СС.А.46. Вступает в контакт с ровесниками, используя жесты
Научиться взаимодействовать с ровесниками детям не так легко, как со взрослыми. В данном и следующем параграфах рассматриваются умения, которые формируются у детей, как правило, одновременно. Это два варианта поведения маленького ребенка, когда он хочет вступить в контакт.
Как оценить
Способ: Понаблюдайте за своим ребенком, когда он играет рядом с другими 2-3 детьми того же возраста или того же уровня развития.
Результат положительный, если ваш ребенок время от времени взаимодействует с ними: берет их игрушки, когда ему их предлагают, пытается обратить внимание этих детей на те или иные предметы или события, машет им рукой и т.п.
СС.А.47. Наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру
Как оценить
Способ: Смотри предыдущий параграф — СС.А.46.
Результат положительный, если ваш ребенок играет возле других детей и при этом время от времени наблюдает за их играми.
Примечание
Во-первых (и это — главное), необходимо предоставить вашему ребенку возможность регулярно играть с ровесниками. Это может быть ваша районная игровая (прогулочная) группа, а возможно, вам удастся самим организовать группу, собрав детей ваших друзей. Если ваш ребенок старше по возрасту, но отстает в социальном развитии и умении играть, то, наверно, имеет смысл включить его и в группу, где дети помладше, но ближе по уровню развития, и в группу ровесников. Вы сможете сравнить и понять, где ребенок будет лучше себя чувствовать и лучше учиться. Не сомневайтесь, что как товарищу по играм, ребенку-инвалиду будут рады большинство родителей, так как они наверняка понимают, что их ребенок тоже будет в выигрыше от такой дружбы.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваш малыш играл возле других детей и такими же как у них игрушками. Может случиться, что сначала вам придется привлечь внимание малыша к тому, что делают дети, помочь ему предложить свои игрушки и поддержать контакт с помощью простых жестов. Однако, по возможности, оставайтесь в стороне.
Когда во время игровых занятий детям предлагается много игрушек каждого типа и их хватает на всех, дети охотно играют рядом. Если же на всех есть только одна машина, одна кукла, один велосипед, то скорее дети разбредутся в разные стороны. Старайтесь поставить их в равные условия, обеспечив, например, большим количеством кубиков, машинок, кукол.
СС.А.48. Отстаивает свою собственность
Здесь мы проверяем, узнает ли ребенок те или иные предметы, считает ли их своими и протестует ли, когда другие дети их отбирают. Последнее нередко беспокоит родителей, которым хотелось бы, чтобы их ребенок делился своими игрушками с другими детьми. Однако на той стадии развития, о которой мы сейчас говорим, такое поведение естественно, и к нему нужно относиться спокойно.
Как оценить
Способ: Понаблюдайте за своим малышом, когда он играет с другими детьми.
Результат положительный, если ребенок при покушении на его игрушки начинает защищать их: забирает их обратно или громко кричит.
СС.А.49. Вовлекается в игры, типа "семья" или "дочки-матери"
Это развитие умения, которое рассматривалось в параграфе СС.А.40, то есть, умения во время игры в куклы использовать бытовые предметы по назначению. Сначала ребенок просто совершает отдельные действия, не являющиеся частью целой игры. Данный параграф посвящен проверке умения ребенка войти в роль и выдержать ее до конца игры.
Как оценить
Материалы: Дайте ребенку достаточно много вещей, необходимых для игры. Пусть это будут куклы, кукольная или детская мебель, чайный сервиз, игрушечная ванночка и губка и/или кухонные принадлежности.
Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он играет с этими предметами.
Результат положительный, если ребенок воображает себя мамой или папой и начинает понарошку готовить, нянчить малыша и т.п.
Примечание
Вы можете привлечь ребенка к такой игре, если дадите ему много разных предметов, которые можно приспособить к той или иной игре (картонная коробочка, например, прекрасно заменит дорогую игрушечную коляску) и станете играть вместе с малышом. При этом хорошо, но возможности, следовать за ребенком, незаметно вводя в игру новые приемы. Если ребенок сразу не уловит вашу идею, не стремитесь ускорить это. Ваш собственный пример будет стимулировать ребенка больше, чем многословные объяснения.