Ле кция 17. ра звитие педагогики в росс ии
В России педагогические знания имели много общего с европейскими, одновременно были и свои традиции. К одним из ранних памятников педагогической литературы относится «Поучение» созданное в ХП в. великим князем Владимиром Мономахом. Прежде всего он утверждал мысль о постоянном присутствии Бога в человеческих делах, но противоположность европейским средневековым поучениям, прославлявшим аскетизм, Киевский князь отмечал, что «человеколюбивый Бог» вовсе не требует от каждого человека таких сверх усилий, как затворничество, строгий пост и т.п. Своих детей он призывал не забывать бедных и убогих, почитать наставников, глубоко любить родину, не щадить жизни при защите ее от врагов.
Кроме того обращал внимание на необходимость настойчиво овладевать знаниями, уважать и любить книгу. Важным средством воспитания Мономах считал положительный пример.
Идеалом средневекового воспитания на Руси многие считают сборник наставлений XVI в., известный под названием «Домострой». В нем значилось, что родители отвечают перед Богом за детей своих, дети же должны почитать родителей.
«Домострой» рекомендовал суровые методы воспитания, но строгость совмещалась с требованиями любить детей и заботиться о них.
Особое внимание направлялось на воспитание трудолюбия, чувства ответственности перед государством, церковью и родителями.
По указу Петра I Киево-Могилянская коллегия, получившая в 1701 г. статус академии, становится первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. В ней учились многие активные деятели русской культуры. К этому времени в Москве основана Славяно-греко-
латинская академия и школа математических и навигационных, которая считается первой в Европе государственной реальной школой, где учатся представители всех сословий. Позднее открываются инженерная, артиллерийская, хирургическая и горная школы. Академический университет и гимназия. Важным толчком в развитии педагогического знания на Руси служил тот факт, что Петр I вменил в обязанность академика, ведение занятий с целью подготовки научной и педагогической смены. Огромное внимание уделял подготовке русских ученых М.В. Ломоносов, стремясь сделать Академию центром просвещения.
Исключительно важную роль в истории развития педагогической мысли России сыграл К.Д. Ушинский. Он по праву считается основоположником самобытной русской педагогической науки и создателем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: «Сделать как можно больше пользы своему Отечеству». Ушинский впервые научно обосновал систему подготовки учителя как важной части педагогической науки. Рассматривая человека как предмет воспитания он указывал на необходимость тщательного изучения педагогики, психологии ребенка, явления социальной жизни, в которых существует учащийся, рассматривать со знанием истории государства и особенностей данного народа.
«Самое воспитание – писал К.Д. Ушинский, если оно желает счастья человеку, должно воспитать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Одинаково необходимым он считал физический и умственный труд , где важным видом умственного труда является учение.
Советский период развития педагогической мысли в России также выдвинул ряд самобытных деятелей. В первое десятилетие советской власти решалось много новых проблем в связи с иными отношениями в экономическом и хозяйственном строительстве. Важно было разработать конкретную систему политического образования и приобщения молодых к производительному труду; необходимо сформировать у школьников навыки общественной жизни на основе труда и организовать детский коллектив. Эти вопросы решались в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.
В послевоенный период значительный вклад в развитие отечественной педагогики внес В.А. Сухомлинский, разрабатывая практические направления нравственного и трудового воспитания. Он рассматривал детский коллектив как основу воспитания, раскрыл закономерности его формирования и руководства деятельностью.
Новыми подходами в обучении и воспитании явились труды целой плеяды учителей создавших «педагогику сотрудничества».
Основные их выводы: интересно и с удовольствием учатся дети тогда, когда учитываются их индивидуальные способности, создается атмосфера успеха и требовательности для всех; в сотрудничестве участвуют родители, дети, учитель.
Однако с распадом СССР интересных представителей «педагогики сотрудничества» по разным странам.
Коротко подводим итоги исторического анализа педагогической мысли на Руси. С давних времен внимание старших было направлено на формирование в молодых трудолюбия, желания обучиться делу, ( не перепродавать, менять, а знать ремесло). Все люди без исключения не просто должны любить Родину, а, не щадя жизни своей, обязаны уметь защищать ее от врагов.
Пример старших в этом почитается во всех слоях населения. Именно так и старшие и молодые становятся и остаются нравственными и трудолюбивыми всю жизнь.
Родители не только заботятся о детях, но отвечают перед высшим судьей – Богом за поведение детей за их умение быть ответственными перед государством и церковью в своих поступках и работать «не покладая рук».
Начиная со времен Петра I, остается большой выбор в обучении наукам, ремеслам.
Высшая отечественная школа всегда славилась участием в процессе обучения ведущих ученых, которые одновременно с обучением включали молодежь в исследовательскую деятельность. С середины XIX в. Государство серьезно относилось к подготовке педагогических кадров, требуя от учителя широкого кругозора, тем самым совершенствовало обучение молодых.
Вопросы:
1. Сравните европейский и отечественный подход к образованию в средние века.
2. Какова суть реформ Петра I в области образования на Руси.
3. Какие особенности в развитии сферы образования предложил К.Д. Ушинский.
4. Какие педагогические идеи обосновывали и развивали педагоги советского довоенного периода.
5. Каковы были цели воспитания и обучения в послевоенные годы в советской школе.
Глоссарий
1. Традиция– элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.
2. Владимир Мономах– великий киевский князь, выдающийся государственный деятель и писатель Древний Руси. Одним из главных средств воспитания детей Мономах считает образование. Мономах впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспитания с практическими потребностями личности и обосновал идею деятельности, уделял внимание развитию у детей инициативы и самодеятельности.
3. Домострой– принадлежит к типу нравоучительных и семейно-бытовых произведений, в котором излагались права и обязанности главы семьи и его домочадцев. Он делится на 27 глав, некоторые из них касаются вопросов воспитания семейного и общественного.
4. М.В. Ломоносов– русский ученый – энциклопедист, поборник отечественного просвещения, сторонник бессословной системы образования.
5. К.Д. Ушинский– педагог – демократ основоположник русской педагогической науки в России, принципы педагогических взглядов К.Д. У шинск ого – народность, самобытность русской педагогической науки , воспитание в труде.
6. А.С. Макаренко– педагог и писатель советского периода. Он выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективам, разработал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.
7. П.П. Голонский– российский педагог, психолог и философ. До октябрьской революции был идеалистом. После революции перешел на марксистские позиции. В психологии был приверженцем не просто поведения, но «сознательного поведения». Считал необходимым обучение в новой единой трудовой политической школе.
8. В.А. Сухомлинский– украинский (советский) педагог, исследовал вопросы создания детского коллектива, становления морально-этических норм у молодых.
9. Общепедагогические вопросы– вопросы воспитания, обучения и развития личности.
10. Дидактические вопросы– вопросы теории обучения. Тре
бования к отбору содержания обучения в том или ином предмете, прин
ципы обучения и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». М., 1999.
2. Гиппенрейтер И.О. Введение о общую психологию. М., 2003.
3. Л.Д.Столяренко «Основы психологии». Учебное пособие для студентов Ростов/на Дону издательство Феникс 2003. (можно издания прежних лет).
4. Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 2002.
5. Петровский А.В. Психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2001.
6. Е.Н. Пронина «Психология и педагогика» Учебник для студентов. В.В. Лукашевич Москва, 2001.
7. «Психология и педагогика», курс лекций издательство «Совершенство» Москва, 1998.
8. «Психология». Словарь. / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова Москва, 1996. (можно другой год).
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 2003.
10. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для
ВУЗов. – М., 2001.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание рассмотренных в данном курсе лекций позволяет студентам в достаточном объеме ознакомиться с проблемами развития и функционирования психики человека; с основными методами и приемами воспитания и обучения личности. Знание общих принципов дидактики и развития личности поможет студентам познать себя и определиться в выборе специализации предлагаемой профессии и применять приобретенные знания на практике.