Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Согласно ФГОС ВПО каждая учебная дисциплина изучается студентами не только в аудиторном режиме, но и самостоятельно. Распределение времени составляет примерно по 50%.
При изучении учебной дисциплины «Право» большое значение имеет самостоятельная проработка лекционного материала, систематизация имеющейся и поиск дополнительной информации по праву, из отраслевых и смежных областей юридической науки. Требуется знание студентами большого количества понятий, терминов и определений для более глубокого и четкого понимания учебного материала. В связи с этим, при разработке заданий и рекомендаций по осуществлению самостоятельного изучения дисциплины «Право» преподаватели руководствуются принципом системности и преемственности знания.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Самостоятельная работа студентов имеет цель – обеспечить качество подготовки выпускаемых бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, программой подготовки по дисциплине, содержанием учебников, курсов лекций, учебных пособий и иных учебно-методических материалов.
Формы и виды самостоятельной работы студентов данного направления подготовки определены в программе учебной дисциплины, входящей в соответствующее профессиональное направление подготовки.
Выбор формы и вида самостоятельной работы студентов по дисциплине осуществляется в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины, ступени подготовки обучаемого, количеством часов, отведенных на самостоятельную работу.
К основным формам самостоятельной работы студентов относятся:
- самостоятельная работа на аудиторных занятиях (лекциях, семинарах, коллоквиумах, практических занятиях);
- внеаудиторная самостоятельная работа.
- Виды самостоятельной работы студента по каждой учебной дисциплине определяются преподавателем и могут включать:
- проработку тем, не вошедших в лекционный материал, но обязательных согласно программе учебной дисциплины;
- подготовку к проблемным лекциям;
- проработку пройденных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании вопросов, подготовленных преподавателем;
- подготовку к практическим и семинарским занятиям;
- подготовку к текущему, промежуточному, итоговому контролю;
- подготовку научных докладов, сообщений и творческих работ,
- выполнение рефератов и контрольных работ;
- выполнение курсовых проектов (работ) и подготовку к их защите;
- подготовку группового отчета или презентации, написание эссе и глоссария.
При выполнении заданий для самостоятельной работы студенты могут пользоваться широким спектром всевозможных источников информации, как рекомендованных преподавателем, ведущим дисциплину, так и по самостоятельному выбору. К числу таких источников информации можно отнести:
- информационные ресурсы (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
- методические материалы (указания, руководства, практикумы и т.п.);
- контролирующие материалы;
- консультации преподавателей;
- возможность публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).
В целях фиксации результатов самостоятельной работы студентов по дисциплине проводится ее аттестация. Контроль результатов самостоятельной работы осуществляется преподавателем в течение всего семестра и завершается в период зачетно-экзаменационной сессии перед промежуточной аттестацией учебной работы студентов по дисциплине.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Задачами самостоятельной работы студентов является:
- освоение в полном объёме основной образовательной программы;
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
Составил: зав. кафедрой УПД, к.ю.н., доцент С.П. Ставило
Составлены на основании методических рекомендаций, рабочей программы по дисциплине «Правоведение». – М.: МГЭИ, 2011, № 2175.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры УПД, протокол № 1 от 28 августа 2012 года.