Глава V. Психология подростка и старшего школьника


В любом школьном классе всегда обнаруживается двойствен­ная структура коллектива: формальная (организационная, дело­вое общение и набор деятельностей) и неформальная (складыва­ется в результате свободного общения сверстников как в школе, так и за ее пределами). И чем старше школьники, тем заметнее разграничение (социальное расслоение - из-за неравенства мате­риальных возможностей, жизненных планов, способов реализа­ции; иерархия по успеваемости, официальному статусу; опреде­ление авторитетов, статусов и престижа на основе неофициаль­ных ценностей, принятых в классе, в школе и вне ее). Существую­щие сегодня группы и течения многообразны. Рассмотрим некото­рые: клубы самодеятельной песни, поклонники «тяжелого рока», «рокеры», «фаны» — поклонники разных кумиров эстрадной му­зыки, группы по спасению памятников истории и культуры, груп­пы экологического направления, футбольные болельщики - «фа­наты», экзотически одетые хиппи и панки, «митьки», «ватники», «фуфаечники», «системщики», а рядом — хулиганские объедине­ния и откровенно фашистские «наци». Иногда в подростковые и юношеские группировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе, образует банды (опираясь на рокерство и юно­шеский вандализм). В бандах более жесткая организация, включа­ющая суровые санкции в случае нелояльности к вожаку или от­ступления от принятых норм и правил. В последние годы часто создаются «размытые объединения» конкретной преступной ак­ции. Вовлечение в них подростков и старших школьников — уже типичное явление. Общепризнанным стало утверждение специа­листов о том, что преступность молодеет.

Сегодняшнее время отличается еще и тем, что деятельнее стали различные религиозные секты. Это объясняется тем, что юношес­кие религии «предлагают упрощенную перспективу на будущее: позволяют «стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения»; проводимые коллективные действия «ослабляют ограничения и ощущение личной вины»; подчиняют главарю, вождю, «учителю»; создают кажущуюся гар­монию внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями» [34, с. 171, 172].

В а ж н е й ш и м и последствиями принадлежности к подобной группе являются «болезненная зависимость от нее или ее лидера, потеря самостоятельности, неспособность к эмоциональным свя­зям с людьми, не принадлежащими к группе, презрение к ним

§ 2. Особенности личности и межличностных отношений185

как к «профанам», недоверие к рациональному, научному мыш­лению, разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направления мыслей, подчиненных «учителю» [34, с. 171, 172].

«Юношеская субкультура, — пишет И.С. Кон, — не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание все­гда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешне­го вида; чувство групповой общности и солидарности; характер­ная манера поведения, ритуалы общения» [15, с. 159].

И подростки, и старшие школьники решают с помощью та­кого рода «знаков» весьма важные для себя проблемы: реализуют чувство принадлежности («быть вполне своим») и обязывают взрос­лых признать факт их существования на Земле.

Эта краткая характеристика неформальных объединений под­ростков и юношей, психологических причин их возникновения предложена как информация к размышлению для учителя, класс­ного руководителя при организации педагогического взаимодей­ствия со школьниками, их родителями. Специалисты рекоменду­ют: не запрещать и не заискивать, не бояться и не игнорировать, а учиться сотрудничать; самим взрослым прежде всего необходи­мо овладеть сложной наукой жить в неформальном обществе, уметь видеть светлые, положительные стороны, использовать активность, инициативу, творческий потенциал личности подросткового и юношеского возраста в созидательных, социально значимых це­лях как для личности, так и для ее окружения. Подростки, юноши и девушки нуждаются в некоторой помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руко­водителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание необязательно должно быть инди­видуальным. Можно рекомендовать старшему школьнику объеди­ниться с товарищами, составить совместный план самовоспита­ния, помогать и контролировать друг друга.

Наши рекомендации