Структура образовательной программы
Согласно ФЗ «Об образовании» основные образовательные программы высшего профессионального образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. (п. 6.1 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) [12].
В период перехода высшего образования на стандарты ФГОС ВПО, был разработано учебно-методическое пособие, содержание которого определили четкую структуру ООП. Образовательная программа вуза, как система документов, самостоятельно разрабатываемая и утверждаемая высшим учебным заведением, регламентирующая цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников, должна состоять из следующих элементов: общие положения, характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП, компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной программы, документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП, фактическое ресурсное обеспечение ООП, характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников, нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися, другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся [26].
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин, модулей, программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации [19].
Применительно к образовательным программам ВПО и СПО в качестве структуры можно применить предложенную авторами модель уровней проектирования, состоящую из концептуального уровня, содержательного, технологического и процессуального [1]. Каждый уровень отличается целями и задачами, объединение которых позволит спроектировать ОП в соответствии с социально-экономическими целями, задачами и потребностями региона и области реализации ОП. Исходя из данных позиций, можно определить структуру ОП так: аппарат, наполнение, условия, реализация.
Концептуальный уровень («аппарат программы») предполагает создание концепции образовательной программы или ее прогностическое модельное представление. ОП создает методологическую основу для разработки и реализации профессиональной подготовки бакалавра, специалиста, магистра. Содержательный уровень («наполнение программы») предполагает разработку контента, определяющего особенности программы и условия ее реализации. Технологический уровень («условия программы») позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте, т.е, выбор технологий наиболее эффективно формирующих ключевые компетенции конкретной ОП. Процессуальный уровень («реализация программы») выводит ОП в реальный процесс, предполагающий получение конечных результатов (сформированных компетенций или результатов обучения) и предполагающий определение дидактических средств, программных продуктов и т.п.
В методологии Тюнинга структура образовательной программы должна быть в соответствии со структурой предметной области, на примере магистерской программы «Экономика» [13]. Представленная схема показывает структуру ОП как концепт «цель-результат», обеспечивающий наполнение предметной области знаний двух уровней: бакалавриат, магистратура (рисунок 2).
Рисунок 2 - Структура образовательной программы Тюнинг
В условиях реализации компетентностного подхода, структура образовательной программы в вузе должна быть единообразна для ОП различных направлений, специальностей, в основе ее должен лежать процессуально-целостный принцип построения, обеспечивающий вуз и «документом» и «схемой подготовки выпускника».
В 2013 году Министерством образования и науки утверждена следующая структура образовательной программы в вузе, состоящая из следующих разделов [19]:
I. Общая характеристика программы:
1. Цель, миссия программы.
2. Квалификация, присваиваемая выпускникам.
3. Вид профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники
4. Направленность (профиль) программы
5. Объем программы и сроки освоения.
6. Планируемые результаты освоения программы.
7. Сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.
II. Организационно-педагогические условия реализации программы
III. Формы аттестации по программе.
IV. Учебный план подготовки по направлению/специальности (включая календарный учебный график)
V. Рабочие программы дисциплин (модулей), включающие результаты освоения дисциплины (модуля).
VI. Программы практик
VII. Фонд оценочных средств по программе.