Особенности состояний личности.
1. Особенности типа: “вдох - выдох”: затрудненный вдох - затрудненный выдох: аденоидный ребенок и астматический ребенок.
2. Отношение между “внутреннее - внешнее”: гидроцефалия - микроцефалия.
В зависимости от того, какие отношения в целостности человека (физические или душевные) усилены или ослаблены, мы имеем те или другие особенности в развитии ребенка. Наиболее распространены три пары полярных нарушений, которые можно охарактеризовать таким образом: вдох-выдох, верх-низ, лево-право.
Нарушения типа “Вдох-выдох”:
Вдох. Дети, слишком соединенные с окружающим миром, как будто они изливаются в этот мир (дети с аденоидными разрастаниями). Внимание, память и мыслительные способности нарушены. Дети живут не вполне в себе и слишком сильно предаются смутному сопереживанию мира. Открытый рот, выпученные глаза, оттопыренные уши - они как бы застряли снаружи. Состояние детей сильно зависит от душевной атмосферы окружения. Часто страдают энурезом.
Выдох. Им противостоят другие, остающиеся как бы пленными себе, и им тяжело вчленяться в окружающий мир (астматические дети). Часто дети, как бы оцепеневшие в легком испуге, и множество заик. Дети с трудом справляются с собой и с окружающим миром и часто проявляют трудновоспитуемость и склонность к антисоциальному поведению.
Эти полярные отношения доведены до крайности у эпилиптических и истерических детей.
Эпилептические дети - нарушение процессов инкарнации: его духовно-душевное существо запруживается в определенных органах его тела, вместо того чтобы полностью пронизать мировое окружение. Припадки - судорожные попытки самоисцеления (освобождение застоявшегося зноя земной атмосферы грозой). Если купировать припадки в самом начале антиэпилиптическим лечением, проявления личности могут измениться роковым образом, приобретая агрессивные, злобные черты. Отсутствие припадков не могут рассматриваться как излечение. Цель лечения в том, чтобы сделать излишним припадок как попытку самоисцеления и восстановить здоровое включение человека в мировое окружение.
Истерические дети - противоположность эпилептическому типу.
“Душевная ранимость” - ключевое понятие для этих детей.
Проследим два шага инкарнации:
1 шаг - в растущую телесность нисходит его духовно-душевное существо, все больше охватывая, пронизывая и формируя эту телесность;
2 шаг - связывание индивидуального существа с физико-эфирными силами окружающего мира.
У эпилептических детей второй шаг совершается не полностью. У эпилептического ребенка - грубоватое, атлетическое сложение. В его существе - ощущение плена, в котором находится его духовно-душевное. Возможно, у него таится от дневного света нечто такое, что должно проявиться. Сродство эпилептических явлений и процесса рождения явное.
У истерических детей - на втором шаге заходят слишком далеко. Слишком интенсивно погружаются своим существом в силы окружения и, в известной мере, теряют себя в этом (как если бы кожа недостаточно отделяла их от окружения…).
С одной стороны, они могут сопереживать тончайшим душевным движениям других людей, с другой стороны - такое знание дает им повод к жестокой тирании других, используя из слабые стороны.
Припадки “крика и плача” - это выход из себя, потеря себя в окружающем мире. Энурез.
У истерического ребенка - слабая телесность и отсюда склонность к “излиянию” духовно-душевного. При этом обнаруживается многое из того, что должно было бы остаться скрытым в его внутреннем. Сродство истерических явлений и процесса смерти.
У взрослых истериков происходит дальнейший переход границы: граница между сознанием и подсознанием снимается, оба перемешиваются нездоровым образом. Под страхом смерти многие люди становятся истероидными. “Неправомочный переход границы” характеризует истерию.
Для этих детей в ход школьных уроков вводится изменение темпа. То быстрее, то медленнее.