Год обучения 34 часа (1 час в неделю)

№ п\п Раздел/Тема Теория Практические действия или трудовые операции (примерные)  
 
I. Предприятия, сооружения, здания 15 ч
Кто основал первый зоопарк Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» Мини-проект «Мы идем по зоопарку» (проект игры для первоклассников)
Как идет почта   Экскурсия на почту
Когда возникли музеи   Экскурсия в музей
Как появился фонтан Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» Проект. «Фонтан для моего города»
А зачем нам лестницы? (метро) Лестница как архитектурное сооружение Заочная экскурсия в метрополитен
Как возникла почтовая служба? Историческая справка Написание письма другу
Как возникли города Информация из справочника Аппликация города (работа в группах)
Когда люди начали строить дома Презентация «Архитектура Новокузнецка» Проект. «Мой город. Мой дом»
Все на каток!   Изготовление ледяных игрушек
Гидроэлектростанция Основные составляющие гидроэлектростанции Составление кроссворда на тему «Электричество»
Каким был первый магазин Появление магазина и его предназначение   Составление правил игры «Магазин» для 1 класса(работа в группах)
Стадион. Кто вперед? Архитектурные особенности стадиона Эстафеты на стадионе (в спортзале)
Цирк! Цирк! Цирк! Архитектурные особенности здания цирка Рисование афиши представления (работа в группах)
На подмостках театра Оборудование сцены театра и ее особенности Аппликация сцены театра (работа в группах)
Чудеса света Презентация « Семь чудес света» Проект «Семь чудес света»  
II. Транспорт 9ч    
Общественный транспорт Виды общественного транспорта Проект. «Макет улицы»
Кто придумал велосипед Информация из справочника Конкурс «Безопасное колесо»
Кто создал автомобиль Информация из справочника Сборка машины из деталей конструктора
Кто изобрел самолет Информация из справочника Конструирование самолета из деталей конструктора
Луноход История покорения космоса Составление презентации
Лайнер. Пароход Водные суда и их особенности Оригами. Кораблик
Железнодорожный транспорт Виды железнодорожного транспорта Составление презентации
Уборочные машины Специальные машины для уборки города Конструктор. Уборочная машина
Специальные машины. Машина «Скорой помощи» Беседа по ОБЖ Оказание первой помощи Итоговый тест
III. Полезные изобретения 9ч    
Флюгер Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» Изготовление флюгера
История спичек Информация из справочника Составление памятки «Опасно, огонь!»
Когда был изобретен зонтик Информация из справочника Рисование узора для зонтика
История происхождения денег Презентация «История монет» Составление коллекции монет
Как был изобретен телефон Информация из справочника Придумывание и рисование новой модели телефона
Светофор. Дорожные знаки Беседа по правилам дорожного движения Проект. «Макет светофора»
Окно в подводный мир (аквариум) Виды распространенных аквариумных рыбок Изонить «Рыбки»
Упаковочные материалы Какие бывают упаковки, их плюсы и минусы Поделки из целлофана, пластика, картона. Конкурс
Компьютер и Интернет Компьютер как современное достижение науки Работа на компьютере (тема «Интернет») Итоговый контроль

5. Методическое обеспечение программы «Почемучки»

Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников в группы. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый) и т. д. Программа «Почемучки» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность, проектная.

Список литературы

Литература для учителя

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

6. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36 с.

Дополнительная литература

1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/

3. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/

4. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html

5. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

7. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.

8. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.

Литература для обучающихся

1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.

2. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.

3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.

4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.

5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.

6. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.

7. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с.- (Детская энциклопедия техники).

8. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

9. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.

10. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.

11. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.

12. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.

13.Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.

Словарь

Дизайн -(от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Лайнер -(англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.

Кулинария -(от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).

Микроскоп -(от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.

Предприятие -самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.

Ребус -(от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.

Скотч -самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.

Этикет -(от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.

Флюгер -(от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.

Наши рекомендации