По изучению русской литературы XIX века в вузе
Деловая игра как форма организации практических занятий
Деловая игра успешно входит в практику школьного и вузовского образования, позволяя активизировать процесс обучения. Ее функции достаточно разнообразны. Она обучает студентов умению работать в труппе, принятию коллективных решений, активизируя такие качества студентов, как толерантность, терпимость, эмпатия; стимулирует развитие творческого потенциала студента, креативность мышления. Деловая игра во многом моделирует условия будущей педагогической деятельности, следовательно, направлена на создание конкурентноспособного специалиста.
В рамках практических занятий по курсу "Русской литературы последней трети XIX века" нами используются игры различные как по целям проведения (обучающие, воспитывающие, контролирующие), так и по методике их организации (ролевые, сюжетные, эвристические).
Так, практическое занятие "Поэзия 70-80-х годов XIX века. Тематика и поэтика" может быть организовано как презентация сборника поэта.
Цель игры: познакомиться с этапами жизненного и творческого пути С. Я. Надсона, А. Н. Апухтина, И. З. Сурикова, Л. Н. Трефолева, К. К. Случевского, П. Ф. Якубовича. Выявить основные темы, мотивы, жанровое своеобразие, стилевые особенности их поэзии.
Проведение данного вида практического занятия требует организации предварительной самостоятельной работы студентов. Каждый студент группы получает задание подготовить сообщение по творчеству каждого поэта по разработанному плану; подобрать 3-5 стихотворений поэта; принести иллюстративный материал к выбранным стихотворениям; обеспечить на занятие клей, ножницы, фломастеры, ватман.
В проведении занятия можно обозначить следующие этапы:
1. Обоснование преподавателем целей и задач занятия; инструктаж о работе в микро-группах.
2. Работа в микро-группах над созданием сборника избранных стихотворений поэта.
3. Презентация сборника.
4. Общее обсуждение проделанной работы.
5. Подведение итогов.
Деятельность студентов: Каждая группа студентов работает над созданием сборника избранных стихотворений одного из поэтов. Для этого определяется структура сборника: вступительная статья; тематическая подборка отобранных стихотворений; иллюстративный материал. Группа совместно готовит презентацию сборника. Для выполнения групповой работы распределяются роли участников: редактор, литературный критик, художник-оформитель и др.
Деятельность преподавателя: Распределяет студенческий коллектив по группам, объясняет цели и задачи работы. Следит за временем, отводимым на каждый этап деятельности. Выступает консультантом работы студентов. Организует обсуждение студенческих проектов.
Достоинством данной формы занятия является то, что студенты самостоятельно осваивают новый материал, творчески переосмысляя его; учатся навыкам систематизации информации и эмоциональной подаче полученных знаний. Занятие позволяет сочетать разнообразные приемы обучения (от репродуктивных до проблемных), разные виды деятельности студентов. При этом формируется наглядно-образное мышление, происходит соединение теории и практики в осмыслении проблемы, развивается ассоциативность мышления.
В форме литературных дебатов или диспут-клуба может быть организовано практическое занятие "Философское содержание романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Цель занятия: Дать представление о философском содержании романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", для этого выявить суть теории Родиона Раскольникова и его "двойников" Лужина и Свидригайлова. Обозначить философскую роль в произведении образа Сони Мармеладовой. Показать неоднозначность оценок образов главных героев, разнообразие подходов к изучению романа в литературной критике XIX века и современном литературоведении; увидеть изменение в восприятии и оценке романа на протяжение XIX – XX веков.
Важной и значимой частью организации данной формы работы является самостоятельная деятельность студентов, умение работать с научной литературой при подготовке к занятию. Каждый студент группы знакомится с монографиями по теме, конспектирует предложенные по плану занятия статьи. Для проведения игры необходимы ведущие диспут-клуба. Ими могут быть или преподаватель или студенты. На своих занятиях по русской литературе я предоставляю возможность каждой микро-группе студентов побывать организаторами и ведущими игры. Ведущие совместно с преподавателем готовят вопросы дискуссии, ее ход. Также они продумывают необходимые атрибуты оформления, придающие индивидуальность занятию.
Этапы проведения занятия:
1. Информация преподавателя или ведущих об организации и правилах игры, обоснование проблемы, выделение основных направлений, вопросов дискуссии.
2. Работа в малых группах.
3. Выступления групп.
4. Прения по выступлениям групп.
5. Выработка решения проблемы.
6.Обобщение, подведение итогов.
Деятельность студентов: На основе предварительной самостоятельной работы студенты в каждой микро-группе прорабатывают и готовят к обсуждению сообщение о позиции одного из исследователей творчества Ф. М. Достоевского. Внимательно слушают выступления других групп и готовят вопросы выступающим. В то же время учатся аргументированно, корректно доказывать верность своей позиции.
Деятельность ведущих: Организуют и направляют дискуссию.
Деятельность преподавателя: Организует работу групп, является консультантом работы студентов в микро-группах. Во время проведения дискуссии становится одним из ее участников наряду со студентами. Руководит обсуждением игры.
Достоинства данной формы работы: Активное участие в подготовке и проведении занятия всех студентов. Выработка навыков работы в малой группе. Развитие критического мышления, умения вести научную дискуссию (обосновывать, доказывать свою точку зрения, убеждать), систематизация знаний.
Деловая игра может выполнять и функцию контроля знаний студентов. Примером такой игры может быть викторина или брэй-ринг по теме "Глупов и глуповцы в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина".
Цель занятия: Проверка знаний студентами содержания повести М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города".
В качестве самостоятельной работы студентам предлагается прочитать повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города". Преподаватель объясняет особенности проведения занятия подобного типа. Выбираются организаторы и ведущие брей-ринга. В их задачу входит совместно с преподавателем продумать систему вопросов и заданий к повести; подобрать весь необходимый для работы материал (маркеры, ватман, клей, иллюстративный материал, карточки заданий, поощрительные призы, аудиоаппаратуру и др.); подготовить оформление брей-ринга (для этого можно использовать аналогию с любой телевизионной передачей подобного типа). Сами ведущие также могут выбрать себе ту или иную роль (архивариусы, градоначальники, глуповцы). Важно обратить внимание студентов на необходимость включения в игру вопросов разного типа (не только на воспроизведение содержания повести, но и заданий аналитического, творческого характера). Сами вопросы должны быть дифференцированы на групповые и индивидуальные.
Этапы проведения занятия:
1. Объяснение ведущими правил проведения игры и системы оценок.
2. Распределение студентов на две команды. Выборы капитана, названия, девиза команды.
3. Работа в команде, выполнение заданий.
4. Подведение итогов игры, поощрение победителей.
5. Анализ организации игры.
Деятельность ведущих: Организация и проведение игры, поощрение победителей.
Деятельность студентов: Выполнение предложенных заданий.
Деятельность преподавателя: Преподаватель обычно выполняет роль жюри, следовательно, в его задачу входит оценка заданий, выполняемых командами, подведение итогов игры.
Достоинством данной формы занятия является развитие студентами умений работать в команде, сотворчество, соотнесененность индивидуальных и групповых целей и достижений, взаимопомощь и поддержка в условиях соревновательности.
Одной из форм организации практического занятия, имеющего воспитывающую, развивающую функции, являются заочная экскурсия на тему "Петербург Достоевского".
Цели занятия: Выявить своеобразие создания образа Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
При подготовке к занятию студенты изучают предложенную к занятию научную литературу, выявляя, из каких составляющих складывается образ Петербурга в романе: городской пейзаж, улицы города, комнаты Раскольникова, семейства Мармеладовых, Сони, старухи-процентщицы. Творческая группа совместно с преподавателем готовит сценарий заочной экскурсии, используя средства мультимедиа для демонстрации слайдпрограммы. Преподавателю необходимо объяснить, специфику данного вида работы: ведущие берут на себя роль экскурсовода, следовательно, должны соотносить свой рассказ с демонстрацией слайдов, воспроизводящих образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского.
Этапы проведения занятия:
1. Вводный инструктаж преподавателя о целях, задачах и структуре занятия.
2. Выступление творческой группы. Одновременно в рассказ группы включается работа, организованная преподавателем, с текстом романа. Выясняется, как, при помощи каких приемов повествователь создает зримый, наглядный образ города, какова символика описаний. Какие функции выполняют пейзаж и интерьер в романе.
3. Обсуждение данного вида работы. Подведение итогов.
Деятельность творческой группы: Рассказ о Петербурге Достоевского с демонстрацией слайд-программы.
Деятельность студентов: Восприятие сообщения творческой группы и вместе с этим аналитическая деятельность по анализу описаний (пейзаж, интерьер) в романе Ф. М. Достоевского.
Деятельность преподавателя: Организация работы студентов по анализу текста. Руководство обсуждением занятия.
Достоинством данной формы занятия является то, что студенты оказываются вовлечены в эмоциональное сопереживание, они получают информацию через эмоционально-чувственное восприятие, что способствует более глубокому ее усвоению. Этому же служит и метод демонстрации, используемый при проведении занятия.
Значимым этапом работы по организации деловой игры является обсуждение со студентами деятельности каждого из участников игры, групповые и индивидуальные достижения. Следует заметить, что при каждом последующем обсуждении возрастет роль конструктивных замечаний, студенты учатся видеть собственные промахи, а, главное, учатся их преодолевать; их деятельность в качестве организаторов игры и ее участников становится более осознанной, творческой. Каждое последующее занятие, подготовленное студентами, оказывается более методически грамотным. Полученные в ходе проведения игры навыки студенты успешно используют на педагогической практике и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, игровые технологии направлены на самостоятельную познавательную деятельность студентов: поиск, обработку и презентацию информации, на личный опыт. Студент сам становится полноправным участником образовательного процесса. Отношения между студентом и преподавателем строятся на основе педагогики сотрудничества.