Год обучения 34 часа (1 час в неделю)
№ п\п | Раздел/Тема | Теория | Практические действия или трудовые операции (примерные) | |
I. | Предприятия, сооружения, здания 15 ч | |||
Кто основал первый зоопарк | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Мини-проект «Мы идем по зоопарку» (проект игры для первоклассников) | ||
Как идет почта | Экскурсия на почту | |||
Когда возникли музеи | Экскурсия в музей | |||
Как появился фонтан | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Проект. «Фонтан для моего города» | ||
А зачем нам лестницы? (метро) | Лестница как архитектурное сооружение | Заочная экскурсия в метрополитен | ||
Как возникла почтовая служба? | Историческая справка | Написание письма другу | ||
Как возникли города | Информация из справочника | Аппликация города (работа в группах) | ||
Когда люди начали строить дома | Презентация «Архитектура Новокузнецка» | Проект. «Мой город. Мой дом» | ||
Все на каток! | Изготовление ледяных игрушек | |||
Гидроэлектростанция | Основные составляющие гидроэлектростанции | Составление кроссворда на тему «Электричество» | ||
Каким был первый магазин | Появление магазина и его предназначение | Составление правил игры «Магазин» для 1 класса(работа в группах) | ||
Стадион. Кто вперед? | Архитектурные особенности стадиона | Эстафеты на стадионе (в спортзале) | ||
Цирк! Цирк! Цирк! | Архитектурные особенности здания цирка | Рисование афиши представления (работа в группах) | ||
На подмостках театра | Оборудование сцены театра и ее особенности | Аппликация сцены театра (работа в группах) | ||
Чудеса света | Презентация « Семь чудес света» | Проект «Семь чудес света» | ||
II. | Транспорт 9ч | |||
Общественный транспорт | Виды общественного транспорта | Проект. «Макет улицы» | ||
Кто придумал велосипед | Информация из справочника | Конкурс «Безопасное колесо» | ||
Кто создал автомобиль | Информация из справочника | Сборка машины из деталей конструктора | ||
Кто изобрел самолет | Информация из справочника | Конструирование самолета из деталей конструктора | ||
Луноход | История покорения космоса | Составление презентации | ||
Лайнер. Пароход | Водные суда и их особенности | Оригами. Кораблик | ||
Железнодорожный транспорт | Виды железнодорожного транспорта | Составление презентации | ||
Уборочные машины | Специальные машины для уборки города | Конструктор. Уборочная машина | ||
Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | Беседа по ОБЖ | Оказание первой помощи Итоговый тест | ||
III. | Полезные изобретения 9ч | |||
Флюгер | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Изготовление флюгера | ||
История спичек | Информация из справочника | Составление памятки «Опасно, огонь!» | ||
Когда был изобретен зонтик | Информация из справочника | Рисование узора для зонтика | ||
История происхождения денег | Презентация «История монет» | Составление коллекции монет | ||
Как был изобретен телефон | Информация из справочника | Придумывание и рисование новой модели телефона | ||
Светофор. Дорожные знаки | Беседа по правилам дорожного движения | Проект. «Макет светофора» | ||
Окно в подводный мир (аквариум) | Виды распространенных аквариумных рыбок | Изонить «Рыбки» | ||
Упаковочные материалы | Какие бывают упаковки, их плюсы и минусы | Поделки из целлофана, пластика, картона. Конкурс | ||
Компьютер и Интернет | Компьютер как современное достижение науки | Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль |
5. Методическое обеспечение программы «Почемучки»
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. Программа «Почемучки» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.
Список литературы
Литература для учителя
Основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.
Дополнительная литература
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
5. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
7. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
8. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
Литература для обучающихся
1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).
8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
13.Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
Словарь
Дизайн -(от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер -(англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария -(от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп -(от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие -самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус -(от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч -самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет -(от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер -(от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.