учебные бои», без ясно поставленных задач, правильной их организации и без руководящей роли опытного тренера, как правило, превращаются в вольные бои, где эмоции участников препятствуют решению узконаправленных учебных задач.
Спортсмен, проводящий бои под влиянием эмоций, обычно забывает цель, поставленную ему тренером, и в погоне за результатом или пользуется своими излюбленными приемами, или, в зависимости от навязанной ему тактики, часто вынужден применять не свойственные ему и не вошедшие в его боевой репертуар действия.
Разумеется, прием, скрупулезно разученный спортсменом и тренером в индивидуальном уроке, без самоконтроля, на фоне эмоционального возбуждения в условиях бесконтрольного вольного боя, многократно и хаотически повторяется, что ведет к образованию технически устойчивых ошибок, трудно корригируемых впоследствии.
Учебные (по-настоящему учебные) бои отличаются от вольных конкретностью задач. Главная цель учебного боя — совершенствование боевых действий и тактических умений применительно не к тренеру, а к будущим противникам, которые отличаются стилем ведения боя, техникой и тактикой.
Результат не имеет решающего значения, так как фехтовальщик опробует в учебном бою свои излюбленные приемы, шлифует технико-тактические действия, не занявшие еще прочного места в личном репертуаре; кроме того, он работает над отстающими звеньями своего нападения и обороны и решает другие многочисленные задачи, которые должны ставиться тренером.
Поскольку даже в учебном бою партнеры становятся: соперниками, противодействующими друг другу в борьбе замыслов, то на первый план, особенно у спортсменов старших разрядов, здесь выступает тактика, являющаяся наиболее действенным средством развития и совершенствования «чувства боя».
Учебно-тренировочные бои в зависимости от решаемых задач могут иметь техническую, тактическую и боевую направленность, хотя в каждом из них в большинстве случаев эти задачи решаются комплексно, с акцентом на главной задаче.
Учебные бои с технической доминантой решают общую задачу совершенствования вариативной боевой техники определенных боевых действий применительно к данному типу бойца. Взяв для тренировки один или два пусковых или отстающих приема, спортсмен, сочетая их с ранее освоенными действиями, имеющими скорее отвлекающее значение, создает такие условия боя, которые позволял бы чаще использовать заданные приемы. В этом виде боев благодаря предварительной договоренности об условиях проведения боев или стимуляторах в виде поощрения, определяемых тренером, возможно более частое применение конкретных технических приемов, составляющих цель задания.
Предлагаем разновидности боев с технической направленностью.
1. Бои на техническую правильность боевых действий.Занимающиеся разбиты по парам, лицом друг к другу, на дистанции 4 м, что соответствует началу боя. По распоряжению тренера через исходное положение с последующим салютом принимают боевую стойку и по его команде «Начинайте!» вступают в учебный бой. Фехтовальщики, не обращая внимания на полученные и нанесенные уколы, находясь в непрерывном маневрировании и по-боевому общаясь с партнером, проводят все изученные приемы и действия школьной техники, закрепленной в контровых и других упражнениях.
Если один из спортсменов нарушает правильность формы или движения какого-то боевого действия, тренер командует: «Стоп!» — и называет фамилию бойца, технически неверно выполнившего прием, кратко объясняет всем суть ошибки, правильную технику данного приема и штрафует его одним очком. Затем подаются команды: «К бою!», «Начинайте!» — и упражнение возобновляется до следующей технической ошибки одного из занимающихся.
Спортсмен, получивший первый, к примеру, 3 штрафных очка, выбывает из учебного боя и занимает последнее место. Следующий получивший 3 штрафных очка занимает предпоследнее место и т. д. до тех пор, пока не останется лучшая технически подготовленная пара, которая демонстрирует перед всеми образцовую технику передвижений и выполнения боевых приемов в процессе продолжающегося поединка за 1-е и 2-е места. Победителя в финальной паре можно определить с помощью обычного боя на 3—5 уколов, ударов.
Участники по мере выбывания из соревнований усаживаются на скамейки для штрафников (в порядке выбывания), что позволяет определить занятое в соревнованиях место каждого, и наблюдают за оставшимися на дорожке. Участник, временно оставшийся без пары, не сходит со своего места, а ждет выбывания из соревнований следующего бойца и занимает его место.
Тренер на возвышении (стул, скамейка) находится у стенки посреди зала, держит в поле зрения все упражняющиеся пары и вовремя подмечает их ошибки. Для контроля он ведет протокол, где против фамилии ставит штрафные единицы и определяет порядок выбывания из упражнения, а также занятое место в этом виде учебного боя.
Практика показала, что ученики даже высоких разрядов из-за естественного нежелания первыми занять место на штрафной скамейке стараются в течение 15— 20 мин продемонстрировать хорошую технику в бою. Этот вид учебного боя можно проводить как в группе, представленной различными видами оружия, так и в одном виде оружия.
2. Бой на результат с ограниченным или полным объемом боевых действий, но с зачетом уколов, нанесенных в правильной технике боевого приема.Он способствует самоконтролю соревнующихся за техникой выполнения приема, поскольку укол может быть не засчитан, если боевое действие, в котором он нанесен, не отвечает технической правильности выполнения приема. Таким образом, партнеры по бою, чтобы выиграть поединок, приходят к единственному верному решению — действовать как учили.
В бою этого вида вопрос о качестве туше и тактической правоте, как в обычном бою, решают угловые судьи (сабля) и руководитель боя; правильность техники в туширующем действии определяет или тренер (который может выступать в роли старшего судьи), или руководитель боя, назначенный ведущим занятия из более опытных спортсменов.
Практика показала, что при объективном отношении участников поединка бои подобного вида могут проводиться и без постоянного вмешательства судьи-тренера: признание своих технических ошибок и получение в схватке туше позволяют активизировать творческую деятельность занимающихся.
3. Бой на красивое и правильное выполнение приемов (оценка по десятибалльной шкале). Подобные бои, как известно, у венгерских фехтовальщиков практикуются даже в официальных соревнованиях между спортсменами, не имеющими разрядов. Спортсмен, получивший за технику боя определенный проходной балл, допускается к обычным соревнованиям на результат.
Тренер, проводящий подобные соревнования (или официальная комиссия, как в Венгрии), при объявлении окончательного балла должен кратко объяснить технические ошибки бойца, за которые ему снизили балл, и рассказать (а при необходимости и показать), как правильно выполнить то или иное действие.
4. Бой, проводимый в замедленном темпе. В этом виде боя партнеры могут иногда помогать друг другу специальными действиями, создающими благоприятные условия для проведения того или иного тренируемого боевого действия. Возможны даже кратковременные остановки в статических положениях и повторы предшествующих моментов. Бои в замедленном темпе позволяют менять скорость, проверять статические ощущения, переходить от медленных движений к «взрывным» и переключаться с одних действий на другие, создавая предпосылки к ведению боя «на видение» (сабля). Абсолютный результат не имеет решающего значения.
5. Бой на технически правильные, скоростные, простые ответы в рапире.Проводится с помощью электрофиксатора на аппарате с установленным минимальным опережением, равным примерно времени вытягивания вооруженной руки (≈70 мс). Оба спортсмена (или один) получают задание: любое атакующее действие (или контратаку) повторять незамедлительно в той же линии или с переменой линии. Защищающийся, чтобы избежать возобновления атаки, обязан после парада немедленно (а значит, и быстро) нанести ответное действие. В случае задержки ответа или медленного его выполнения, даже при тактической правоте отвечающего, его сигнальная лампочка не сработает из-за специально поставленного опережения фиксатора. Задание можно изменить, потребовав от защищающегося ответа с оппозицией (шпага).
Этот вид боев для 2-й группы лучше проводить по преимуществу на простые действия и на укороченном поле боя, исключающем частые пассивные отступления и побуждающем к активной защите оружием.
6. Бои типа «разведка-действие» для тренировки техники атакующих действий. Спортсмены, находясь на боевой дистанции, маневрируют, сохраняя ее. Тренер ставит обязательное условие: при проведении разведывательного действия в виде обмана, батмана или захвата одного из партнеров другой соответственно реагирует взятием постоянной защиты или темповым движением. Выяснив характер реакции, боец, проведший разведку, в действительной атаке повторяет то же действие, что и при разведке, на которую защищающийся по условиям боя должен аналогично отреагировать, а атакующий незамедлительно после разведывательного действия с выпадом — атаковать в открывающийся сектор.
Атакованный на месте пытается закрыться и нанести ответ. Право атаковать принадлежит любому из спортсменов после предварительной разведки.
Например, фехтование на рапирах:
Партнер «А» | Партнер «Б» |
Маневрируют в шестых позициях | |
На месте показывает в разведке укол в 4-й сектор | Стоя на месте, закрывается круговой 6-й защитой |
Выяснив характер реакции против своего обмана, колет удвоенным переводом в 4-й сектор | На месте против обмана в 4-й сектор обязательно повторяет круговую 6-ю защиту, пытаясь перехватить развитие атаки, и против удвоенного перевода пытается защититься 4-й прямой или вторично 6-й круговой защитой |
Маневрируют: партнер «А» — в 6-й позиции, партнер «Б» — в 8-й | |
Берет 4-ю прямую защиту с ша- гом назад | С шагом вперед показывает обман в 4-й сектор перевод в 3-й сектор |
С шагом назад пытается перехватить клинок «Б» 4-й защитой с последующим ответом; в случае неудачи закрывается прямой 6-й защитой и отвечает переводом или прямо | Делает шаг вперед и с выпадом проводит атаку обманом прямо в 4-й сектор перевод в 3-й сектор |
Маневрируют в шестых позициях | |
С шагом вперед проводит разведку контрбатманом в 6-е соединение | На месте вытягивает руку |
Закрывается в исходное положение | |
Атакует с контрбатманом в 6-е соединение, колет прямо или с переводом во 2-й или 3-й сектор | После вытягивания руки закрывается 6-й или 4-й защитой и отвечает |
Дальнейшее развитие этого вида условного боя может происходить с наслаиванием темпа атак. Например: | |
Оба маневрируют в нижних правых позициях | |
Проводит разведку обманом в 3-й сектор | Показывает 6-ю защиту и 4-ю страхующую |
Снова маневрируют в нижних правых позициях | |
Выяснив характер реакции «Б» атакует обманом прямо в 3-й сектор, обманывает с переводом в 4-й сектор и переводит в 3-й сектор | Пытается поймать клинок «А» в 6-ю или 4-ю защиту (повторяя реакцию на разведку «А»); в случае неудачи закрывается 6-й защитой и наносит ответ |
7. Бой на узкой дорожке (20—40 см) или на невысокой гимнастической скамейке. Направлен на искоренение технических погрешностей боевой стойки и выпада при устойчивых боковых смещениях. Боец, пересекший боковую линию суженного поля боя, штрафуется уколом (ударом).
Методические указания
Каждый из приведенных выше видов боев способствует совершенствованию необходимых качеств, умений, специализированных реакцией в различной степени. Так, бои 1—5 и 8 рекомендуются для фехтовальщиков 1-й группы, бои 6—7 — для 2-й и 3-й групп.
Только после того, как спортсмен 1-й группы будет многократно и успешно использовать в учебном бою, а иногда и в соревнованиях, тренируемое боевое действие, начальную задачу следует считать выполненной.
У спортсменов 1-й группы учебные бои должны преобладать над вольными боями с фиксированием результатов.
Поединки, проводимые фехтовальщиком без организующей роли тренера, при отсутствии навыков самостоятельной работы часто ведут к негативным результатам — созданию неправильных двигательных и тактических стереотипов.
Неверное использование учебных боев может привести к тому, что спортсмен, добросовестно выполняющий трудное для него задание тренера, часто проигрывает и приходит к неправильному выводу о явном превосходстве своего противника — моральный фактор, нежелательный в условиях соревновательного боя. Чтобы учебная настроенность не приводила к выхолащиванию одного из важнейших стимулов роста — спортивного самолюбия, каждый учебный бой или группу их обязательно следует заканчивать вольным боем «на счет». Здесь ради победы соперники прибегают к приемам, дающим положительный эффект, доказывают, кто есть кто, а тренер снисходительно относится к некоторой утечке боевой техники.
Учебные бои могут быть частью общего урока, что не исключает, а предполагает специальные уроки, посвященные только тренировочным боям. Из практики передовых коллективов можно отметить, что один день в недельном цикле соревновательного периода отводится учебным боям. На таких тренировках тренер имеет возможность сам увидеть достижения своих учеников и сделать выводы для дальнейшей работы.
Контрольные нормативы. Для проверки успеваемости приводим нормативы на освоение боевых действий в учебных боях.
Учебный бой 1. Попасть в финал соревнований (2 человека) — «отлично». Попасть в полуфинал (4 человека) — «хорошо». Оставшиеся (4 человека) — «посредственно». Первые выбывшие из соревнований (2 человека) — «неудовлетворительно».
Примечание. Группа начальной подготовки насчитывает 12 человек.
Учебный бой 2. В 3-минутном (чистого времени) бою нанести противнику с правильной техникой: 3 укола — «отлично», 2 — «хорошо», 1 — «посредственно»; оценка «неудовлетворительно» выставляется ученику, который, возможно, и выиграл бой, но нанес укол с неправильной техникой действий.