Стратегия реализации проекта
Проект
«Удивительный мир камней»
(подготовительная группа)
Участники проекта:Патрикеева Т.Н. – зам.зав. по УВР,
Логинова Е.А.- педагог-психолог,
Шарова А.Н., Кужугалдинова В.Н. – воспитатели.
г. Магнитогорск.
Проект
«Удивительный мир камней»
(подготовительная группа)
Участники проекта:Патрикеева Т.Н. – зам.зав. по УВР, Логинова Е.А.- педагог-психолог, Шарова А.Н. – воспитатель, Кужугалдинова В.Н. – воспитатель, родители.
Интегрируемые образовательные области:коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
По продолжительности: долговременный (в течении учебного года);
Предмет изучения: предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы
Цель проекта:
Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование нравственных качеств и логического мышления детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.
4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
6.Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.
7. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
8. Целенаправленное воспитание у детей доброты, терпения, отзывчивости, честности, коммуникабельности.
Актуальность проекта:
Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь уральский край, Челябинская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми (яшма, горный хрусталь, оникс, слюда, золото, каменный уголь, железная руда, песчаник, змеевик, известь и пр.)
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка: сочувствие, терпение, доброта, отзывчивость, уверенность в своих силах, правдивость - способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.
В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия. Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности. У дошкольников сформированы моральные качества: доброта, как неотъемлемое качество человека, сочувствие, любовь к ближнему, верность, благородство, готовность прийти на помощь, умение доводить начатое дело до конца, уверенность в себе, совестливость, а так же сила воли.
План проведения проектной деятельности:
Этапы. Совместная работа педагога с детьми. Цели и задачи.
1 Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Подбор художественной литературы.
«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;
«Как живут камни» Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте
2 Тема: "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней. Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов
Тема: «Мы – геологи»
Цели: развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть.
Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.
Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цели и задачи:
Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Аппликация «Дом мы строим из камней»
Цель: познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно-выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции
Рисование по замыслу «Превращение камешков»
Цель: учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм. Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.
Чтение художественной литературы
- Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»
- П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
- Стихи, пословицы и поговорки о камнях.
Цель: познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа», в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.
Просмотр мультфильмов;
По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»
Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.
Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»
Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно
Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»
Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
«Что лишнее? ", "Найди пару", "Продолжи ряд""
Настольно-печатные игры: «Живая, неживая природа»
Сюжетно-ролевые игры: «В поисках клада»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету,, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
3. Оформили мини-музей «Удивительные камни»
Провели викторину «Что мы знаем о камнях»
Выставка «Изделия из камня»
Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.
Стратегия реализации проекта
Сроки проведения | Мероприятия | Участники |
Октябрь | 1. Непосредственная образовательная деятельность по экологии. (Тема: «Камни»). 2. Дидактические игры по познавательному развитию для детей по теме: «Песок, камни, глина». 3. Знакомство детей и родителей с книгой о камнях: «Подземные сокровища Челябинской области». 4. Показ презентации для детей «Уральские самоцветы». 5. Рассматривание коллекции камней. Малахит - камень совести, здоровья, охраняющий детей. Сказкотерапия «Малахитовая шкатулка», «Волшебный камень». 7. Рекомендации родителям «Воспитываем честность, правдивость в ребенке». | Воспитатели Психолог |
Ноябрь | 1. Моделирование на тему: «Что такое горы», «Что у гор внутри?» 2. Конспект совместной деятельности с детьми по Теме: «Удивительное в камне». 3. Опыт № 1. Определение цвета и формы. 4. Чтение художественной литературы: Сказка П.Бажов «Малахитовая шкатулка». 5. Консультация для родителей «Узнай свой камень». 6.Пирит- камень дающий уверенность в себе. Сказкотерапия «Как зайка Никитка друзей искал», «Как сбывается мечта, «Машенька». 7.Рекомендации родителям: «Повышение самооценки». | Воспитатели Психолог |
Декабрь | 1. Моделирование на тему: «Гора и камешки». 2. Подвижная игра «Морские и речные камни». 3. Опыт № 2. Определение размера. 4. Беседа с детьми: «Узнай свой камень». 5. Чтение художественной литературы: Сказка П.Бажов «Серебряное копытце». 6.Гипс - камень спокойствия, уверенности. Сказкотерапия «История о том, как Миша научился дружить». 7.Тренинг личностного роста. 8.Рекомендации педагогам: «Как развивать уверенность в себе?» | Воспитатели Психолог |
Январь | 1.Чтение художественной литературы: Сказка П.Бажов «Хозяйка медной горы». 2. Опыт № 3. Определение характера поверхности. 3. Дидактические игры по познавательному развитию для детей по теме: «Песок, камни, глина». 4.Змеевик-камень дающий силу воли. Сказкотерапия «Сказка о двух братьев и сильной воле», «Как злая туча Танечку и Ванечку в плен взяла». 5. Советы родителям: Как развивать у дошкольников силу воли? 6. Фотовыставка «Энергия камней». 7. Моделирование на тему: «Ящик ощущений». 8. Музыкотерапия, элементы релаксации. | Воспитатели Психолог |
Февраль | 1. Моделирование на тему: «Создаем музыкальные инструменты», «Подбери камешек» 2. Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу. 3. Просмотр мультфильмов: по мотивам сказок П.Бажова «Малахитовая шкатулка». «Каменный цветок». 4.Мусковит - камень помогающий стать добрее. Сказкотерапия «История про злую принцессу и добрую Дашу». 5. «Праздник доброты» для детей. 6. Рисование на тему: «Добрый и злой». 7.Игра «Комплименты». 8. Консультация «Доброта спасет мир». | Воспитатели Психолог |
Март | 1. Моделирование на тему: «Что для чего», «Сочиняем рассказы и сказки». 2. Сюжетно-ролевая игра «Экспериментальная лаборатория». 3. Опыт № 5. Определение веса. 4. Дидактические игры по познавательному развитию для детей по теме: «Песок, камни, глина». 5.Рекомендация родителям изготовить вместе с детьми книжки-малышки «Разные камни». 6.Сюжетно-ролевая игра «Исследовательская лаборатория». 7.Авантюрин - камень привлекает любовь и радость сказкатерапия: «Сказка про ежика». Развлекательная игра «Любовь с первого взгляда» 7. Рекомендации родителям: «Любите ли вы своего ребенка?» | Воспитатели Психолог |
Апрель | 1. Моделирование на тему: «Живая и неживая природа», «Песок и глина». 2. Подвижная игра «Правильно-неправильно». 3. Опыт № 6: Определение температуры. 4.Просмотр мультфильмов: по мотивам сказок П.Бажова «Каменный цветок». 5.Хрусталь - камень дающий верность. 6.Яшма-камень помогает налаживать общение. Игра «Из какой сказки я?» 7. Тренинг повышения компетентности педагогов «Эффективное взаимодействие педагог-дети». 8. Рекомендации родителям «Десять ошибок родителей которые портят детей». | Воспитатели Психолог |
Май | 1. Моделирование на тему: «Если бы я был…». 2. Опыт № 7. Плавучесть. 3. Дидактические игры по познавательному развитию для детей по теме: «Песок, камни, глина». 4.Опал – камень дающий терпение. Сказкотерапия «История о том, как Люда научилась доделывать все дела до конца», «Зайка-непоседа». 5.Новые правила поведения для воспитанных детей. 6.Упражнение «Выручи из беды», «Отгадай какой камень?» 7. Рекомендации родителям: «Формируем толерантность, терпение у детей к сверстникам». | Воспитатели Психолог |